2020-3-16 11:00 |
Шелеховские коллеги и друзья называют Бутакова Сан Саныч, и точно знают, что если понадобится его помощь – достаточно просто нажать на кнопку «вызов».
Шелеховские коллеги и друзья называют Бутакова Сан Саныч, и точно знают, что если понадобится его помощь – достаточно просто нажать на кнопку «вызов». Уйдя на пенсию из подразделения БЭП в начале двухтысячных, он и на гражданке до сих пор нарасхват: сначала отвечал за безопасность крупнейших областных объектов, сегодня – за инкассацию и вооружение банка. Два его телефона в режиме «полёт» работают попеременно с максимальным интервалом в пять минут.
В милицию Александр Бутаков пришёл в 1986 году. За плечами была уже армия и техникум, в котором специалист-производственник кроме прочих наук хорошо усвоил бухгалтерский учёт. Эта дисциплина и помогла ему в дальнейшем легко разбираться с бумагами-цифрами, а ещё он как-то в уме сделал перерасчёт заработной платы замполита, после чего тот немедленно побежал в бухгалтерию догонять недостающую сумму…
Кстати, когда Бутаков пришёл устраиваться на работу в милицию, сразу попросился в ОБЭХСС (тогда это был отдел по борьбе с экономическими хищениями социалистической собственности), но ему предложили для начала должность помощника дежурного, так как не было высшего образования и он не состоял в КПСС. Через год Александра забрал к себе в уголовный розыск Владимир Пенюшкин, а потом способный опер заочно закончил юридический факультет ИГУ и был назначен на должность начальника ОБЭП.
- Наша работа пришлась на лихие девяностые, когда крупные предприятия кое-как выживали, а кооперативы и корпорации процветали, но создавались, увы, для обогащения единиц, - вспоминает Сан Саныч.
Его коллеги, да и жители Шелехова до сих пор помнят резонансное дело, которое коллектив БЭП довёл до логического конца. Руководитель крупного предприятия, незаконно организовав на территории кооператив по производству комплектующих, решил прибрать к рукам долю уставного капитала. Проследив и просчитав деятельность предпринимателя, сотрудники привлекли его к ответственности за налоговую недоимку в 800 миллионов рублей. Его команда не боялась собирать материалы и на более влиятельных людей, вот только не всех успели привлечь.
Не лень ребятам было отслеживать и мелкие аферы. Бутаков вспоминает, как Александр Федосов мог полдня сидеть в засаде, наблюдая за продавцом кваса, которая вместо положенных 250 грамм наливала 200. Также кропотливо они собирали компромат на заправках, где недолив обходился гражданам намного дороже.
Литры – это вообще отдельная тема 90-х. Спирт тогда везли через Шелехов цистернами, ящиками, прицепами. Помимо традиционно-русского напитка страну заваливали баночными коктейлями, швебсами и прочими нелицензионными напитками. При этом маскировали продукцию то под молочными надписями, то… под трансформаторной будкой. А сколько подпольных цехов позакрывали в близлежащих сёлах! У разливальщиков была не только фирменная тара и пробки, но и этикетки на любой вкус.
Хищениями леса занимался тоже ОБЭП, и Бутаков до сих пор с благодарностью вспоминает, как сотрудничали с главами поселений.
- Бывало, звонит из Олхи Владислав Кошкин: «Саныч, проехали!», и мы выдвигаемся в указанном направлении. Заставали некоторых прямо на деляне, других – при выезде из леса. Увидев нас, сдавались сразу, мы и оружие-то не получали, хватало сил без него разбираться. Да и масштаб рубок был тогда намного меньше, несмотря на царивший вокруг беспредел, - рассказывает Александр.
Задерживали и машины с грудами металлолома. Как-то во время осмотра одному из сотрудников стало плохо. Заподозрив неладное, Александр вызвал специальную бригаду. Оказалось – перевозили радиоактивный металл, замаскированный сверху лопастями ГЭС. Изымать и хранить такое было негде, поэтому сразу сопроводили до места утилизации.
А ещё сотрудники его подразделения отвечали за учёт..девушек лёгкого поведения. Их полагалось не только знать в лицо и по фамилиям, но и вести дактилоскопический учёт. Как-то раз, кстати, сотрудники уголовного розыска смогли быстро раскрыть преступление благодаря такой базе данных.
- Я начинала службу стажёром ОБЭП. Не только каждый месяц, а каждый день казался тогда интересным, захватывающим приключением. Сан Саныч нас научил всему, и хотя жизнь вносила незначительные коррективы, азы остаются незыблемыми по сей день, - делится Марина Красикова, главный бухгалтер ОМВД России по Шелеховскому району. Её мнение разделяют и другие сотрудники-воспитанники Бутакова.
Марина Гетманова, ОМВД России по Шелеховскому району
Подробнее читайте на 38.mvd.ru ...