2017-9-21 17:49 |
View the full image Любовь Александровна — старейшая жительница области. В минувший понедельник она отметила свой 106-й день рождения.
View the full image
Фото из семейного архива: Любовь Александровна с мужем Евгением Владимировичем.
View the full image
Отец Любови Григорьевой Александр Васильевич был служащим. Вместе с супругой Татьяной Степановной они вырастили и воспитали девятерых детей.
СМ Номер один, Газеты, № 37 от 21 сентября 2017 года
Старейшая жительница области отметила свой день рождения
Любовь Григорьева — бабушка необыкновенно почтенного возраста. Она помнит еще тот, дореволюционный Иркутск — с дощатыми тротуарами, Интендантским садом, с загородом в районе современной Лисихи. В свои 106 лет она улыбчива, предупредительна и разговорчива. Интересуется новостями, любит слушать радио, а летом городской квартире предпочитает дачу.
Любовь Александровна живет с дочерью и зятем в самом центре города. Настольная лампа, альбом с ретро-фотографиями, огни современного города за окном — в комнате старейшей бабушки Иркутска уютно и спокойно. Рядом с софой стоит гладильная доска. Удивительно, но в свои 106 лет Любовь Александровна любит гладить белье.
— С утра стопку принесу — постою, поглажу. Это бодрит, придает сил.
Один брат за красных, другой — за белых
— Бабушка у нас молодец — интересуется новостями, любит побеседовать с внуками и правнуками. Старается быть полезной, не сидеть без дела — где-то белье погладить, где-то обед разогреть, — говорит Галина Сидорова, дочь Любови Александровны. — В роду Григорьевых было немало долгожителей — мамин брат Василий дожил до 92, сестра Вера — до 95. Ну, а мама — молодец, всех перещеголяла. В минувший понедельник ей исполнилось 106.
Любовь Григорьева родилась и выросла в предместье Рабочем на улице Знаменской. Ее родители — Татьяна Степановна и Александр Васильевич — воспитывали девять ребятишек. Жили скромно, небогато. Отец работал служащим, мама занималась домом.
— Знаменская, нынешняя Баррикад, была улицей тихой, красивой, утопающей в зелени. Наш дом стоял на берегу Ушаковки. Напротив ворот — большая зеленая лужайка. Помню, как мы бегали по ней босиком, по мягкой теплой летней траве, — рассказывает иркутянка. — Еще запомнился момент, как лет в 10—11 мы с мамой шли в Казанскую церковь. Погода стояла летняя, был мой день рождения — 18 сентября. На мне было простенькое белое платье с алой лентой на поясе.
Сохранились в памяти Любови Александровы и фрагменты событий Гражданской войны. Фрагменты житейские, бытовые. Как во время уличных перестрелок мама прятала их, младших ребятишек, в глубокое подполье. Как ссорились старшие братья — Михаил и Василий. Один поддерживал красных, а другой был за белых.
— Позже все устаканилось, утихомирилось. К счастью, обошлось без семейных трагедий.
10 — маме, 5 — себе
Училась Любовь Григорьева на Преображенской улице, ныне — Тимирязева, в школе-девятилетке, которая располагалась в здании бывшего сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой. Сейчас там находится один из корпусов Иркутской сельскохозяйственной академии.
— Школа давала образование с педагогическим уклоном, и, окончив 9 классов, я попала по распределению в деревню Тыреть Заларинского района, — продолжает Любовь Александровна. — Учила ребятишек разных возрастов, зарплата составляла 15 рублей. Из них 10 я отправляла маме, 5 оставляла себе.
На каникулах молодая учительница приезжала в город. Любила ходить в театр, гулять по Карла Маркса, бывать в саду Парижской коммуны, где звучала музыка и продавали газировку.
— Летом я занималась спортом, увлекалась греблей. Часто бывала на лодочной станции, на набережной Ангары.
Все лучшее — фронту
Сельской учительницей Любовь Григорьева отработала 3 года, а вернувшись в Иркутск, поступила в институт советской торговли. Став экономистом, нашла свою профессию. В 40-м году вышла замуж за Евгения Исаенко — человека хорошего, степенного, достойного.
— Папа родом с западной части России, окончил Московский зоотехнический институт, — поясняет Галина Сидорова. — В годы войны занимался снабжением Советской армии лошадьми, в тридцатиградусные морозы ездил по деревням в легком пальто и ботиночках. Ни тулупов, ни валенок не было — все лучшее уходило на фронт.
— Да, годы войны были очень тяжелыми — скудное питание, отсутствие теплой одежды, — вспоминает Любовь Александровна. — На фронте погибли два моих брата: Николай под Орлом, Анатолий в Ленинграде. Муж едва не умер от туберкулеза.
Между тем война закончилась, жизнь стала налаживаться. Любовь Александровна возглавила плановый отдел центрального универмага, супруг получил должность замначальника управления сельским хозяйством. Супруги жили на улице Тимирязева, воспитывали двоих ребятишек. Любили театр и книги; держали кур, коров, свиней. Недалеко от ипподрома сажали картошку.
— Жили честно, работали много. Выходные проводили с друзьями, детьми. Часто выезжали за город, катались на моторной лодке.
Спокойствие — великая вещь
Сегодня у Любови Александровны растет 8 правнуков и один праправнук. Мужа Евгения Владимировича не стало в начале двухтысячных, в любви и согласии они прожили более 60 лет.
— Избегать ссор и разногласий помогали, наверное, мудрость и выдержка, — говорит иркутянка. — Спокойствие — это великая вещь.
— Мама действительно человек очень уравновешенный, миролюбивый. К людям терпима и доброжелательна. И всегда ее окружали друзья, они с папой умели жить интересно, увлекательно, — говорит дочь Галина Евгеньевна. — Мы очень любим нашу маму и бабушку, и очень ею гордимся. Желаем здоровья и дожить как минимум до 110.
Дина Оккерт
Метки: Жизнь, Иркутская область
Другие материалы:
«Город амбициозный, город обывательский»
Третий приз уехал в Ангасолку
Богатырские пещеры — памятник природы регионального значения
Страховые представители — ваши защитники в системе ОМС
Апрель чудит!
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...