Белые старцы пугают лесорубов

Белые старцы пугают лесорубов
фото показано с : baikal-info.ru

2018-9-6 20:05

Вальщики леса подступают к священному бурятскому месту Котлы Текст: Ксения Рютина , Фото: Сергей Игнатенко , СМ Номер один , № 35 от 6 сентября 2018 года , #Происшествия , #Эхирит-Булагатский район Сакральное сооружение, созданное руками нескольких поколений, расположено на вершине горы Хара-Зурхэн.

От деляны лесорубов его отделяет лишь несколько десятков метров.

Звон пил и рев тракторов встревожили жителей деревни Кукунуты Эхирит-Булагатского района. Лесорубы практически вплотную подступили к священному месту Котлы, где издревле проводятся шаманские обряды. Когда люди обратились к лесорубам со словами: «Что же вы творите?», мастер по имени Тимур сказал: «Я ваши котлы (которые являются ритуальными сооружениями. — Прим. авт. ) вообще на металлолом сдам».

Жители Кукунутов обратились во множество инстанций, в том числе в Байкальскую природоохранную прокуратуру. В ожидании ответа и действий от чиновников и правоохранителей кукунутцы не сидят сложа руки — чистят захламленные лесорубами ручьи, возят в лес общественников и журналистов. По словам жителей Кукунутов, лесорубы очень рискуют, бесчинствуя в местной тайге, в прошлом на защиту лесов уже не раз вставали духи предков.

Один повесился, другой сошел с ума

Нашим провожатым в кукунутский лес становится местный житель Илья. Он находит для нас проходимую машину и водителя. Илья просит не светить его лицо на фотографии, поскольку опасается последствий и мести для себя и своей семьи. По дороге мы разговариваем о том, как получилось, что пришлые бизнесмены покусились на святое.

— В прошлом лесные земли, окружающие Кукунуты, были сданы в аренду Павлу Юрьевичу Соколову, генеральному директору ООО «ИнСтройСервис», — рассказывает Илья. — Договор аренды был заключен на целых 50 лет. Перед его заключением в администрацию округа были приглашены шаманы. Под их контролем для арендатора были выделены определенные кварталы. Арендатор мог зайти в лес, только соблюдая определенные условия — не трогать священные и ягодные места.

После этого знакового совещания прошло 13 лет.

— На протяжении этих лет мастером у лесорубов работал Владимир Гуленков, — продолжает Илья. — Он соблюдал все дистанции, не допускал нарушений, не давал рубить то, что трогать нельзя. Владимира Сергеевича уволили. А нынче пришел мастер Тимур, молодой парень. И начали косить лес направо и налево. Дороги не делают, лесовосстановлением не занимаются. Ручьи все пересохли.

Чтобы спасти ручьи, Илья и еще 25 местных парней взяли трактор, лопаты и этим летом выехали в лес расчищать русла. И вода пошла.

— Это было так красиво, как будто с водой пришла новая жизнь, — вспоминает Илья. — И в реке Кукунутке уровень поднялся. Раньше мы в ней купались, хариусов, ленков ловили, а сейчас она совсем обмелела.

Но долго ручьи не просуществовали. Лесорубы с помощью бульдозеров сделали на месте русел дороги.

Кукунутские старожилы рассказывают историю, произошедшую в наши дни. Когда местный лес без разбору пускали под пилу китайцы, жители попросили о помощи шамана. Тот провел ритуал, обратившись к духам предков. И они пришли. Три белых старцах с бородами до земли на белых конях. Старцы появились на священной горе Хара-Зурхэн. Китайцы их увидели и обмерли от страха. Один лесоруб потом повесился, другой сошел с ума, лишь один человек из бригады сумел сохранить ясность рассудка и рассказал эту историю другим людям. Несколько лет назад одну из бригад, работавших в здешних местах, тоже постигали несчастья. Совпадение это или нет, но несколько рабочих погибли, придавленные подпиленными деревьями.

— Шаманы говорили, что гора Хара-Зурхэн связана с ольхонской горой Шаманкой и горой в Бурятии, — говорит Илья. — Больно смотреть на то, какое сейчас отношение к лесу. Когда я был маленький, нас вывозили русла ручьев чистить; видел я своими глазами, как лес прореживали, чистили, едва ли не вручную вытаскивали все гнилое.

Фото с таинственной женщиной

К священной горе Хара-Зурхэн местные жители относятся с трепетом и почитанием. И когда в бригаде, которая должна была рубить там лес, появились вакансии, никто из местных туда не пошел. Бригаду набрали в Аларском районе.

— Мне один парень из этой бригады рассказывал, что вся техника, которую пригнали на гору, была исправна, в первый день все работало, а потом началось что-то необъяснимое, — вспоминает Илья. — Сначала намертво заглохла одна пила, потом вторая, трактор поехал — мотор у него заклинило. Мимо бригады проходил ягодник, который объяснил, что нельзя уничтожать лес в священном месте. Парни все бросили и уехали домой.

Когда мы едем к Котлам, водитель рассказывает о дороге.

— Раньше к священному месту можно было подъехать на «Жигулях». Лесовозы разбили всю дорогу, пробивают новые, особо не заморачиваясь расчисткой.

Вдоль обочины дороги, как павшие солдаты, лежат выкорчеванные бульдозером и брошенные деревья. В будущем они будут усугублять пожароопасную обстановку.

Священное место Котлы расположено на горе Хара-Зурхэн. Здесь установлены специальные емкости, с помощью которых осуществляются жертвоприношения. В котлах варится жертвенный баран. Рядом находятся большие рукотворные пирамиды, сложенные из камней, имеющих форму плит. На древность сооружений указывают мох и лишайник, покрывающие нижние слои.

— Место, на котором мы стоим, здесь самое высокое, — рассказывает Илья. — Старики говорят, что эта гора имеет очертания лошади — здесь голова и сердце, туловище идет до Бохана, гора разветвляется, образуя ноги и хвост.

— Обратите внимание на сосны, которые находятся в священном месте, — им от ста и больше лет. Такие деревья и привлекают сюда лесорубов.

В конце августа Илья привозил на священное место общественников, проверяющих законность деятельности лесорубов. Иркутский правозащитник Любовь Аликина побеседовала с лесорубами и сделала фото, при просмотре которых обнаружила нечто необъяснимое. На фото с деревьями, сделанном рядом с Котлами, была изображена белая женщина, которой в лесу не было и быть не могло. Кажется, что женщина осматривается, сокрушенно поднеся руку к лицу.

— Может быть, предки знак подают? — предположила Любовь Аликина.

Илья этого фото не видел, и когда мы ему его показали, наш провожатый признался:

— Честно говоря, у меня от этого фото мороз по коже, такой женщины в тот день с нами точно не было. Да и по ягоды сюда местные женщины не ходят никогда, здесь медведей много.

Старики потеряли надежду

Буквально в 50 метрах от Котлов мы натыкаемся на лесоделяну. Людей не видно. Лесорубы сегодня не вышли на смену из-за дождя. В жарко натопленном вагончике мы встречаем троих мужчин. Про то, что они рубят лес рядом со священным местом, они не знают, но услышав информацию об этом от нас, не слишком испугались.

— Чего-то необычного тут с нами не происходило, — рассказывает самый разговорчивый из троих, Сергей. — Ну, разве что ночью был странный звук, похожий на мяуканье, но, думаем, это была рысь. Тут вообще много зверья обитает.

— Вырубите лес, что будет со зверьем?

— А мы вообще-то лесу пользу приносим, — уверенно говорит Сергей, — законно работаем. Проводим санитарные рубки, валим перестой, который снизу уже гниет, молодняк весь оставляем. Местные выступают против, потому что сами хотят тут работать.

Сергей рассказал, что приехал работать на деляну из Усолья. Там очень мало рабочих мест. Устроен официально.

— По деляне можно пройтись и посмотреть, нарушений у нас нет.

Во время нашей поездки по лесоделянам Илья пытался договориться о встрече со старожилами Кукунутов, но никто не согласился побеседовать с журналистами. По словам нашего провожатого, старики потеряли надежду в то, что что-то возможно изменить в лесной отрасли. Что же касается самого Ильи и его сподвижников, то они сдаваться не намерены.

Бригада лесорубов утверждает, что работает полностью легально.

Популярные материалы по тегам статьи:

Катастрофа вертолета: подробности

Две недели без еды и воды

Мошенницы гастролируют по Сибири

Подсудимые: последнее слово

В Иркутске осужден братоубийца

Зачем житель Бирюсинска сжег свой микроавтобус?

Правильный мед делают на пасеке в Ревякина

ДТП на Иркутном мосту: новые факты

«Я потеряла смысл жизни»

Предупредили огнем

Вот такие последствия остаются после работы лесорубов. Брошенные ветки и верхушки создают пожаро­опасную обстановку. По словам Любови Аликиной, женщины, которая запечатлена на этом фото, не было в кадре во время съемки. Котлы мастер участка грозился сдать на металлолом, сообщив местным жителям, что он другого вероисповедания и кары за святотатство не боится. .

Подробнее читайте на ...

илья лес лесорубов фото хара-зурхэн котлы ручьи лесорубы