Деньги, министры, регистратура

Деньги, министры, регистратура
фото показано с : baikal-info.ru

2017-8-2 18:45

View the full image View the full image Главный вестибюль сохранил прежнюю банковскую пышность.

Правда, в советское время кое-что было подправлено как попало — например, лестничных львов нещадно красили масляной краской, и теперь их черты несколько размыты.

View the full image

View the full image

Ступени узких и крутых лестниц изрядно вытерлись за сто лет.

View the full image

View the full image

View the full image

View the full image

В бывшем операционно-кассовом зале разместились регистратура и врачебные кабинеты.

СМ Номер один, № 30 от 3 августа 2017 года

В Иркутском филиале банка заседало правительство Колчака

Здание Русско-Азиатского банка, одно из красивейших общественных зданий Иркутска, плохо подходит для нужд современной поликлиники. При определенных обстоятельствах оно могло бы иметь другой статус: стать музеем банковского дела или зданием городской думы. Но не срослось.

Французско-китайско-русский

Несмотря на свое патриотичное название, банк, по большому счету, контролировался французами: он образовался в 1910 году путем слияния Русско--Китайского и Северного банков, которые находились под контролем французских акционеров. Занимался Русско--Азиатский банк финансированием промышленности, и благодаря его деньгам в России развивалось машиностроение, металлургия, «нефтянка».

Банк много вкладывался в оружие -- вокруг него сформировалась военно--промышленная группа, которая поставляла боеприпасы, производила военные корабли. В основном это были знаменитые петербургские заводы -- к примеру, Путиловский. В Петербурге находилась и головная контора финансового учреждения. Через год после образования нового банка французские акционеры, сообразив, что рулить делами из Парижа неудобно, полностью передали управление в руки русских финансистов, сохранив за собой контрольный пакет акций.

Иркутское отделение Русско--Азиатского банка заложили в 1910 году, выстроили здание к 1912 году. Проект разрабатывал архитектор Вадим Коляновский, приехавший в Иркутск с Полтавщины. Он окончил институт гражданских инженеров, до революции считался одним из лучших архитекторов Иркутска, недаром именно его проект расширения железнодорожного вокзала в Иркутске в 1904 году утвердили в столице.

Его архитектурные взгляды на будущее Иркутска были отличными от генеральной линии -- впоследствии, уже после революции, он высказывал категоричное мнение, что город должен развиваться на левом берегу, а не на правом, и сильно критиковал советскую застройку, которую осуществляли по проекту ленинградских архитекторов. Коляновский видел архитектурное будущее Иркутска более, как бы сейчас сказали, экологичным, городом--садом: острова на Ангаре предлагал соединить мостами и застроить жилыми коттеджами.

Русско--Азиатский банк он тоже видел необычным, в пышном эклектичном стиле. Это очень подходило к серьезности момента -- строительство такого банка в Иркутске подтверждало важный статус города. Коляновский не забывал о принадлежности здания и активно использовал соответствующую символику: накладные кадуцеи -- геральдические жезлы, принадлежность бога торговли Гермеса -- в наличниках первого этажа, рога изобилия. Не забыл и об охранительных знаках -- головы Медузы Горгоны на угловой башне должны были охранять капиталы. Вместо томных кариатид кровлю тогда поддерживали скульптуры Гермеса и богини правосудия Фемиды.

И внутри тоже была роскошь. Ее остатками можно полюбоваться и сейчас: лепнина, высоченные потолки, пятиугольный вестибюль, лестница с мраморными ступенями и перилами. На первом этаже находятся парадные входы, на втором верхнем этаже -- прекрасно декорированный главный операционно--кассовый зал.

Банк был одним из лучших зданий города. Недаром здесь проводились самые важные собрания. Например, в 1914--м в здании Русско--Азиатского банка проходило совещание по вопросам освоения Северного морского пути, где присутствовали представители органов управления Сибири и заинтересованных финансовых и торговых кругов.

В центре политики

В 1917 году иркутский филиал перестал работать -- случилась революция. К этому времени банк разросся настолько, что имел 107 отделений, занимал первое место среди акционерных коммерческих банков Российской империи по активам, вкладам, текущим счетам и разного рода кредитам. Это финансовое учреждение контролировало 160 предприятий по всей стране и само активно торговало хлебом и сахаром.

Большевики присоединили все российские отделения к Государственному банку нового государства, капитал его был конфискован в его пользу. В Китае и Франции банк работал еще некоторое время, до 1926 года. А потом навсегда закрылся.

Иркутское здание банка не пустовало. Оно стало точкой притяжения в важнейших политических событиях начала прошлого века -- здесь находился Иркутский губернский революционный комитет. Позже именно здесь навсегда окончило свою работу правительство Верховного правителя России Александра Колчака.

В начале ноября 1919 года правительство эвакуировалось из Омска в Иркутск, который таким образом стал новой столицей «белой России». Министров разместили в здании Русско--Азиатского банка. На квартиры правительство определили через дорогу, в отеле «Централь», что напротив, -- это нынешнее «старое» здание ТЮЗа.

Сам Колчак в это время пребывал в Нижнеудинске, куда вскоре, сформировав новое правительство, уехал и генерал Пепеляев. Правительством руководил министр внутренних дел Червен--Водали, общественный деятель из Твери, антибольшевик. Он и еще два министра -- бывший артиллерист Ханжинов и железнодорожник Ларионов -- до последних дней пытались сохранить колчаковскую власть, даже когда прочие министры разбежались. Велись переговоры с политцентром, устроившим антиколчаковское восстание.

Увы, все окончилось крахом, Колчак 4 января 1920 года сложил полномочия правителя, передав власть России Деникину, а на востоке империи -- атаману Семенову. Правительство «самоликвидировалось». Оставшихся министров арестовали и увезли в Омск. В Иркутск привезли и Колчака с Пепеляевым, которых безо всяких проволочек, без суда, согласно телеграмме Ленина, расстреляли.

Очень скоро в Иркутск вступила 5-я Армия, которая окончательно утвердила в Иркутске власть большевиков. С балкона бывшего Русско--Азиатского банка, бывшего здания правительства России армию приветствовал председатель Иркутского военно--революционного комитета старый большевик Ширямов (тот самый, чьим именем названа в Иркутске улица), впоследствии занимавшийся оборонной промышленностью страны и бывший заместителем Крупской.

Медицина и Гигиена

Позже в этом здании располагался губисполком -- губернский исполнительный комитет. А в тридцатых открылась поликлиника. В 1952 году в знак того, что здание -- медицинского профиля, вместо Гермеса и Фемиды установили другие скульптуры -- Медицины и Гигиены.

Поликлиника до сих пор располагается в этом здании. Поменялся только декор: в 1980 году Медицину и Гигиену поменяли на скульптуры со скипетрами и державами -- по обеим сторонам от медальона с рельефным изображением профиля императрицы Екатерины II. Теперь на фасаде здания -- почему-то символы царской власти.

Здание, несмотря на всю свою историческую и архитектурную ценность, не годится для размещения современного медучреждения. То, что считалось шиком в прошлом веке, в этом вызывает большое неудобство -- к примеру, огромные окна, которые невозможно помыть, так как они не открываются. Именно поэтому огромные окна вестибюля, как объяснили работники, недостаточно чистые.

Здание является памятником истории и культуры федерального значения, поэтому внутри все осталось как и было. Огромный операционно-кассовый зал разделен пластиковыми перегородками на кабинеты, выделена регистратура. Очень тесно, здание не приспособлено -- жалуется главный врач. Даже уже не жалуется -- негодует. Рассказывает, что разговоры о новом здании, о переезде давно ведутся -- но дальше разговоров дело не идет.

В свое время бывший ректор экономической академии (теперь ставшей БГУ) Михаил Винокуров предлагал мэру Владимиру Якубовскому план: академии отдают историческое здание, учебное учреждение приводит его в порядок и открывает там музей банковского дела -- а под поликлинику строит новое здание. Но ничего из этого не вышло. Была и еще одна идея -- депутат Андрей Лабыгин, когда еще был председателем городской думы, предлагал перевести в здание Русско--Азиатского банка думцев, а поликлинику устроить в более приспособленном месте. И это, увы, не состоялось. Поэтому медперсонал использует все помещения здания вплоть до подвалов -- и все еще ждет улучшений.

Александра Шиханцева

Метки: Культура, Иркутск

Другие материалы:

Гимн утвердили

Иркутяне снова в большом кино!

Фотохудожник Марина Свинина рассказала о своей фотовыставке «Грань миров»

Метали валенки и танцевали ехор

Иркутяне: жизнь после шоу

.

Подробнее читайте на ...

здание банка image full view the банк правительство