2018-7-18 18:57 |
Жильцы недостроенной высотки на Синюшиной Горе не теряют надежды узаконить квартиры Текст: Дина Оккерт , Фото: автора , СМ Номер один , № 28 от 19 июля 2018 года , #Происшествия , #Иркутск С основанием ЖСК в довесок к финансовому бремени на плечи дольщиков упала и колоссальная ответственность Который год два десятка семей живут в долгострое, за собственные средства завершая строительство десятиэтажного дома.
Их упорству и выдержке впору позавидовать. У жильцов нет сертификатов собственности на квартиры, а значит, нет и прописок. Плюс нет лифтов, мусоропроводов, придомового благоустройства. Мириться с невзгодами их заставляет безысходность. В попытке узаконить свои квадратные метры дольщики содержат и достраивают две высотные блок-секции.
Пейзаж не меняется
Жильцов двух блок-секций в микрорайоне Синюшина Гора отличают сплоченность и общность интересов — бытовые невзгоды и будничные трудности сближают как ничто иное. Уборка снега, ремонт кровли, установка дверей и перил… Все в своей многоэтажке жильцы делают самостоятельно.
В семье Михаила и Ксении Терновых растут две девочки. Квартиру на 7-м этаже в строящемся доме на Синюшиной Горе супруги приобрели еще в 2008 году. Тогда из окон их жилья виднелись небольшой пустырь и кусочек недостроя.
— На тот момент коробка блок-секции уже стояла. Казалось, что еще чуть-чуть, и мы станем собственниками. С тех пор прошло 10 лет. Ни внешний вид блок-секции, ни пейзаж из окон практически не изменились.
За возведение жилого комплекса по улице Сергеева (на карте «2ГИС» блок-секции значатся под адресом: бульвар Рябикова, 21а/1, 2) компания ООО «БазисСтройИнвест» взялась 12 лет назад. Львиная доля квартир благополучно «ушла» еще на этапе строительства. И хотя для застройщика этот объект был не первым, завершить его компании так и не удалось. В 2008 году на фоне финансового кризиса возведение приостановилось. Сдачу откладывали трижды, в результате стройку заморозили. Еще через 2 года с объекта сняли охрану. Позже «БазисСтройИнвест» был признан банкротом, еще позже компанию как юридическое лицо ликвидировали. Дольщики остались ни с чем.
Из 4 построили 2
Пустырь, который виднеется из окон квартиры семьи Терновых, — это площадка под четвертую блок-секцию, до возведения которой дело так и не дошло. Не успела компания и достроить третью. Который год она так и стоит, зияя пустотой оконных проемов, без балконов, кровли, верхних этажей. Дольщикам первых двух блок-секций повезло больше.
— На момент остановки строительства наши блок-секции уже стояли с трубами, со стеклопакетами, — говорит Екатерина Голуб, одна из жительниц многоэтажки.
В 2010 году, когда стало очевидно, что проекту угрожает участь долгостроя, жильцы начали объединяться. Дольщики собрали инициативную группу, стали обращаться в мэрию, стройнадзор, областное правительство.
— Блок-секции не были подключены к коммуникациям, что грозило последствиями — плесенью, грибком, выходом из строя системы отопления. Усугублялась ситуация и масштабным мародерством. За время отсутствия охраны многое разворовали. Радиаторы, трубы, провода, решетки — ушлые грабители утащили все, — продолжает Екатерина Голуб.
Утраченное потенциальные новоселы восстанавливали сами. Плюс доводили до ума электропроводку, системы канализации и отопления, за собственный счет подключали коммуникации. Каждой семье из числа заинтересованных дольщиков строительные работы обошлись в сотни тысяч рублей.
— Не все согласились вкладывать дополнительные средства в объект, не имея, по сути, ни малейших гарантий. Кто-то, решив более не тратиться, занял выжидательную позицию, кто-то, засучив рукава, приступил к активным действиям, — поясняет Екатерина. — Из общего числа дольщиков, а таковых более 70, активное участие в судьбе дома изначально принимает не больше 25.
В результате от имени застройщика, который на тот момент уже покинул объект, но еще не был признан банкротом, были заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями. Оплата счетов, разумеется, легла на плечи дольщиков. В первой и второй блок-секциях появились свет, вода и отопление. Самые решительные и отчаянные стали заселяться.
Вместо лифта лебедка
Семья Екатерины Голуб заселилась в первую блок-секцию около 4 лет назад. Дополнительно в завершение долгостроя ее семья уже вложила порядка 300 тысяч рублей.
— Для нас эта история началась в 2007 году, когда родители решились на покупку квартиры. Подход к выбору объекта был обдуманным и взвешенным, — говорит Екатерина. — Компания имела неплохую репутацию, разрешающие документы.
За минувшие 11 лет Екатерина окончила школу, получила образование, вышла замуж. Собственниками квартиры ее родители, увы, так и не стали. Многое поменялось за минувшие годы и в семье Макаровых.
— Когда мы с супругом приобретали здесь квартиру, мы были молодоженами. Сейчас у нас трое детей. Старшему ребенку 10 лет, младшему 9 месяцев, — говорит Олеся Макарова. — Конечно, жить в таких условиях достаточно непросто. Да еще и без лифта на 9-м этаже. Но вариантов нет — арендовать слишком дорого. Хорошо, лебедка порой выручает.
Между тем с момента подключения к коммуникациям долг по платежам стал неуклонно расти. Из 76 семей в две блок-секции заселились чуть больше 20, оплатить теплоснабжение всего дома им было просто не под силу. В результате не раз жители долгостроя оставались зимой без горячих батарей.
Апогея ситуация достигала прошлым летом, когда «БазисСтройИнвест» был ликвидирован как юридическое лицо.
— Поскольку договоры с энергоснабжающими организациями требовали переоформления, нам не оставалось ничего другого, как основать жилищно-строительный кооператив, повесив на себя все набежавшие долги в размере почти 2 млн рублей, — поясняет Михаил Терновой, один из членов правления ЖСК «Восток». — Сейчас у всех, кто проживает в доме, ежемесячный взнос за коммунальные услуги составляет 5 тысяч рублей. Дольщики, которые здесь не живут, но готовы вносить лепту, платят по 3,5 тысячи рублей. Но зимой и этого хватает только на то, чтобы просто не допускать замерзания труб. Объем теплоэнергии небольшой, батареи едва теплые. Зимой в квартирах работают электрорадиаторы.
С основанием ЖСК в довесок к финансовому бремени на плечи дольщиков упала и колоссальная ответственность. Обеспечение безопасности и порядка на территории объекта вменилось им в обязанность.
— Мы чистим крыши от снега, мы откачиваем воду с парковки, мы без конца заколачиваем окна и двери в пустующих помещениях первых двух этажей. Массу забот и тревог доставляет местным жителям и третья блок-секция — заброшенная, недостроенная, которая магнитом притягивает местных подростков.
— Молодежь гоняем едва ли не ежедневно, — продолжает Михаил. — Блокируем выходы на чердаки и парковку, но увы, бесполезно — бегают, мусорят, бьют окна.
В стремлении узаконить квартиры и отстоять свои права жильцы долгостроя что только не предпринимали. Записывали видеоролик, адресованный президенту, обращались в различные госинстанции и надзорные органы. Но существенных перемен в их положении так и не наступило.
Закон поможет?
В региональной службе государственного строительного надзора сообщили: блок-секции по улице Сергеева значатся на контроле областного правительства. Более того, в 2014 году силами подрядных организаций за счет действующих областных инвестиционных программ на объекте были выполнены работы по строительству кабельных линий электропередачи, трансформаторной подстанции и тепловой сети. В целом же ключ к решению вопроса по данному объекту — внесение изменений в закон «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», которые позволят привлекать инвесторов для завершения долгостроев в обмен на предоставление им в аренду и без торгов земельных участков.
— Долгострой по Сергеева — один из 12 проблемных объектов незавершенного строительства, обозначенных на соответствующей «дорожной карте» региона. Ожидается, что принятие законопроекта, который уже разработан и проходит сейчас стадию согласований в профильных министерствах и ведомствах, станет одним из универсальных механизмов, позволяющих восстанавливать права обманутых дольщиков, — комментирует ситуацию Анастасия Шелепетко, начальник отдела контроля и надзора в области долевого строительства службы стройнадзора Иркутской области. — До сих пор, работая по тому или иному объекту, мы применяли различные механизмы решения вопроса. Только за последние 3 года из списка проблемных было выведено 14 долгостроев, восстановлены права 823 семей.
Часть объектов удавалось завершать за счет государственно-частного партнерства, часть — путем привлечения АО «Иркутское региональное жилищное агентство», часть — исключительно силами дольщиков.
— Законопроект, который, как мы рассчитываем, будет принят осенью, призван стать одним из универсальных инструментов решения вопроса, — продолжает Анастасия Шелепетко. — И первым в списке долгостроев, подлежащих завершению за счет практического применения данного законопроекта, значится именно объект на Сергеева.
У жильцов нет сертификатов собственности на квартиры, а значит, нет и прописок. Плюс нет лифтов, мусоропроводов, придомового благоустройства.
Популярные материалы по тегам статьи:
Погоня на улицах Иркутска
Пьяный водитель помял две машины и сбил светофор
Просто летний дождь
Сгорели теплоход и яхта
Сказали не останавливаться
Перестрелка в стиле 90-х
Ребенок погиб в заброшенной школе
«Соломон» сгорел
Эх, дожить бы!
Бюджет Иркутска вырос
На 9-м этаже в доме без лифта многодетную маму Олесю Макарову выручает строительная лебедка. Велосипеды и прочие крупногабаритные вещи семья поднимает в квартиру на ней. Прошлым летом в попытке выйти на главу государства Екатерина Голуб записала видеообращение и отправила на прямую линию с президентом. Увы, в эфире оно не прозвучало. .
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...