«Дедушка пил горячий чай, молился, а затем рассказывал героические эпосы»

«Дедушка пил горячий чай, молился, а затем рассказывал героические эпосы»
фото показано с : baikal-info.ru

2018-7-25 17:43

Потомки великого улигершина Пеохона Петрова по-прежнему живут на нукутской земле Текст: Лидия Гергесова , Фото: автора , СМ Номер один , № 29 от 26 июля 2018 года , #Культура , #Нукутский район Игорь Петрович является правнуком нукутского сказителя Пеохона Петрова.

Вместе с супругой Надеждой они бережно хранят историю своего рода. На фото они с внучкой Людмилой.

«Среднего роста, плечистый, крепкого телосложения, смуглолицый человек. С виду ничем не примечателен. Немногословен и спокоен. Однако в нем был огромный творческий заряд, он весь — в поэзии, весь — в народной мудрости». Именно так описывали знаменитого нукутского улигершина Пеохона Петрова его земляки: известные историки, писатели, фольклористы. Он родился в далеком 1866 году и всю жизнь посвятил труду и поэзии. Долгими зимними вечерами, затаив дыхание, люди слушали его поэмы, сказки, легенды, предания. Многие засыпали под мерное звучание и видели во сне те картинки, которые живописал Пеохон Петрович. Благодаря ему небольшой улус Хадахан приобрел большую славу. Поэтому неудивительно, что и сегодня здесь почитают своего знаменитого земляка. В селе по-прежнему живут потомки улигершина, школа носит его имя, а местный народный коллектив «Адууша» исполняет песни из творчества Пеохона Петрова.

Хранитель Хангинского рода

Когда-то много лет назад улус Хадахан находился на острове. В нем насчитывалось 50—60 дворов. И именно там в большой многодетной семье родился будущий улигершин. Его папа был бедняком и еле сводил концы с концами, а мама посвятила свою жизнь воспитанию детей. Она поддерживала домашний уют и постоянно шила ребятишкам рубашки, штаны, платья, пальто, рукавицы. Каждый кусочек ткани обязательно шел в ход, она то и дело починяла и переделывала износившуюся одежду. Однажды, отягощенная изнурительной работой, она тянула нитку с иголкой и не заметила, как сзади к ней подбежал сынишка. Это был Пеохон. Иголка угодила ему в правый глаз, и так мальчик лишился его на всю жизнь.

Как повествует в одной из своих книг известный филолог, фольклорист Раднай Шерхунаев, Пеохон рос довольно пытливым и сообразительным ребенком и с детства слушал улигеры, сказки, которые рассказывал его отец, Петруунха Бааниевич. Так сложилось, что он был известным в приангарских степях улигершином. Он знал много произведений героического эпоса, хранил в памяти десятки сказок, рассказов, легенд, преданий и т. д. В их доме постоянно собирались земляки. И молодые, и люди почтенного возраста — все с удовольствием слушали его вечерами.

Дети сказителя также не отставали от взрослых и внимательно ловили каждое слово отца. Особенно в этом преуспели Пеохон и его брал Ноед. Они запоминали каждое слово, а затем пересказывали поэмы другим, внося при этом свои дополнения. Поэтому неудивительно, что мальчика с ранних лет окружала красивая загадочная поэзия. Одно время он даже думал, что в их улусе живут только улигершины, поскольку все жители знали немало народных произведений, и только много лет спустя он понял, что любителей художественного слова много, а сказителей лишь несколько человек.

В ту пору их местность действительно была окутана многочисленными легендами. Большинство жителей Хадахана являются представителями Хангинского рода. И своим покровителем они считают бога Борто. Его статуя с головой в виде деревянной маски была в каждом доме. Они просуществовали до XX века.

— Идолы были выполнены в человеческий рост и стояли в «красном углу». В маске был рот, и люди каждое утро перед завтраком его кормили, просили благословения. Только после этого они садились за стол. Однажды произошел такой забавный случай: в одной многодетной семье, где росло 11 ребятишек, один проказник решил подшутить над своей бабушкой. Он спрятался за идолом и ждал, когда она придет его кормить. Бабушка пришла и начала бросать кусочки идолу в рот. Когда она закончила, то взяла тряпочку и начала обтирать ему губы и приговаривать, что, мол, вот и накормила. А 8-летний Роман ей отвечает: «Хорошо я поел. Наелся». Бабушка испугалась, закричала и выбежала из дома с криком: «Барто ожил!» Долго стояли идолы в домах, но затем постепенно люди стали отходить от этого, и последний идол был отдан в 30-х годах в музей, который основал Пеохон Петров, — рассказывает Надежда Петрова, супруга правнука сказителя. Именно она сегодня собирает все сведения о великом улигершине.

Два друга улигершина

Еще совсем мальчишкой Пеохон начал зарабатывать на кусок хлеба и познал, что такое тяжелый сельский труд. Он работал наравне со взрослыми. Однако находилось время и для отдыха. В улусе регулярно проводились различные соревнования, игры, и во время таких праздников юный сказитель не только исполнял улигеры, но и принимал участие в состязаниях: в бурятской борьбе и стрельбе из лука. За спортивные заслуги его в Хадахане называли «хушэтэй хун» — «сильный человек» и «барилдааша» — «борец».

Однажды он узнал, что недалеко от улуса Кулурей, расположенного в 50 км от Хадахана, будут строить шахту для добычи угля. И отправился туда. Вместе с братом, земляками они отстроили целый улус, который назывался Хадаханской заимкой. А затем приняли участие и в создании самой шахты. Днем они трудились в поте лица, а вечером он рассказывал своим односельчанам легенды о героях-баторах. Так за ним постепенно и закрепилась слава народного сказителя.

В 34 года Пеохон женился. Его супругой стала Татьяна, круглая сирота из Осинской стороны. Затем друг за другом у них родились дети: сын Александр и две дочери, Мария и Марфа. Однако вскоре его любимая жена умерла, и он остался один с детьми. Тогда он уехал к своей сестре Ариине. Она жила в улусе, который сейчас носит название Бурятский Мельхитуй. Ариина Петровна была доброй и отзывчивой женщиной, и она помогала растить детей, оставшихся без мамы. Пеохон Петров очень любил супругу и больше так и не женился.

Его переезд в этот улус можно назвать судьбоносным. Поскольку в те годы в Мельхитуе жил другой известный улигершин, Папа Тушемилов. Они стали большими друзьями с Пеохоном. Когда в конце 20-х тот переехал вновь в Хадахан, Папа Михайлович часто приезжал к нему в гости. Как рассказывают очевидцы, они были совершенно разными, но именно этим и дополняли друг друга. Один был спокойный, уравновешенный, другой — веселый, остроумный. Встретившись, старые друзья вспоминали прошлое, рассказывали друг другу новые произведения и оттачивали свое мастерство. Это были настоящие друзья. Дочь, Мария Пеохоновна, рассказывала о том, что Папа Тушемилов уже в возрасте вместе с молодежью ходил на ёхор, пел и танцевал. Он был исключительный весельчак, и его приезды всегда оставляли в семье приятные воспоминания.

View the full image

На этом старом фото изображены внук сказителя Петр Александрович, которого все в селе называли ласково Петушком, и его супруга Нэля Петковна.

View the full image

Этот дом Пеохон Петров построил собственными руками. Раньше он находился на острове, а затем, во время великого переселения, был перенесен в новый Хадахан.

View the full image

На берегу реки Ангары в живописном месте находится родовое сэргэ. Здесь собираются потомки улигершина и проводят обряд поклонения предкам.

View the full image

Село Хадахан по-прежнему живет своими традициями и обычаями. Люди помнят и чтут Пеохона Петрова, который прославил свою малую родину в веках.

Люди лежали штабелями

Перебравшись на прежнее место жительства, Пеохон Петров по-прежнему продолжал заниматься сельскохозяйственными работами, а также рыбачил и охотился. А вечерами он продумывал народные произведения, выстраивал их в определенную систему, вспоминал все образы, чтобы затем исполнять их слушателям. Его слава быстро распространялась по всей Унгинской долине и за ее пределами. Пеохона Петрова называли островским сказителем. Улигеры он рассказывал просто, спокойно, но передаваемые им картинки завораживали людей, уносили их далеко в прошлое. К нему приезжали знаменитые певцы и сказители.

— Моя бабушка, Мария Ивановна, говорила, что он не мог без народа, — говорит Игорь Петрович, правнук сказителя. — Люди приходили, рассаживались, а многие и штабелями укладывались на пол, чтобы его послушать. Одни затем засыпали, зато приходили другие и слушали. При этом у прадеда был свой ритуал. Сначала он обязательно выпивал кружку горячего чая, затем читал молитвы и только после этого начинал рассказывать легенды. И так продолжалось всю ночь, до самого утра. Он мог немного подремать сидя и вновь начать рассказывать. Бабушка только успевала подносить горячий чай ему и гостям. Зато Пеохон Петров всегда говорил, что у его невестки самый вкусный чай. И жители это тоже отмечали. Они им потчевались от души. Наверное, именно от него ко мне передалась эта любовь к горячему напитку. Я всегда пью только очень горячий чай, а жена мне его вкусно готовит.

Одним из слушателей Пеохона Петрова был Павел Билдагаров. Он так рассказывал о сказителе: «Хороший, добродушный старик был. Он очень любил детей. Собирал нас, шутил и играл. Возьмет кого-либо из ребятишек на колени и щекочет их бородкой. Поэтому мы ласково назвали его «ноохон абга» («волосатый дядя»). Внучат своих постоянно брал с собой, а самого младшего обычно носил под мышкой. Часто рассказывал сказки. Особенно мы просили исполнить «Шоно-Батора». Сказитель говорил, что нельзя исполнять улигер без всякого на то повода, исполнение должно быть подготовлено.

Сказка-эпос на три дня

В 1929 году в Хадахане была организована сельскохозяйственная артель, и Пеохон Петров одним из первых вступил в нее. Зимой он ухаживал за колхозным скотом, а весной и летом строил стайки, телятники, овчарни. Кроме того, он помогал возводить и новые жилые дома. Один из них, построенный руками сказителя, и сейчас стоит в Хадахане. Его перевезли во время великого переселения в 1962 году. В нем две комнаты: кухня и зал. Правда, сейчас в нем никто не живет. Надежда Петрова мечтает создать в нем музей. Несмотря на почти столетие, изба по-прежнему крепко стоит на земле.

К слову, музей в Хадахане был еще на острове. Его тогда создал Пеохон Петров. В большом светлом доме было три отдела, в которых находились экспонаты по быту, культуре и хозяйству бурят. Люди с охотой несли старые вещи, которые уже отслужили свой век. В первый год в нем было выставлено более 100 экспонатов. Пеохон Петрович сам с удовольствием проводил экскурсии по музею, рассказывая посетителям о каждом экспонате. Его рассказы становились настоящими лекциями о прошлом и настоящем. Среди его экспонатов была настоящая реликвия — та самая голова «хранителя», вырезанная из дерева. За первый месяц музей посетило 300 человек. Свои ценные старинные вещи везли в музей со всей округи. Все знали, что там они в надежных руках.

Пока был жив Пеохон Петров, многие известные люди стремились побывать у него в гостях, послушать художественные произведения. Фольклористы записывали их в блокнот, чтобы затем они были увековечены в книгах. Один из тех, кому довелось послушать улигершина, — Анатолий Лехатинов, известный геолог, географ, геоэколог, доктор геолого-минералогических наук.

— Великого сказителя я увидел в неполные 7 лет. Мама говорила мне, что красивые сказки рассказывает людям дедушка Петушка Пеохон. В нашей семье интерес к сказкам был всегда. Мама была хорошей сказительницей, знала много поэм о героях, пословиц, поговорок, шуток, прибауток. Зимой она рассказывала нам сказки и говорила, что правильно, в виде пения, их можно услышать только от дедушки Пеохона. С его сыном, Петушком, мы часто играли в «бабки» то у него во дворе, то у нас. Поэтому часто видели и его дедушку. Мне тогда казалось, что он очень старенький, худенький, с редкой «козлиной» бородкой, сутуловатый старик. В летнюю жару он носил самотканое шерстяное бурятское пальто. Запомнился мне он немногословным и спокойным.

Как рассказывает Анатолий Михайлович, услышать певучий рассказ дедушки ему удалось случайно.

— Мама с Ангары принесла воды и сказала: «На лужайке нашего берега дедушка Пеохон рассказывает сказку Родиону Тугутову, а тот записывает. Беги, послушай «Абай-Гэсэра». Это было лето 1942 года. Пеохон лежал на траве, а рядом сидел Тугутов в гимнастерке и галифе с блокнотом в руках. Я подошел к ним, они о чем-то разговаривали. Затем Пеохон сел, обнял колени и тихо, монотонно запел. Дяденька Родион начал писать. Я прислушался и понял, что уже заканчивается сказка «Абай-Гэсэр», которую много раз слышал от мамы. Пение-рассказ мне показалось невнятным, так как многие слова и выражения не понимал. Дома мама объяснила, что у деда нет зубов и голос ослаб, ему трудно. Полулежа и сидя на склоне берега, он исполнял сказку-эпос три дня. Я благодарен судьбе, что мне довелось услышать великого улигершина в работе.

В 1942 году на фронте погиб его сын Александр, и эта трагедия подорвала здоровье Пеохона Петрова. По словам Анатолия Лехатинова, он стал менее приветливым, замкнутым и все свои силы бросил на то, чтобы записать улигеры для потомков. В январе 1943 года он умер.

Гены великого предка

В 1991 году в Хадахане произошло большое событие — празднование 1000-летия Гэсэриады. Отмечали его в Бурятии и Монголии, но начало было положено на родине улигершина. На берегу Ангары был проведен шаманский обряд, состоялись соревнования по борьбе, стрельбе из лука, заезды рысаков. Закончилось торжество ёхором вокруг большого костра и банкетом с одарением гостей. Очень много слов в эти дни было сказано и о Пеохоне Петрове. На празднике собрались его потомки. Многие из них до сих пор проживают в Хадахане. Всего, по подсчетам родственников, сейчас потомков у Пеохона Петрова насчитывается 380 человек.

К слову, в его детях нет-нет да и проскальзывают гены великого сказителя. Так, например 10-летняя праправнучка Надя любит собирать вокруг себя малышей и рассказывать им сказки.

— Мы сначала не замечали этого. А однажды смотрим, все дети стали ходить в комнату вечером. Говорят: «Нам Надя сказки рассказывает». Я потихоньку немного послушала. Она сама их придумывает, и получается очень интересно. Записывать, развивать надо такой талант. Кто знает, может, действительно есть что-то от прародителя. Она очень творческая девочка. Сама клипы придумывает, записывает на телефон. Дочь Зина стихи пишет, — рассказывает Надежда Петрова. — Свои знания мы стараемся передать нашему сыну, которого назвали в честь прадеда Пеохоном. Он интересуется историей и нередко сам спрашивает о своих корнях, предках.

У семьи есть свое родовое место, где они обязательно проводят родовой обряд. Находится оно на берегу Ангары, как раз в том месте, где много лет назад проходило празднование 1000-летия Гэсэра. И всегда в своих молитвах они упоминают дедушку Пеохона Петрова. Просят его дать благодать, здоровье и благополучие потомкам.

Популярные материалы по тегам статьи:

Ещенко: верить и мечтать

Едим траву!

На пути исправления

Саранча наступает

Бюджет Иркутска вырос

Клубника уродилась!

Волшебная ночь на берегу Иркута

Просто летний дождь

Сплав Востока и Античности

Эх, дожить бы!

В этом году Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский округ празднуют 80-летие с момента своего образования. Важно любить и уважать ту землю, на которой живешь. А чтобы уважать, нужны знания. Но много ли мы знаем о традициях нашего многонационального региона? Столетиями здесь складывалась уникальная культура, которая помогала выжить в непростых климатических условиях. Этот опыт до сих пор помогает людям в повсе­дневном быте. Подчас мы сами не замечаем, как строим жизнь, используя методы, которые оставили нам наши предки.  

В новом проекте «СМ Номер один» мы расскажем вам о ремеслах и обычаях, которые имеют особое значение для людей, живущих в Приангарье. Познавая прошлое, мы формируем будущее для себя и своих детей.

 

Пеохон Петров был человеком очень скромным, трудолюбивым и добрым. Однако его богатый внутренний мир, душевный магнетизм и неоспоримый поэтический талант сделали его великим улигершином. .

Подробнее читайте на ...

пеохон петрова пеохона сказителя петров улигершина сказки великого