2018-3-28 16:49 |
Вокруг целесообразности закрытия здания до сих пор продолжаются споры Текст: Кристина Чернолих , СМ Номер один , № 12 от 29 марта 2018 года , #Общество Дом быта закрыт уже два года.
Никаких видимых движений здесь не наблюдается, а вот вокруг этого объекта продолжаются нешуточные споры.
Последнее время ситуация вокруг Иркутского дома быта, закрытого почти два года назад на капитальный ремонт, все чаще рассматривается в политической плоскости. Некоторые комментаторы, в частности, полагают, что предприниматели, арендовавшие помещения в этом храме бытовых услуг, стали заложниками чьих-то интересов. Мол, кому-то приглянулось здание в центре города, его хотят «отжать», а страдают люди. Так это или нет — не беремся утверждать, но то, что Иркутский дом быта попал под проверки еще в 2015 году, после пожара торгового центра в Казани, — это общеизвестно. Тогда прокуратура Кировского района проверила Дом быта и выявила целый ряд проблем в техническом состоянии здания и в отношении пожарной безопасности. После недавних событий в Кемерово эти претензии проверяющих органов выглядят не такими уж и беспочвенными, как их пытаются представить бывшие арендаторы.
Пустой дом
Некогда шумное и оживленное место — сегодня от Дома быта осталась только оболочка. Вот уже два года здание заклеено, закрыто и опечатано. Везде объявления: «Мы переехали», «Мы в соседнем здании», «Мы напротив».
— Мы первое время ждали своих клиентов и за руку их отводили туда, где сейчас работаем, — рассказывает Надежда, хозяйка небольшого центра по ремонту бытовой техники. Она и Константин — мастер-часовщик — были соседями по Дому быта и остались ими на новом месте. Бывшие «жильцы» сейчас стараются держаться как можно ближе друг к другу. Переезжают все почти что группами, новых адресов не так и много, в основном улицы Дзержинского, Фурье и Урицкого.
— Странное дело, но мы не так уж много общались друг с другом, пока работали вместе, но как только нас начали сгонять — мы образовали настоящее сообщество, что ли, — говорит Надежда. — Теперь мы постоянно общаемся, ходим друг к другу в гости, стараемся держать друг друга в курсе всех новостей. Как только хоть какая-то новость, все сразу звонят друг другу: «Ну что? Что там с Домом? Когда?» Поначалу особенно все ждали любой новости, а сейчас уже спокойнее.
— Мы со всеми стараемся поддерживать связь, узнаем, что и как. Не знаю никого, кто был бы доволен на новом месте. Даже те, кто остался на Урицкого и просто в соседние дома перебрался — все равно больше половины клиентов потеряли. Теперь можно сутками сидеть — и ни одного заказа, а раньше я даже на обед не отходил, — говорит Константин, часовой мастер. У него ко второй половине дня только 150 рублей навару — поменял батарейку в часах.
— В Доме быта несколько часовых мастеров сидело, и всем хватало и денег, и работы, никто не конкурировал, — продолжает он. — А сколько ателье? Штук семь? И всем хватало заказов. У многих помощники были — пришлось уволить. Мне раньше шести метров хватало, теперь вот пришлось 12 арендовать — а толку мне от них?
Я оставляю их и иду на улицу Дзержинского — туда съехались сразу несколько мастеровых. Ювелиры, швеи и починка кожаных изделий. Ювелир, хмурый мужчина лет 40, немногословен и сердит:
— Ну, нашел я это место. А толку? Да, здесь условия у частника лучше, чем там были. Там сотрудникам даже парковку не делали бесплатно — 100 рублей в сутки отдавали. И не надо было там никакого ремонта, все там было нормально. А сколько мы этих денег на ремонт отдавали управляющей компании?! Где ремонт? Где деньги? У меня там клиенты были, я там 15 лет работаю, а здесь и половины нет. Вот, возьмите визитку, — неожиданно завершает он разговор.
Борьба за участок?
Предприниматели уверены: за решением о закрытии Дома быта стоят чьи-то интересы. Алексей Лысенко, юридический представитель одного из коммерсантов, выкупивших в свою собственность одно из помещений Дома быта, так и говорит: «Это просто борьба за участок».
— Есть федеральный закон, и собственники имеют привилегированное право на выкуп помещений, что явно не понравилось администрации Иркутска. Сначала они в январе 2016-го провели повторную экспертизу, хотя после первой экспертизы все, я подчеркиваю — все! — предписания МЧС были выполнены, кроме дорогостоящей автоматической установки пожаротушения. Но она была рекомендована, а не в обязательных условиях.
Похожую точку зрения высказывает и Ольга Канышева, ведущий аналитик юридического отдела аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей Иркутской области.
— Единственный пункт из всех нарушений — это та самая многомиллионная установка системы пожаротушения. Собственники и его хотели устранить, но уже с участием администрации, потому как здание-то все же им принадлежит по большей части.
Сорок пунктов
В городской думе вопрос «О ходе капитального ремонта здания Дома быта на ул. Урицкого и сроках ввода его в эксплуатацию» рассматривали не так давно на слушаниях. Время на рассмотрение продлевали несколько раз, вплоть до завершения слушаний, но так ни к чему и не пришли — перенесли на следующий раз.
Маргарита Ли, заместитель мэра и руководитель аппарата мэрии, подтвердила официальную позицию администрации города: здание не ремонтировали 44 года, оно не соответствует нормам пожарной безопасности.
— Устранить все нарушения здесь и сейчас невозможно, требуется комплекс мероприятий, начиная от проектирования, поэтому было принято решение закрыть Дом быта на капитальный ремонт. Одновременно прокуратура заявила о запрете на эксплуатацию, и суд принял соответствующее решение, которое вступило в силу.
Вообще, проверка Дома быта устраивалась дважды. В первый раз — в 2015 году, когда было обнаружено около 20 нарушений. По словам представителя собственников, все нарушения были устранены за счет самих предпринимателей, кроме установки дорогостоящей системы пожаротушения. Прокуратура отказалась от исковых требований, и здание продолжило работу. Но в 2016 году администрация города повторно инициировала проверку. Список нарушений составил порядка 40 пунктов, включая неудовлетворительное состояние крыши, систем водоотведения, электроснабжения, а также необходимость полной реконструкции лестниц, лестничных клеток и лифтов. В этом же году здание Дома быта было закрыто, однако ремонтные работы так и не начались.
Ждем концессионера
Маргарита Ли заявила, что сейчас администрация города прорабатывает вопрос об объявлении конкурса на заключение концессионного соглашения. Главное условие — проведение капремонта, приведение здания в полное соответствие требованиям пожарной безопасности, а также косметический ремонт. Кроме того, будет рассматриваться вопрос и о дальнейшей эксплуатации этого здания.
— Мы передумали искать инвестора, как планировали. Договор концессии удобнее муниципалитету, так как есть возможность контроля. Будет произведена замена инженерных систем, в том числе и водоснабжения, устранены проблемы пожарной безопасности.
По ее словам, на весь ремонт потребуется порядка 130 миллионов рублей и около 35 миллионов на установку пожарной системы.
— Я не знаю, чем это закончится, — комментирует решение городских властей Ольга Канышева. — Сейчас я не вижу никаких результатов, здание просто два года закрыто. Насчет концессии — если концессионер будет что-то делать, то вопросов нет. Другой вопрос — будут ли желающие. Сейчас речь идет о 130—150 миллионах на ремонт, когда эти деньги оправдаются? Если арендная плата от всего Дома быта — 22 миллиона в год? Есть ли смысл кому-то заморачиваться?
В ответ на наш официальный запрос в администрации города уточнили, что сейчас муниципальным властям предстоят еще два серьезных этапа — это постановка здания на кадастровый учет, а также государственная регистрация права муниципальной собственности помещений, которые уже состоят на учете. Только после этого будет рассмотрен вопрос о заключении концессионного соглашения.
Также в администрации добавили, что вопрос об изменении целевого назначения Дома быта как дома оказания бытовых услуг не рассматривался.
— Мы ратуем за жизни людей, за их безопасность, а предприниматели — за деньги, — подвела итог дискуссии Маргарита Ли. — О чем тут может идти речь?
Надежда, хозяйка небольшого центра по ремонту бытовой техники, и Константин, мастер-часовщик, были соседями по Дому быта и остались ими на новом месте.
Популярные материалы по тегам статьи:
Как тайное становится явным
Сосулькой прилетело
Нынче поплывем!
Не школа, а космос
Иркутская модель обманула всех?
Выборы президента: 120 километров
Как жить дальше?
Работники соцзащиты получат дополнительную помощь
Что случилось с иркутской моделью?
«Женщинам надо любить себя и баловать»
Справка
Иркутский дом быта был построен в 1974 году. Здание изначально строилось как дом бытовых услуг и располагалось на главной торговой «артерии» города — улице Урицкого. Здание принадлежит муниципалитету, помещения сдавались внаем. С 2013 года часть помещений была выкуплена в собственность. После пожара в 2015 в ТЦ «Адмирал» (Казань) Прокуратура РФ объявила обязательные проверки всех торгово-развлекательных центров страны. Через год Дом быта был закрыт администрацией города на ремонт.
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...