Борщ для бездомного

Борщ для бездомного
фото показано с : baikal-info.ru

2015-12-30 02:59

СМ Номер один, № 51 от 30 декабря 2015 года В Черемхово граждан без определенного места жительства кормят горячими обедами Горячими обедами черемховцев, оказавшихся за бортом жизни, кормят уже четвертый год.

Сначала задумки были более масштабными и всеобъемлющими — открыть круглогодично действующую столовую, на базе которой организовать что-то типа приюта с койками. Но узкие рамки муниципального бюджета планы подкорректировали. Сейчас по городу курсирует автобус с табличкой «Акция «Горячий обед», где раздают обеды из трех блюд.

«Приведем их в божеское состояние»

— Один год мы открывали обычную столовую — ставили палатки. Но было вообще неудобно, — рассказывает Вадим Семенов, мэр Черемхово. — Приходилось постоянно топить печь, нарушались правила пожарной безопасности, были проблемы с охраной. Порой люди приходили вечером и начинали водку пить. Поэтому мы решили все это дело перенести на колеса.  

Теперь по городу ездит оборудованный автобус. Он останавливается в центральной части города, в большом микрорайоне Храмцовском, захватывает поселки, самый большой из которых — это Касьяновка, где живет много малообеспеченных людей.  

— Помимо того что мы тратим деньги из городского бюджета, нам очень помогают спонсоры, неравнодушные люди, — продолжает мэр. — Это Игорь Сумароков, Гавриил Франтенко и местный предприниматель Александр Язиков. Они снабжают нас продуктами питания.

В этом году мэр Черемхово решил не ограничиваться только организацией питания. Граждан без определенного места жительства он планирует помыть, переодеть, а также постричь и побрить.

— Я дал команду сразу после новогодних праздников посадить всех в автобус и отвезти в городскую баню. Там мы их помоем, попарим, приведем в порядок. Соберем у них одежонку и сожжем. Сейчас идет сбор более-менее качественной одежды, в которую мы их переоденем. Бездом­ных посмотрят медики. Словом, приведем мы их в более или менее божеское состояние.

По словам Вадима Семенова, граждане без определенного места жительства довольно неохотно идут на контакт. Собрать их — проблема. Даже получить горячий обед они не торопятся. А как помогать человеку, который не очень-то хочет, чтобы ему помогали?

— Повезем их баню. Неизвестно, сколько человек останется, сколько убежит. Но в любом случае это делать надо, потому что это тоже люди. Конечно, хочется оказывать помощь бездомным круглогодично, на регулярной основе, но нужны средства, которых в бюджете не хватает. Мы с отцом Николаем, настоятелем местной церкви, проблему бездомных обсуждали. Думали, как совместно организовать дом призрения. Он обязательно нужен, потому что в такой ситуации может оказаться каждый, особенно в такие непростые времена, как сегодня.

Гордость и предубеждение

Первые дни на обеды приходят три-четыре человека, а потом включается сарафанное радио и количество столующихся резко увеличивается. За день работы в  столовой на колесах может побывать до 70 человек. Сотрудники администрации заметили одну закономерность: чем теплее на улице, тем меньше посетителей. В холода горячий обед в теплом автобусе — это еще и возможность погреться. Получить бесплатный обед приходят не только бездомные, но и малообеспеченные граждане. Они чисто одеты, вежливы и при этом отчаянно стесняются. В людях говорит гордость — получать что-то бесплатно они не привыкли.

— В прошлом году из Иркутска приезжало телевидение снимать нашу акцию, — рассказывают сотрудники местной администрации. — Пришла на обед женщина с подругой. Обе чистенько одеты. Как только женщина камеру увидела, сразу сказала подруге: «Ой-ой-ой! Пошли отсюда! Не дай Бог меня дочка увидит по телевизору!»

Подъезжаем к столовой на колесах и замечаем возле мусорных контейнеров пожилую женщину, которая перебирает мусор. Зовем ее на горячий обед. Но женщина скромно отворачивается и отказывается: «У меня дома есть что покушать. А тут я еду собачкам собираю и из одежды кое-что».

Горячий обед готовят в черемховской столовой. Еду помещают в большие термосы и грузят их в автобус. Между сиденьями в пазике устанавливают стол с веселенькой клееночкой. Все блюда готовят из качественных продуктов. В меню обязательно присутствуют супы, что-то мясное с гарниром и чай с булочкой или пирожком. Посуда по понятным причинам используется только одноразовая.

Мы зашли в пазик. Там за столом едят борщ молодой мужчина — не грязный, но с говорящей одутловатостью лица — и пожилая женщина. Работница столовой накладывает им второе — ячку и кровяную колбасу. Мужчина налегает на горчицу.

— Она даже очень острая! — говорит он с явным удовольствием.

К моменту нашего приезда передвижная столовая работает четвертый день. Мужчина признается, что питается здесь уже во второй раз.

— Нравится, как кормят?

— А че нет-то?! Вот так поешь — и сытость на целый день.

— А почему не каждый день приходите?

— Некогда мне. Брату помогаю — воды натаскать, дров…

Веселая Люба

Пока беседуем с мужчиной, в автобус не решаются зайти две женщины: одна с палочкой, а другая с рентгеновскими снимками под мышкой. Женщины оказываются соседками, подругами  и тезками — Любами.

— Я ей помогаю, но добиться ничего не могу. Ей инвалидность не дают, — говорит Люба, держащая снимки, про свою соседку. — Видите, как она хромает? Какая ей работа?! И до пенсии еще год…

— Люба! — с обидой одергивают подругу женщина с палочкой. — Ну что ты! Только не фотографируйте меня, пожалуйста, — просит стеснительная Люба нашего фотографа.

Вторая Люба оказывается женщиной бойкой и веселой. Она охотно рассказывает про свой единственный доход — пенсию в семь тысяч рублей, а также про оплаченные вовремя счета за коммунальные услуги и капитальный ремонт и про то, как оставшихся денег с трудом хватает на жизнь. Веселой Любе, может быть, не столько нужны горячие обеды, сколько возможность пообщаться и, как она сама говорит, поугорать.

— Два года назад здесь палатку поставили с горячими обедами. А я-то не знала. В окошко выглянула. «Девчонки, — говорю, — неужели война началась? Палатку зеленую во дворе поставили. Господи, куда нам бежать? Ладно, бинты есть, вата есть…»

Люба рассказывает, что в их округе — центре Черемхово — живет много бездомных.

— Хотите поугорать? — делает заманчивое предложение наша артистичная собеседница. — Недавно мусор выношу, в ящик его высыпаю, а оттуда: «Ты че, с…, не видишь, я здесь сижу?» — и башка оттуда вылазит. А вообще, хорошее дело делаете. Я как со своего пятого этажа автобус увидела — сразу прибежала. Говорю: «Девчонки, можно бабушке-пенсионерке чаю попить?» А они: «Конечно, можно».

В баню готовы, а больницы избегают

— Люди к нам приходят совершенно разные, — говорит Елена Тесленко, уже не первый год работающая на раздаче горячих обедов. — Кто-то не хочет возвращаться к нормальной жизни, а кто-то не теряет надежды — спрашивает, как восстановить документы. Им помогала в этом работник соцзащиты, которая ездила с нами. В прошлом году их хотели бесплатно поместить в больницу на лечение, но никто не захотел туда ехать. Вот у мужчины, с которым вы разговаривали, грыжа. Его искали-искали, но не нашли. Так он и ходит мучается…  

— Вы предупредили ваших посетителей, что после Нового года их повезут в баню?

— Предупредила. Они сразу: «О, в баньку-то мы сходим, но в больницу не поедем».

Водитель пазика Валерий Труфанов говорит, что самое сложное в работе — ждать посетителей, тогда время тянется медленно. Когда приходят люди, становится весело. Столующиеся обычно приходят в приподнятом настроении. За обедом ведут «деловые разговоры»: «В прошлом году копали картошку, хорошо заработали. Когда в этом году будем копать?» — «Так ее еще посадить надо!»

Пока мы разговариваем с Еленой, в автобус заходит новый посетитель, чей образ жизни можно легко определить по совершенно черным от грязи рукам. Это Рома, постоянно столующийся.

— После того как у него умерла жена, он никто и звать его никак. Бомжует, — отрекомендовала посетителя Люба.

Пока Люба давала нелестную характеристику, Рома индифферентно хлебал суп.

— Жена была — он жил в квартире. А после смерти жены дочь его выгнала. Это он жену со свету сжил, — авторитетно заявила Люба. — Чего тебе не жилось? Зачем пил, жену мучил? — пытала женщина нахохлившегося бездом­ного.

На этот вопрос Рома предпочел отмолчаться.

В новогодние дни столовая на колесах работать не будет, поэтому в последний рабочий день бездомных будут не только кормить, но и раздавать им сухпайки с гамбургерами и булочками.

Ксения Рютина. Фото Сергея Игнатенко

Метки: Общество, Черемхово

View the full image

Кто-то из посетителей приходит за горячим обедом, кто-то за общением, а кто-то за помощью.

View the full image

Некоторым людям подойти к автобусу мешает гордость.

View the full image

Елена кормит бездомных уже не первый год. В этом году посетители ведут себя хорошо, не безобразничают.

Другие материалы:

Будет ли индексация пенсии?

РЖД: развитие, надежность, успех

Обычная школа, необычные школьники

Цены продолжают расти

40 человек вышли уничтожать клещей в Иркутске

.

Подробнее читайте на ...

rtejustify люба обед автобус женщина приходят год кто-то