2020-5-27 11:00 |
Ветераны МВД Лариса Геннадьевна Пантелеева и Лидия Федоровна Зайцева (Курашова), которые проработали всю свою жизнь с трудными детьми и подростками, пришли на работу еще в детскую комнату милиции.
31 мая подразделения по делам несовершеннолетних отмечают свой 85-летний юбилей. Их история в нашей стране началась в далеком 1935 году. И в том же году, но только неделей позже – 7 июня, был создан отдел по борьбе с детской преступностью в Иркутской области.
За 85 лет своей деятельности служба, чье главное предназначение – это работа с непростыми детьми и семьями, как только не называлась: отдел по борьбе с детской преступностью, детская комната милиции, инспекция по делам несовершеннолетних, подразделение по делам несовершеннолетних…
Ветераны МВД Лариса Геннадьевна Пантелеева и Лидия Федоровна Зайцева (Курашова), которые проработали всю свою жизнь с трудными детьми и подростками, пришли на работу еще в детскую комнату милиции.
Как бы ни называлось место их работы, каков бы ни был у каждой из них свой путь в профессию, неизменным за эти годы оставалась их безграничная преданность делу, сплоченный коллектив и портрет Дзержинского на стене кабинета в доме №17 по улице Ленина. Именно в этом здании долгие годы трудились инспектора по делам несовершеннолетних, а теперь гостеприимно открывает свои двери музей ветеранов МВД.
И сейчас мне часто снится, что я работаю
Лариса Пантелеева работала инспектором по делам несовершеннолетних ОМВД России по Нижнеудинскому району с 1977 по 1998 год, и все на одном месте. Правда о карьере в органах она и не мечтала никогда. Окончила педагогический институт факультет начального образования и всерьез думала, что в педагогике ее призвание. Ее старшая сестра по распределению попала на работу следователем в нижнеудинскую милицию. Лариса бегала по вечерам к сестре в отдел, чтобы помогать разбираться с бумагами. Здесь ее и заприметила опытный кадровик Ксения Ильинична Иванова. Предложила поработать, Лариса подумала и согласилась. По линии горкома комсомола ее за 24 часа перевели на новое место работы. Забегая вперед, скажем, что высшее юридическое образование Пантелеева получила. Род занятий обязывал.
В инспекции – три человека на весь город и район. За Ларисой Геннадьевной закреплен участок – Атагай, Заречье, Костино… Машины в отделе на перечет. Так что на вверенную территорию инспектор зачастую добиралась на чем повезет. Бывало, и на самолетах летала. А в соседний Тайшет, где был приемник-распределитель, добиралась в кабине тепловоза с машинистами. Ночь-не ночь, километры-не километры – надо, значит – едешь.
- С собой всегда сумочка с документами, а в ней – пакет с печеньем, пряниками, – вспоминает Лариса Геннадьевна. - Ведь сколько раз такое было, что приезжаешь по адресу – родители пьяные, а их голодный ребенок ползает – корочку хлеба ищет. Смотреть на такое невозможно! Бражку выливаешь, родителей – в вытрезвитель, детей кормишь и – в интернат.
И в советское время в зону особого внимания инспекторов попадали в основном неблагополучные семьи, в которых родители злоупотребляли алкоголем. Бывали и исключения. Лариса Геннадьевна до сих пор вспоминает «мажорика» Игоря. Трудный подросток был из очень благополучной семьи. Его мама занимала высокий руководящий пост и на рядовых инспекторов смотрела свысока. А парень, пользуясь своей безнаказанностью, был скор на «подвиги». От мест лишения свободы его спасло только чудо и бесконечное терпение инспектора Пантелеевой, которая без устали работала с зарвавшимся юнцом. Зато, вернувшись из армии, Игорь где-то раздобыл адрес Ларисы Геннадьевны и пришел к ней с большим букетом цветов. Все осознал и понял, кого ему надо благодарить за заботу и внимание.
Из всех подопечных запоминаются либо самые отъявленные, либо те, кто загубил свои годы по глупости. Лариса Пантелеева вспоминает подростка Юрия. Его родители были несколько раз оштрафованы за дела сына. А у того была мания – кражи. В итоге он попал в колонию. След Юрия потерялся. А спустя много лет Лариса Геннадьевна вдруг случайно встретила его на улице. Оказалось, перед ней – хороший семьянин, любящий отец, который построил для своей семьи дом, да и с работой у него все хорошо сложилось. Вот только годы, проведенные в колонии, - потерянное время, и отмотать назад, чтобы изменить, нельзя…
- В бытность нашей работы, думаю, нам было проще, - говорит Лариса Пантелеева. – У детей и подростков не было гаджетов, интернета, с ними можно было поговорить простым, живым языком, достучаться до каждого. Конечно, нам тоже было непросто. Особенно в девяностые – сложное время для всей страны. Но, знаете, я ни на секунду не пожалела о том, что всю жизнь проработала здесь. И сейчас часто снится мне, как я бегу куда-то, ищу кого-то по подвалам, в общем, работаю…
Из тюрьмы – с букетом к инспектору
У каждого инспектора свои особые воспоминания. У Лидии Федоровны Зайцевой (Курашовой) это – Егорушка. Так она его называет до сих пор. Этого Егорушку Лидия Федоровна буквально на руках возила в Тайшет, когда он был маленьким. И по ночному Тайшету беглеца ловила. И вещи из дома для него и других таких же бедолаг носила, потому что одеть им нечего было. И домой водила ночевать. Попал в итоге Егорушка в тюрьму. Освободился, и первым делом пришел не куда-то, а в отдел по делам несовершеннолетних. С букетом. К инспектору – единственному, наверное, в его жизни человеку, которому егорушкина судьба была не безразлична.
Сколько таких егорушек было на пути у Лидии Курашовой? Лидия Федоровна проработала инспектором по делам несовершеннолетних, пожалуй, дольше всех своих коллег. Да и историю Нижнеудинского отдела она знает на отлично.
Знает, что одной из первых здесь работала Галина Борисовна Ляпина. Она работала в те годы, когда в штате детской комнаты милиции числился всего один человек. И это, напомним, на весь город и район. Потом на работу сюда пришла Зинаида Михайловна Кузнецова. Постепенно удалось увеличить количество штатных единиц. А 6 февраля 1976 года на работу в детскую комнату милиции приняли Лидию Курашову.
- Я окончила Тулунское педагогическое училище и, как все, рвалась на БАМ, - рассказывает Лидия Федоровна. – Принесла в горком комсомола заявление, а мне говорят – по линии педагогики на БАМе пока делать нечего – иди в милицию. Подумала – и пошла.
Со временем в коллективе детской комнате милиции сформировался свой костяк: Зинаида Кузнецова, Лидия Курашова, Лидия Андреева, Нина Левчук, Алла Вологдина, Ирина Боровикова. Коллектив дружно выезжал на семинары в областной центр, в Саянск, другие города Приангарья. И везде отмечали их работоспособность, дружбу и сплоченность. Они и вправду были очень дружны. Вместе работали, вместе растили своих детей, которые из-за занятости матерей порой сами оставались без присмотра.
Мужчины в отделе не задерживались. Работали в основном женщины. Но и среди них случайных не было. Случайные попросту не задерживались.
Ветераны до сих пор вспоминают случай, как к ним в отдел устроилась молодая женщина. Пришла на работу в свой первый рабочий день. А тут – правонарушитель, который показал себя во всей красе. Пока с ним вопрос решали, молодой специалист в угол забилась, а потом говорит – не могу здесь работать, простите. Так и ушла.
Конечно, каких только ситуаций в инспекции не случалось: и с табуреткой на них подростки набрасывались, и пьяные родители с косами, когда инспектора у них детей забирали, и по улице Ленина за своими бегунами, случалось, бегали. А еще ходили в рейды, которые заканчивались далеко за полночь. Из рейдов добирались домой пешком из другого конца города. А утром уже были без опоздания на рапорте. А еще выезжали в район вместе с опергруппой и за три дня раскрывали преступления…
Всего хватало. Не каждый человек такое выдержит. А они выдерживали. Работали по призванию и по воле сердца. Не хотели сидеть на месте, а хотели помогать семьям и детям. Потому что, служба у них особая. Да и сами они особенные – инспектора по делам несовершеннолетних.
По информации ОМВД России по Нижнеудинскому району (при взаимодействиии с газетой "ТРАКТ")
Подробнее читайте на 38.mvd.ru ...