Фронтовик, моряк, физкультурник

Фронтовик, моряк, физкультурник
фото показано с : baikal-info.ru

2017-12-14 17:02

Самый пожилой российский гидронавт живет в Иркутске, минувшей осенью ему исполнилось 90 Текст: Дина Оккерт , Фото: из семейного архива , СМ Номер один , № 49 от 14 декабря 2017 года , #Общество Фронтовик Валентин Казанцев живет в Иркутске на улице 3-й Летчиков.

Бравый, молодцеватый, всегда подтянутый и энергичный, он отличается удалью и жизнелюбием. Читает прессу, следит за новостями, ведет активный образ жизни. На свои 90 не выглядит совершенно! Утро встречает зарядкой с эспандером.

И под водой, и в воздухе

— Да я еще хоть куда, — смеется Валентин Казанцев. — Люблю петь, читать, общаться с людьми. Летом под звуки оркестра танцую вальсы на бульваре Гагарина.

Впрочем, танцы на набережной — это еще что! В возрасте 82 лет Валентин Казанцев совершил погружение на дно Байкала на глубоководном аппарате «Мир», в 89 лет в сопровождении инструктора сел за штурвал учебно-тренировочного самолета.

— Вообще, я планировал прыгнуть с парашютом — конечно, в компании с инструктором. Однако погодные условия помешали, был очень сильный ветер, — поясняет ветеран. — Но не зря говорят — все, что ни делается, к лучшему! Зато довелось пилотировать самолет. В юности я частенько пропадал в аэроклубе — летать не летал, но учебных книг по авиации читал достаточно. И вот ведь через 75 лет посчастливилось применить теорию на практике!

А вот о погружении на дно Байкала Валентин Дмитриевич и не мечтал. Возможность представилась в 2010-м, по случаю 65-летия со дня Великой Победы. В числе кандидатов было 4 претендента — все моряки, ветераны войны. По состоянию здоровья прошел лишь Валентин Казанцев. На столь авантюрное предложение согласился, к слову, сходу:

— Мне говорят: «Три дня на размышления». А я в ответ: «Да какие три дня? Я хоть сейчас — бегом и босиком!» — смеясь, припоминает Валентин Казанцев. — На борту нас было трое: пилот-гидронавт и мы, пассажиры-любители — я и политик, ученый-географ Михаил Слипенчук.

Вот таким совсем юным мальчишкой был Валентин Казанцев в далеком 44-м году.

Сейчас у Валентина Дмитриевича уже шестеро внуков и четверо правнуков. Супруги, увы, не стало в прошлом году. Вместе они прожили ровно 60 лет.

Попал в Книгу рекордов

О подводной прогулке на батискафе «Мир» фронтовик рассказывает увлеченно и с подробностями. Оказывается, в кабине глубоководного аппарата у пилота-гидронавта нет рабочего кресла, судном он управляет, стоя на коленях.

— На входе нам выдали длинные шерстяные чулки и специальные комбинезоны на меховой подкладке. А все почему? Потому что холодно. За бортом +2,5, в батискафе +12.

Что же довелось увидеть Валентину Казанцеву на глубине около 1,5 тысячи метров? Стаи голомянок, подводную растительность и высоченные отвесные скалы.

— Первозданная красота! Глазу непривычная и от того, наверное, еще более диковинная! В особенности меня поразила одна из подводных отвесных скал, высотой не меньше километра. То есть выше любого небоскреба!

В разные годы подводные погружения на дно Байкала на батискафе «Мир» совершали и президент Владимир Путин, и всемирно известный режиссер Джеймс Кэмерон. Имя самого Валентина Казанцева по итогам погружения было внесено в Книгу рекордов России как самого пожилого гидронавта в стране.

Наверняка фамилия ветерана-иркутянина была бы вписана и в Книгу рекордов Гиннесса, но помешало несоблюдение списка формальностей. В частности, отсутствие официальных представителей из Великобритании, которые зафиксировали бы рекорд.

Отец — артист, мама — гример

Валентин Казанцев вырос в творческой семье. Возможно, отсюда ему и присущи легкость, юмор, жизнелюбие. Отец служил актером в театре Барнаула, мама работала гримером и играла в спектаклях.

— Папа был человеком незаурядных способностей. Он обладал талантом актера, превосходно владел акварелью и маслом и отлично катал валенки — этому мастерству он научился у деда. На пару месяцев в году он вместе с мамой уезжал в деревню, где по договоренности с председателем колхоза подрабатывал, катая валенки для местных сельских жителей.

В одни из таких каникул и появился на свет Валентин Казанцев. Именно поэтому в графе «место рождения» у него значится не Барнаул, а село Романово Алтайского края.

— Помню, что всякий раз, приезжая в деревню, мы обязательно брали с собой патефон. А в то время таковой был чудом из чудес! На всю деревню один-единственный, — вспоминает ветеран. — И вот летом по вечерам отец ставил на подоконник наш патефон, и под окном танцевала вся сельская молодежь. А поскольку отцу было некогда — он работал, валял валенки, — то ручку патефона крутил я, пятилетний мальчишка. Я же отвечал и за смену пластинок, уже отлично разбираясь в репертуаре.

С погоней, стрельбой, перехватом

Позже, овдовев и вновь женившись, отец вместе с семьей переехал в Новосибирскую область, на станцию Посевную. Как тогда говорили, «поднимать культуру». Там Валентин Казанцев окончил семь классов, получил профессию шофера. В 44-м 17-летнего парня призвали в Красную армию.

— Я попал на Дальневосточный фронт в пограничный отряд. По итогам общевойсковой подготовки был направлен в военно-морское пограничное училище во Владивостоке. Там всех курсантов-новичков распределяли по специальностям: минеры, рулевые, артиллеристы, радисты. Я попал в число последних, потому что писал аккуратно и грамотно.

В августе 45-го, едва окончив училище, Валентин Казанцев был направлен в 59-й пограничный полк — Советский Союз объявил войну Японии.

— Советско-японская война длилась 22 дня, но знаете, мне повезло. Львиная доля тех, кто был распределен по пограничным заставам, как таковых военных действий и не увидели. А я увидел и успел поучаствовать. В составе группы из нескольких человек мы задерживали 11 японских военных. Задерживали с погоней, перехватом, стрельбой из автоматов. Пусть и немного, но пороху нюхнуть успел.

После Валентин Казанцев служил во Владивостоке, преподавал в военно-морском пограничном училище, а в 51-м, демобилизовавшись, заехал в Иркутск навестить сослуживца. Заехал да так тут и остался.

20 галстуков, 2 высших образования

Сейчас за плечами Валентина Дмитриевича 50 лет педагогического стажа. Плюс два высших образования, высший тренерский разряд, звание мастера спорта по фехтованию.

— Десять лет я вел морской кружок во Дворце пионеров. Зимой — теория, летом — практика. Учил ребятишек ходить на веслах, под парусами. Сам же любил пропадать на истоке, в районе Шаман-камня, где была знатная рыбалка. В Иркутск зачастую с ведром рыбы возвращался.

Еще 10 лет он преподавал физкультуру, а потом и историю, рисование и черчение. С детьми, говорит, всегда ладил отлично!

— Я был строгим, но отходчивым! Всегда любил детей и ко многому подходил не формально, а с юмором. А еще всегда был подтянутым и аккуратным. У меня знаете сколько сейчас галстуков? — спрашивает фронтовик, распахивая дверцу шкафа. — О, 20 с лишним. А раньше еще больше было.

Валентин Дмитриевич по-прежнему бодр и энергичен. Единственное — живет на пятом этаже и подниматься, говорит, становится сложнее. Не так давно он обратился в мэрию Иркутска с просьбой обменять квартиру.

— Жилплощадь у меня муниципальная, и я очень надеюсь, что мне пойдут навстречу. Второй или третий этаж — это было б идеально.

Около трех месяцев назад в кругу друзей и семьи — двоих детей, шестерых внуков и четверых правнуков — Валентин Дмитриевич отметил свой юбилей. Фронтовику исполнилось 90 лет.

— А сколько поздравительных писем пришло! От Владимира Путина, от городских и региональных властей, от совета ветеранов, от пограничных войск. Приятно ли? Ну а как же, конечно! Теперь только и остается, что здравствовать и не болеть.

Популярные материалы по тегам статьи:

«Нам бы автобус!»

Знания в приоритете

Жили, ждали и верили

Спит на лавочке

Еще один сквер!

Что будет с отходами БЦБК?

Достраивать иркутские долгострои будут инвесторы

Чайник в подарок

Три тонны тепла и деревянные наличники

Куда исчезли «Борцы революции»?

.

Подробнее читайте на ...

валентин казанцев фронтовик отец отлично валенки батискафе летом