Богатырские пещеры — памятник природы регионального значения

Богатырские пещеры — памятник природы регионального значения
фото показано с : baikal-info.ru

2017-8-16 16:11

View the full image Река Уда, урочище Плиты. View the full image Долина Уды.

Высота над рекой около 250 метров.

View the full image

Усадьба семьи Гребневых, до недавнего времени единственная на кордоне Плиты.

View the full image

Семья Гребневых живет на кордоне с марта 1959 года. «Экскурсионные группы школьников, экспедиции ученых, обыкновенные туристы… Иной раз у нас останавливалось по 60 человек», — вспоминает Тамара Гребнева.

View the full image

Долгие годы Константин Гребнев, знатный охотник и рыболов, человек энциклопедических знаний, был, что называется, хозяином пещер: присматривал за порядком, встречал экскурсионные группы, помогал спелеологическим экспедициям.

View the full image

Сергей, работник местной турбазы, организовывает конные прогулки, переправляет туристов через Уду, сопровождает группы на Богатырские пещеры.

View the full image

Группа туристов из Нижнеудинска готовится к переправе через Уду.

View the full image

View the full image

Сталагмиты в Нижнеудинских пещерах.

View the full image

Один из залов Большой пещеры.

View the full image

Один из узких коридоров Большой Нижнеудинской пещеры.

СМ Номер один, Газеты, № 32 от 17 августа 2017 года

Наиболее раритетная надпись, оставленная посетителями этих пещер, относится к 1817 году

Сталактиты, сталагмиты и ледяной водопад; галереи и залы, мерцающие инеем… Все это Богатырские пещеры, расположенные в предгорьях Восточного Саяна, в 62 км южнее Нижнеудинска. В 1875 году известный геолог и палеонтолог Иван Черский, исследовавший эти пещеры, обнаружил в них останки многих вымерших животных, в том числе кости сибирского длинношерстного носорога и пещерного медведя.

Где это?

Добраться до Богатырских пещер, памятника природы регионального значения, достаточно непросто. Малая и Большая Нижнеудинские пещеры — таковы их официальные названия — расположены на правом берегу Уды на скалистой горе, сложенной из темно-серого плотного известняка. Тропа к ним начинается с самого берега и находится напротив кордона под названием Плиты. То есть, как правило, туристы доезжают до кордона, переправляются через Уду и уже оттуда выходят к пещерам. Такой маршрут следования выбрали и мы.

Дорога от Нижнеудинска до кордона Плиты лежит через деревню Чалоты. Львиная доля пути приходится на глухую таежную местность, по которой, что называется, ни пройти ни проехать. Ухабы, ямы, глубокие лужи, месиво из грязи, глины, песка… Совладать с суровым лесным бездорожьем по силам совсем немногим авто. Чаще всего ценители экотуризма добираются до кордона на «Нивах», уазиках или ГАЗ-66.

К вахтовке на базе старой доброй «шишиги» прибегли и мы. Живописные пейзажи за окном, жуткая тряска в салоне вахтовки. Путь до кордона оказался неблизким. Сиреневые поля иван-чая, стремительная Уда, глухой таежный лес. Чуть больше 80 км дороги мы преодолели за 4 часа.

Пещера Гребнева

Кордон Плиты встретил нас отличной погодой и удивительно красивой, почти сказочной тайгой: мягкие поляны ягеля и мха; нарядные, как на картинках, семейства мухоморов; большие причудливые пни, заросшие лишайником. Плюс грибы, ягоды, кедровая шишка. Летом тайге есть чем поделиться.

До недавнего времени кордон Плиты представлял собой одну лишь усадьбу — усадьбу Константина Гребнева, знатного охотника и рыбака, человека энциклопедических знаний. Сам же кордон служил когда-то перевалочной базой на пути в Тофаларию. До начала 60-х грузы в страну гор доставляли по зимнику на конных повозках. Здесь, на кордоне Плиты, люди ночевали, отдыхали, меняли лошадей. Работал на доставке грузов до Тофаларии и Константин Гребнев. А потом купил здесь дом и устроился штатным охотником и рыбаком. Долгие годы Константин Федорович — ветеран войны, человек образованный и эрудированный — был, что называется, хозяином пещер. Присматривал за порядком, встречал экскурсионные группы, помогал спелеологическим экспедициям. Путешественники, этнографы, известные ученые — кто только не останавливался в доме Гребневых!

К слову, сам Константин Федорович в конце 70-х в 12 км выше по реке Уде открыл еще одну пещеру. Ее так и назвали — пещера Гребнева.

«О, вам надо к тете Томе!»

Сейчас в усадьбе Гребнева живет его дочка Тамара Константиновна. Сам Константин Федорович ушел из жизни около 10 лет назад. Кстати, все, к кому мы обращались с расспросами об истории пещер, о здешних местах, неизменно отвечали: «О, вам надо к тете Томе!»

— Конечно, меня знают все — я живу здесь с рождения, — улыбается Тамара Константиновна, тут же приглашая в дом. Гостеприимство и радушие — семейная черта Гребневых.

Большая светлая комната, полати на печке, длинный обеденный стол и шкаф с большой библиотекой… С уходом отца Тамара Гребнева в доме почти ничего не меняла.

— У нас всегда останавливалось много гостей: экскурсионные группы школьников, экспедиции ученых, обыкновенные туристы… А уж если непогода, если ветер и дождь — ну как не принять? Обязательно примем! Иной раз по 60 человек останавливалось. Потому и стол такой длинный-предлинный.

Останавливались в доме Гребнева и ученые-спелеологи, которые приезжали исследовать Богатырские пещеры.

— В 1982 году приезжала большая экспедиция научных сотрудников. Ребята базировались прямо в пещере, где жили и работали больше недели, — рассказывает Тамара Гребнева. — Десять дней они изучали Большую Нижне-удинскую пещеру, по веревочке проходя из галереи в галерею. Но до конца эту пещеру так и не прошли.

Рассказывая о тайге, о горной Уде, тетя Тома отмечает: места здесь и на рыбу, и на зверя богатые. Одно плохо — браконьеры.

— Все водится: коза, соболь, волк, сохатый… Правда, в сравнении с прошлым, гораздо меньше, конечно. Незаконная охота, электрические удочки — все ведь это сказывается.

— А медведи водятся?

— Ну а куда ж без них? Конечно. Как-то летом, два года назад, медведь из леса вышел — рядом совсем, почти за оградой. Вышел, Уду переплыл и в гору ушагал. Прямо по тропе.

«Это что-то невероятное!»

Между тем буквально пару лет назад на кордон Плиты пришел и организованный туризм — один из нижнеудинских предпринимателей построил здесь турбазу. Еще раньше, в начале двухтысячных, появилось несколько новых домов и по соседству с усадьбой Гребневых. Правда, местных жителей почти не прибавилось — народ в основном живет здесь наездами. Ну а львиная доля туристов по-прежнему приезжает сюда дикарями. Народ ставит палаточные лагеря, рыбачит на Уде, самостоятельно посещает пещеры.

С одними из таких туристов — компанией друзей из Нижнеудинска — мы познакомились на берегу Уды. Несколько палаток, походная кухня, только что приготовленный плов в казане — к путешествию ребята подошли основательно.

— Мы все родились и выросли в Нижнеудинске, но на Богатырские пещеры приехали впервые. Столько о них слышали, так долго собирались, и вот наконец-то все получилось: и компания подобралась, и транспорт нашелся, — говорит Виктория Косован. — Сказать, что мы впечатлены, не сказать ничего! Льдины, иней, сталактиты… Это что-то невероятное!

Уда с высоты 250 метров

Итак, путь до кордона Плиты — это еще не все. Чтобы добраться до самих Богатырских пещер, нужно переправиться через реку Уду, подняться в гору и пройти по склону 2,5 км. Если собственного плавсредства нет, можно прибегнуть к услугам местных лодочников. За переправу на резиновой лодке ребята берут по 200 рублей с человека.

С Сергеем, работником местной турбазы, мы разговорились как раз таки на берегу. Только что молодой человек переправил через Уду несколько туристов.

— Люди приезжают. Людям интересно, — говорит Сергей. — И на турбазу, и просто так — с палатками. Места здесь красивые. Настоящие таежные. А уж какой воздух, какая рыбалка!. .

Переправившись через реку на собственной лодке, мы двинулись по тропе. В целом для неподготовленного туриста подъем хоть и непростой, но вполне преодолимый. И каждому, кто по узкой лесной тропе, перешагивая через камни и ветвистые корни, поднимается на гору, словно в награду, открывается удивительная панорама — долина реки Уды в обрамлении скальников и бескрайней тайги.

К слову, где-то на середине пути, когда, поднявшись в гору, мы восхищались видами, погода внезапно испортилась: небо затянуло тучами, началась гроза. Гром, молния, ливень… До пещер мы дошли, промокнув до нитки. В общей сложности наш путь занял чуть больше часа.

Волшебно, холодно и скользко

Нижнеудинские пещеры — Большая и Малая — располагаются совсем недалеко друг от друга. Расстояние между ними порядка ста метров. Высокие своды, ледяные сталагмиты и сталактиты, залы и галереи, мерцающие инеем… Красота подземных Саян удивительна! Одно из первых впечатлений — волшебно, холодно и скользко.

Буквально в нескольких метрах от входа в первую — Малую — пещеру туристов встречает массивная наледь: высокая, красивая, с блестящими монетками. Вморозить в наледь денежку — примета на удачу. Судя по толстому слою застывшей воды, иные монетки были оставлены здесь очень давно.

Сама же пещера и правда очень небольшая. Коридор длиной в несколько десятков метров оканчивается россыпью горных пород. Позже Тамара Гребнева рассказала, что по итогам той самой экспедиции 1982 года специалисты пришли к выводу, что камень ненадежен и сулит опасность. В результате часть свода искусственно обрушили.

Мрак, таинственное эхо и леденящий холод — без перчаток, теплых курток и устойчивой обуви пребывание в пещерах обещает быть недолгим. Мы же, вымокшие до нитки, продрогли, признаться, буквально на входе.

Красная книга

Большая Нижнеудинская пещера куда более извилиста. Она насчитывает как минимум несколько залов и отличается петляющими коридорами, местами довольно узкими, сложными проходами. Наиболее выделяющиеся — «Ползучий коридор» и «Марьин коридор». Сводчатые потолки, таинственные гроты, причудливое нагромождение каменных глыб — все кажется удивительным, окутанным загадкой.

Известно, что в одном из отдаленных коридоров есть и застывший ледяной водопад. Но мы, увы, замерзли и до него не дошли. Зато дошли до центрального зала, где на массивной каменной плите под куполообразным сводом лежит большая, толстая книга в красном переплете. Это книга записей посетителей. В ней восторженные эпитеты и впечатления, длинная вереница имен, фамилий, дат. Рядом несколько шариковых ручек, ни одна из которых не пишет из-за давно замерших чернил. Две предшественницы этой книги, исписанные от и до, долгое время хранились в доме Константина Гребнева. Некоторое время назад их передали в краеведческий музей Нижнеудинска.

Три названия

Богатырские пещеры — название обывательское, возникшее из-за рядом стоящей горы, которая внешне напоминает богатырский шлем. Мы, правда, в ней таковой не разглядели. Официально же пещеры именуются Нижнеудинскими. Еще одно название, которое часто встречается, — это пещеры имени Ивана Черского. Именно он, известный географ, геолог и палеонтолог, первым исследовал эти пещеры и обнаружил в них останки многих вымерших животных. В книге археолога и краеведа Павла Хороших «По пещерам Прибайкалья» об этом сказано следующее: «В 1875 году И. Д. Черским в слоях на дне пещеры были найдены многочисленные и хорошо сохранившиеся останки вымерших четвертичных животных, обитавших на Байкале еще 10 000 лет тому назад. В числе ископаемых животных найдены кости сибирского длинношерст-ного носорога, пещерного медведя; найдены также кости северного оленя, сайги, кабана, песца, медведя. Часть фауны Нижне-удинской пещеры относится к последней ледниковой эпохе, основная масса костей ископаемых животных обнаружена в Малой Нижнеудинской пещере».

В этой же книге автор упоминает и о надписи в Большой Нижнеудинской пещере, сделанной в 1875 году самим Иваном Черским, и о наиболее древнем «автографе», оставленном кем-то из посетителей, датированном 1817 годом.

Вообще, и Малая и Большая пещеры пестрят памятными надписями из разряда «здесь был Вася». Какие-то из них более информативны, какие-то менее. В стремлении увековечить собственное имя «писатели» к чему только не прибегают — к мелу, краске, саже.

В целом на просьбу рассказать о Богатырских пещерах с энтузиазмом откликнется едва ли не каждый, кто родился и вырос в Нижнеудинском районе. В советское время на знакомство с пещерами школьников района возили исправно. Наслышаны о Богатырских и заядлые путешественники, и приверженцы экотуризма. Однако о широкой известности в массах говорить не приходится. Об уникальном памятнике природы — Богатырских пещерах — в большинстве своем жители области не знают.

Фото автора и с сайта www. nudinsk. ru

Дина Оккерт

Метки: Жизнь, Нижнеудинский район

Другие материалы:

«Город амбициозный, город обывательский»

Машина времени в центре Иркутска

Апрель чудит!

Напольные весы достались сильной женщине

Вот так прабабушка!

.

Подробнее читайте на ...

пещеры the full view image гребнева плиты большая