2018-6-14 22:45 |
Иркутяне гравируют пивные кружки, подстаканники, ножи и замки Текст: Лидия Гергесова , Фото: автора , СМ Номер один , № 23 от 14 июня 2018 года , #Жизнь Максим Горячкин более 20 лет занимается гравировкой.
Это для него и работа, и увлечение.
Каким должен быть подарок, чтобы он всегда напоминал о тебе? Ответ на этот вопрос прост и лежит буквально на поверхности. Любой презент станет оригинальным, интересным, а главное памятным, если на него нанести гравировку. Долгое время считалось, что это удовольствие не из дешевых, поэтому услугами граверов в Иркутске пользовались немногие. Однако этот стереотип давно разрушен, и сегодня к помощи таких мастеров прибегают и студенты, и пожилые люди. Как отмечает гравер Максим Горячкин, изготовить желанный рисунок или надпись можно абсолютно на любом изделии, будь то зажигалка, губная помада или бутылка любимого напитка. Главное, чтобы это было сделано с душой.
Выводил столбики и буквы
В Иркутске не так много мастеров, которые занимаются гравировкой. Один из них — Максим Горячкин. К нему мы и направились, чтобы посмотреть, как выглядит кузница настоящего гравера, и узнать, что сегодня предпочитают гравировать жители Приангарья.
У Максима Горячкина — солидный стаж, более 20 лет. Его наставником стал друг семьи, крестный, гравер-ювелир Виктор Усольцев. 17-летним парнем Максим пришел к нему в мастерскую. Первым делом Усольцев попросил будущего ученика что-нибудь написать на листке бумаги и, лишь посмотрев на почерк, взял его в подмастерья. Как вспоминает Максим, он словно вновь попал в первый класс. В альбоме мягкими карандашами он выводил сначала столбики и кружочки, затем узоры и писал каллиграфическим шрифтом все буквы алфавита. Когда рука оказалась набита, учитель разрешил перейти к инструменту. В целом процесс обучения занял чуть больше года.
— Я все еще сомневался в своих силах и гравировал только для себя, когда однажды ко мне подошел мужчина и попросил нанести номер на газовый пистолет. Я отказался, объяснил, что еще ученик и могу сделать криво. Однако клиент оказался упорным. Он меня начал уговаривать, и в результате я уступил. Когда номер был нанесен, он посмотрел и сказал: «А что ты переживал-то, отлично получилось». И это был своего рода переломный момент, я понял, что усвоил материал и могу уходить в свободное плавание. А некоторое время спустя и мой учитель разрешил мне работать. Так начался мой собственный путь гравера.
Быстро и с душой
Первым инструментом, который освоил молодой специалист, стала бормашина. Внешне и комплектацией она похожа на прибор зуботехника. Только предназначение ее совершенно иное. С помощью нее мастер наносит красивые надписи, выводит узоры. Использование бормашины приравнивается к механической гравировке, однако, по мнению Максима, это все же ручной труд. К механической относится та, что выполняется на специальных станках: это лазерная и алмазная гравировка. С таким оборудованием работать проще, но все же Максим Горячкин предпочитает все делать вручную. А иногда это единственный вариант нанесения узора или надписи.
— Техника работает по своим стандартам. Если я вижу и чувствую, что данное изделие лучше выполнить вручную, я это сделаю. В итоге получается красивее и быстрее. Раньше все ювелирные изделия — кольца, печатки, серьги — было принято также гравировать вручную. Таким же способом сейчас наносят гравировку на коллекционное оружие. Кроме того, такая гравировка несет в себе теплоту человеческих рук, и люди ее больше всего ценят. Ее не всегда можно распознать, поскольку за годы работы рука уже натренирована и изображение получается четким, ровным, словно сделано на станке. Поэтому иногда люди просят сделать специальные своего рода огрехи, чтобы было видно ручную работу. Надпись становится живой, и сразу чувствуется, что даритель вкладывает в свой презент душу. Такие подарки для людей имеют особую ценность.
К слову, это, пожалуй, единственная мастерская в городе, где заказ готов в очень быстрые сроки. Получить заветную гравировку можно буквально за полчаса работы. Таких заказов, по словам Максима, у него очень много. Порой люди прибегают сломя голову и просят изготовить надпись и за 15—20 минут. Большая часть работ выполняется именно вручную.
«Вместе все по зубам»
Как отмечает Максим Горячкин, мало кто из заказчиков, перед тем как сделать надпись, задумывается над ее содержанием. Обычно этот вопрос решается уже в мастерской, а поскольку времени на обдумывание мало, люди чаще всего прибегают к шаблонам: «Дорогому Ивану Ивановичу от…», «Любимому супругу от…» и т. д. Однако встречаются и оригинальные заказы.
— Год назад девушка из мединститута заказывала гравировку для своего молодого человека. Оба учатся на зубного техника. На день рождения она решила подарить ему щипцы для удаления зубов, и на ручках нужно было сделать надпись «Вместе нам все по зубам». Вот так нестандартно, с изюминкой девушка подошла к этому вопросу.
По словам Максима, за 20 лет его работы в Иркутске протекали разные модные веяния. Одно время, в конце 90-х — начале 2000-х, все приходили за гравировкой на пивные кружки. Перед 23 Февраля в день он успевал принимать и выполнять по 20 таких заказов. Затем люди к ним охладели и переключились на зажигалки. Почти на каждой второй был вырезан слоган «Зажигай по жизни». После этого настало время брелоков и нательных жетонов. Сейчас люди перешли в более современный, цифровой формат: несут в мастерскую планшеты, ноутбуки. На такие изделия, как правило, наносится алмазная гравировка. Она оставляет глянцевый след, который играет на солнце. По технике она похожа на ручную.
Особым спросом пользуются и гравировки на замки для новобрачных.
— У меня есть собственная подборка различных цитат, фраз. И порой происходят довольно забавные случаи. Однажды одна молодая пара, подбирая надпись на свой замочек, остановилась на выражении «Любовь на замке, а ключик на дне». Невеста стала беспокоиться о том, что вдруг его начнут там искать. И жених совершенно серьезно ответил, что таких ключей на дне, скорее всего, очень много, и вряд ли кто-то будет искать именно их. Иногда обращаются и семейные пары, чьи замки оказались спилены. Они покупали новые и делали на них надпись, чтобы их брак был по-прежнему крепок.
В целом, по словам Максима Горячкина, гравировку можно сделать на любом изделии и материале. Однажды в качестве эксперимента он ее выполнил даже на печенье.
— Сегодня гравируют все: ручки, брелоки, бутылки с алкоголем, серебряные ложки. Многие ушли от стереотипов, что нельзя дарить ножи и часы. На самом деле это нужный и хороший подарок. Так что заказы поступают совершенно разные, и к каждому клиенту подход индивидуальный. Люди ценят качество и скорость изготовления. И я всегда придерживаюсь этих правил.
Популярные материалы по тегам статьи:
Выживший дважды
Приехал, победил, уехал
Дороги переодеваются
Наши на футболе
Как прошла Троица?
«Золото воспринимаю не как богатство, а просто как обычный рабочий материал»
Начали с веры, завершают любовью
Когда заработает колесо обозрения?
Двое детей сгорели заживо
«Горят ли у мальчишек глаза? Еще бы!»
Вот такая затейливая монограмма украсила печатку после работы гравера. Максим Горячкин любит ручную технологию гравирования. Этот вариант предпочитают и жители региона. Гравер работает быстро и точно. Спустя какие-то доли секунды на авторучке появилось изящное имя ее владельца. .
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...