Дом-кошмар на улице Лызина

Дом-кошмар на улице Лызина
фото показано с : baikal-info.ru

2015-12-17 02:32

СМ Номер один, № 49 от 17 декабря 2015 года Из долгостроя на головы горожан летят камни и бутылки Гигантский долгострой на углу улиц Лызина и Красноказачьей, которому уже более 15 лет, перешел к новым владельцам.

Его строили военные под огромный топографический комплекс. Теперь же монстрообразное недостроение, которое пока еще не превратилось в руины, но уже близко к этому, наверняка подлежит сносу. Областное правительство «выцыганило» его у Министерства обороны и при прежнем губернаторе собиралось использовать территорию для сооружения административных зданий. Планы нынешней администрации относительно этой территории пока неизвестны.

Дом-ужастик

Кошмарное строение напоминает полуразрушенную психбольницу из американского ужастика. Недаром о нем по всему району ходят незамысловатые истории. Например, такие. Однажды давным-давно группа металлистов, то есть тех, кто промышляет сбором и сдачей цветного металла, отпиливала что-то «цветное» в кирпичной башне. Вдруг раздались звуки — будто бежит много людей в тяжелой обуви. Металлисты решили скрыться от греха подальше — вдруг нагрянет милиция. Они побежали и благополучно покинули здание. Все, кроме одного.

Дело было к вечеру, хоть и летом. Наступали сумерки. Мужики потолкались, покричали запоздавшего, но не докричались и ушли по домам, не дождавшись коллегу и бросив добычу. Когда на следующий день вернулись, то нашли ботинки и куртку пропавшего, а сам он как сквозь землю провалился. С тех пор по зданию бродит привидение пропавшего и всех пугает.

Дети, которые любят приходить сюда пугаться, вдобавок расскажут вам типичные для детского городского фольклора байки — о призраке женщины в белом, о пропавших подростках и о бездонном колодце где-то на тамошней территории.

Обойдя территорию комплекса, мы не нашли бездонных колодцев, зато обнаружили открытым реальный канализационный колодец — у маленькой калитки, через которую идут те, кто хочет пересечь квартал (брошенный долгострой и прилегающая территория занимают целый квартал) коротким путем.

Дорога весьма нахожена, а колодец опасно открыт.

К долгострою почти примыкает офисное здание, которое возведено здесь в начале девяностых. Эта территория обитаема. Вокруг офисного строения, которое охвачено забором, располагаются склады и мастерские. А также здесь есть платная стоянка, которую охраняют, как гласит табличка, служебные собаки. Днем собаки заперты в деревянной хибаре-сторожке. Собака Аза и ее хозяин Владимир Николаевич, бывший военный, работающий охранником на этой территории, несут здесь службу уже десять лет.

— В 1991 году я пришел сюда, это здание уже так и стояло. Кто хочет, тот здесь и лазит, — рассказывает Владимир Николаевич.

Когда-то у здания был сторож. Но теперь никто не мешает хулиганистой молодежи кидаться из окон чем ни попадя. А жалуются потерпевшие в администрацию и охрану офисного здания, которое к долгострою никакого отношения не имеет.

— Женщины с колясками здесь гуляют, прохожие идут — в них камни летят и пустые бутылки. Когда был у школьников выпускной, туда компания забралась и швырялась. Я мамашам говорю, чтобы обходили подальше. В машины, которые на стоянке паркуют, кидаются, бьют стекла. Раньше, когда за здание отвечали военные, один из них оставил нам свой телефон — на тот случай, если появятся нарушители. Мы звонили в случае необходимости. Этот военный с бригадой быстренько приезжал, нарушителей отлавливали. Однажды поймали одного такого, пятнадцатилетнего, который машину испортил. Начали разбираться — оказалось, что подросток — сын матери-одиночки. Так что ущерб и взыскать было не с кого…

С лета военные ответственность за здание с себя сняли — долгострой и участок почти в два гектара перешел в областную собственность. Здание в нынешнем виде ценности, видимо, уже не представляет, конструкция попорчена временем. Все ценное — трубы, цветмет — из здания украли, канализацию сломали.

— Осталась одна жесть. Но и то иногда слышно, как и ее режут….

Будущее в тумане

Обитатели деревянных жилых бараков, которые расположились поблизости, уже и не помнят, что же хотели построить военные: то ли военный госпиталь, то ли какой-то штаб. Очень давно заброшена эта стройка. На самом деле военные возводили здесь топографический комплекс, который должен был объединить специалистов картографических предприятий, работающих на Минобороны. Туда должны были съехаться топографы с картографической фабрики, которая находилась на ул. Рабочего Штаба (сейчас она стоит заброшенная, без крыши и превращается в руины), а также специалисты, которые занимают историческое здание на ул. 5-й Армии, 65.

Появление 475-й военно-картографической фабрики в Иркутске было тесно связано с Белым движением — в Омске при главном штабе Военного министерства Всероссийского правительства сформировали военно-топографический отдел, куда входили картографическое отделение, архив и склад карт, отделение печатного искусства. После того как в 1919 году Омск был взят красными, победители включили военно-топографический отдел в состав своей 5-й армии. Через несколько лет он был передислоцирован из Омска в Иркутск.

Во время Великой Отечественной войны на его базе появилась Иркутская военно-картографическая фабрика, которая в 1972 году получила номер 475. Фабрика не только работала на военных, но и тиражировала карты, атласы, предназначенные для открытого использования. Предприятие росло. В девяностых фабрика еще нормально работала, в 1994 году была зарегистрирована как предприятие — 475-я военно-картографическая фабрика. Картографы готовились издавать электронные топографические карты. В 2009 году все офицерские должности на ней были упразднены, а саму фабрику передали холдингу «Оборонсервис»…

Следы того, что долгострой на Лызина имеет какое-то отношение к военным, еще остались. На бетонной плите забора сохранилась надпись: «Проход закрыт из-за демонтажа забора Министерства обороны».

— Это, видать, старая надпись. Думаю, что плита эта с какой-нибудь другой стройки, — предполагает Владимир Николаевич.

С 2014 года ответственность за долгострой несет министерство имущественных отношений. До этого времени здание пытались выкупить иркутские частники, но безрезультатно. Интересовались зданием и иностранцы — монголы, китайцы.

После того как долгострой отошел казне, министр имущественных отношений прошлого областного правительства заявил о том, что на этом месте будет возведено новое офисное здание для административных нужд. Какое решение примет новое правительство — неизвестно.

Но новый министр имущественных отношений, бывший военный, как нам стало известно, с проблемой здания знаком не понаслышке.

Александра Шиханцева. Фото автора

Метки: Жизнь, Иркутск

View the full image

View the full image

View the full image

Владимир Николаевич несет охрану обитаемого офисного здания, которое находится поблизости.

View the full image

View the full image

Здание огромной площади заброшено с начала девяностых.

Другие материалы:

Аквапарк или многоэтажки?

Нас стало на одного меньше

Что находят иркутяне в обычных пищевых продуктах

Содержать змею проще, чем кошку

Вечная память

.

Подробнее читайте на ...

rtejustify здание долгострой здания view the image full