2017-12-7 17:49 |
77-летний пенсионер — мотопарапланерист и горнолыжник — стал участником телешоу Текст: Дина Оккерт , СМ Номер один , № 48 от 7 декабря 2017 года , #Жизнь , #Иркутск Владислав Грейзе родился в 1940 году.
Коренной иркутянин, вырос в предместье Рабочем. Окончил горный факультет Иркутского политехнического института, работал инженером-конструктором драг на машиностроительном заводе им. Куйбышева. Позже преподавал, затем ушел в бизнес. Женат, имеет 3 детей, 6 внуков и одну правнучку. С супругой Ниной Юрьевной познакомился в сети Интернет.
Владислав Грейзе — мужчина бодрый, моложавый, невероятно энергичный. В свои 77 он катается на горных лыжах, погружается с аквалангом в водные глубины и занимается мотопарапланеризмом. А еще любит рыбалку, охоту и путешествия. Причем организованному туризму предпочитает самостоятельный — с путеводителями, арендой транспорта и составлением собственных экскурсионных маршрутов. Большая часть увлечений пришла в жизнь Владислава Грейзе лишь накануне пенсии. Свой первый полет на мотопарапланере иркутянин совершил в 59 лет.
«Да, небо — это мое»
О небе Владислав Грейзе мечтал с самого детства. После школы планировал поступать в высшее военное авиационное училище, однако не сложилось — отговорила мама. В итоге, окончив политехнический институт, стал инженером-конструктором, трудился на машиностроительном заводе имени Куйбышева.
Позже занялся преподавательской деятельностью, работал заведующим кафедрой, а потом и деканом в ведомственном вузе. Далее — главным инженером в Институте органической химии СО РАН.
— Перемены привнесли непростые 90-е, — рассказывает Владислав Витольдович. — Я ушел из института, открыл собственное дело.
Охотой и рыбалкой Владислав Грейзе занимался всегда, а вот к горным лыжам, глубоководному плаванию и мотопарапланеризму пришел лишь накануне пенсии. Детская мечта о небе сбылась.
— В 59 лет купил снаряжение, оборудование, параплан, специальный мотор. После почитал, поучился, попробовал. Ну а впервые взлетев, убедился: да, небо — это мое, — рассказывает иркутянин. — Благо и прогресс не стоит на месте — все доступно, продуманно, рационально. Сложил в рюкзак, закинул в багажник. Потом разложил, завел и взлетел.
Топлива в баке мотопараплана хватает в среднем на 3 часа полета. Главное — не успеть замерзнуть.
Как космонавт
Параплан — это легкий пилотируемый аппарат с мягким крылом — планирующим парашютом. Мотопарапалан — это то же самое плюс мотор, который обеспечивает взлет и перемещение в воздухе. С ним подняться в небо можно и без возвышенности, достаточно равнины, небольшой поляны.
До недавнего времени Владислав Грейзе надевал мотор на плечи, шутливо сравнивая себя с Карлсоном. Однако несколько лет назад, когда нагрузка на спину стала ощутимее (вес мотора с залитым баком ни много ни мало 35 кг), дополнил свой летательный аппарат специальной тележкой.
— Летом она оснащена колесами, а зимой лыжами. Сажусь, включаю мотор, чуть разбегаюсь и взлетаю.
Под куполом мотопараплана Владислав Витольдович бороздит небеса и в жару, и в холод. Городским пейзажам и аэродромным полям предпочитает живую природу — озера, реки, лес, тайгу. Зимние полеты любит в особенности.
— В холодное время года, когда воздушное пространство более спокойное, можно, не опасаясь нисходящих потоков, летать относительно невысоко, на расстоянии 60—70 метров над землей, — говорит Владислав Грейзе. — Очень интересно с такой высоты наблюдать за зимней тайгой, за ее обитателями — лес как на ладони. Где-то лиса пробежит, где-то лось или косуля. Не раз поздней осенью наблюдал и медведей.
Еще одна особенность зимних полетов — необходимость теплой, надежной экипировки. Два комбинезона, сшитых на заказ: нижний — пуховый, верхний — непродуваемый; унты или обувь из современных материалов, предназначенная для зимней охоты; плюс электрические стельки и перчатки с электроподогревом.
— На глаза — горнолыжные очки, на голову — меховой летный шлем. Почти как космонавт, — смеясь, добавляет мотопарапланерист.
Падал в Байкал, повисал на деревьях
Не раз случались с Владиславом Витольдовичем и экстремальные ситуации — отказ мотора, обледенение купола, перемерзание тросика газа.
— За 18 лет полетов чего только не было! К счастью, ни одной сломанной косточки. Как-то раз заглох двигатель — пришлось прыгать в Байкал. Хорошо, лето стояло и от берега недалеко, — рассказывает мотопланирист. — А однажды, когда замерз тросик газа и мотор стал уносить меня все выше и выше, пришлось отключать двигатель и приземляться на глухую таежную дорогу. Приземлился, позвонил по рации — друзья-мотопарапланиристы приехали и забрали.
Впрочем, с дорогой или, скажем, поляной в тайге планеристам везет не всегда. Раз шесть в результате вынужденных посадок, в том числе и из-за резкой смены погоды, Владислав Витольдович повисал на ветвях высоких таежных деревьев. Вместе с куполом, мотором и прочим снаряжением.
— В подвесной системе параплана у меня есть отдельный кармашек, где лежат приспособления, которыми пользуются парашютисты-пожарные, — это специальная стропа, когти и так называемая букашка, помогающая спускаться. Но это сейчас. А тогда я повис впервые, да еще и за 8 км от места взлета, в феврале, и при себе у меня ничего подобного не было. Поэтому единственное, что оставалось, — прыгать. Хорошо, что год тогда выдался снежным и прыжок с 6-метровой высоты окончился благополучно.
Что помогает выходить из столь критических ситуаций достойно и с минимально возможными потерями? Прежде всего, по словам Владислава Витольдовича, хладнокровие, рассудительность, самообладание.
— Повышенная эмоциональность и низкая стрессоустойчивость — это своеобразный стоп-фактор на пути к высоте. Людям, которые подвержены паникам, летать противопоказано.
На ТВ не впервой
Об экстремальных ситуациях в небе, о полетах на параплане, а главное — о жизнелюбии, активности, стремлении к новому говорил Максим Галкин с Владиславом Витольдовичем в студии шоу-программы «Старше всех». Передача с участием 77-летнего иркутянина прошла в эфире Первого канала в воскресенье, 26 ноября.
— Редакторы телеканала вышли на меня через друзей в «Одноклассниках», пригласили принять участие в телепрограмме. Поразмыслив, я согласился. На съемки ездили вместе с супругой, это было в сентябре. Все расходы — перелет, проживание, такси и так далее — взял на себя Первый канал. В общей сложности мы прожили в столице неделю, впечатления остались хорошие, позитивные.
Между тем съемки в «Старше всех» — это отнюдь не первое появление Владислава Грейзе на центральном телеканале. Два года назад иркутянин уже принимал участие в ток-шоу Александра Гордона и Юлии Барановской «Мужское/женское».
— Еще раньше в Иркутск приезжала съемочная группа телеканала Russia Today. Ребята были у меня в гостях, снимали и мои полеты, и мои погружения. В итоге наряду с «Бурановскими бабушками» я стал героем их документального фильма, который транслировался потом в разных странах мира и был переведен на 8 языков. Чувствую ли я себе звездой? Нет, ни в коем случае! Я просто занимаюсь тем, что мне нравится.
А вот на вопрос, что же вдохновляет, придает энергии, Владислав Грейзе поджимает плечами:
— Сложно сказать, честное слово. Наверное, стремление жить интересно, увлекательно.
Популярные материалы по тегам статьи:
Тайна комнаты Эймса
Без пятнадцати три
Хорьки и нутрии из Иркутского зоосада гостили у воспитанников школы-интерната №20
Дети с аутистическим спектром в Иркутске ходят в кино и музей
Выставка о вредных привычках человека открывается в Иркутске
«Нам бы автобус!»
Достраивать иркутские долгострои будут инвесторы
Дорожным стрелкам вынесли приговор
Три Иннокентия
Куда исчезли «Борцы революции»?
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...