2017-7-12 15:16 |
View the full image Для каждой сельскохозяйственной культуры отведены свои делянки. View the full image Татьяна Константинова трудится агрономом на селекционной станции 8 лет.
По ее словам, это очень интересная и увлекательная работа.
View the full image
Благодаря Марии Загорновой в каждом помещении станции царит абсолютная чистота.
View the full image
Павел Соколенко привык работать на миниатюрной сельхозтехнике. В его ведении находится весь автопарк станции.
СМ Номер один, Газеты, № 27 от 13 июля 2017 года
Тулунские селекционеры экспериментируют с папой и мамой
В этом году Тулунская селекционная станция отмечает 80-летний юбилей. Это учреждение по праву считается уникальным. Из года в год здесь испытывают и выводят новые сорта сельскохозяйственных культур, которым не страшны сибирские морозы, засуха, болезни. Хозяйства высевают новинки на своих полях и остаются довольны собранным урожаем. Для сельхозпроизводителей Приангарья региона селекционная станция уже давно является эталоном надежности и высокого качества.
Макароны и каша из местной пшенички
Тулунская селекционная станция совсем небольшая, весь коллектив можно пересчитать по пальцам, однако работа, которой они занимаются, слагается в тома. За многолетнюю историю сотрудникам учреждения удалось вывести более 80 новых сортов культур. И сегодня эта работа по-прежнему продолжается. Сейчас в государственном сортоиспытании находится пшеница Зоряна, ячмень Жихарь, Нутанс, посевной горох Буслай. Судьба каждого испытуемого будет определена через год-два. Либо он будет районирован, либо забыт навсегда.
— Основные требования, которые предъявляет госсорткомиссия к исследуемым культурам, — урожайность, устойчивость к полеганию, к болезням. . . По таким же параметрам мы производим отбор и на станции. К примеру, Жихарь в наших условиях давал урожай 45—50 центнеров с гектара. Это безостый ячмень, который можно использовать как на фураж, так и на монокорма. Он среднеспелый, устойчивый к засухе и заморозкам. Зерно дает крупное. Мы получили его при скрещивании Кедра на Гранал. Кедр (мама) — это образец Красноярского НИИСХ, а папа Гранал — казахстанский сорт безостого ячменя. Зоряна получилась при скрещивании уже наших сортов. Неплохие показатели у гороха Буслай, — рассказывает Татьяна Константинова, агроном селекционной станции.
К сожалению, не все сорта благополучно проходят главный экзамен. Так, например, случилось с пшеницей Тулунская-50. На родине она давала ошеломляющий урожай. Фермер Александр Шевцов из деревни Аверьяновки пять лет назад взял его на пробу и получил 56 центнеров с гектара. Зерно крупное, отличного качества, клейковина до 32%. Единственным его недостатком оказалась подверженность вредоносному заболеванию — головне. По этой причине он и был снят с испытания. Тем не менее фермер продолжает выращивать полюбившийся сорт, а со злостным недугом борется при помощи протравливания семян.
Еще один местный фермер, Иван Майоров, выращивает сорт твердой пшеницы Юнната. Из нее можно готовить отличные макароны. Если ее добавить в муку для хлебопечения, то качество хлеба улучшается во много раз. Сотрудники станции варят из нее и отменную пшеничная кашу. Это единственная районированная твердая пшеничка в Иркутской области.
Спасибо за картошку
В этом году посевы на селекционной станции провели сразу после майских праздников. В первую очередь сотрудники высеяли горох и вику. Эта кормовая бобовая культура во много раз питательнее, чем злаковые. Недавно был районирован новый сорт вики — Люба. Примечательно, что названия своим новобранцам селекционеры придумывают сами — коллективным мозговым штурмом. Как отмечают специалисты станции, для того чтобы вывести новый сорт, требуется не менее 10 лет. Каждый образец должен пройти несколько этапов: селекционный питомник первого, второго года, контрольный питомник, предварительное и затем контрольное сортоиспытание.
Селекционные участки с посевами находятся по соседству с фермерскими. Отделяют их шестиметровые дорожки. По словам Татьяны, это необходимо для того, чтобы чужая техника случайно не повредила их посадки. Любое постороннее вмешательство сводит на нет все усилия ученых. Впрочем, местные знают о том, где расположены селекционные участки, и стараются туда не вторгаться.
Единственный вопиющий случай произошел несколько лет назад осенью, когда злоумышленники влезли на одну из делян и выкопали четверть урожая опытного картофеля. В результате вся кропотливая многолетняя работа сотрудников пошла насмарку. Теперь картофель выращивают за высоким забором. К слову, большим спросом у жителей Тулуна, дачников пользуется картофель сорта Машенька. Он пока не районирован, но люди просят его на посадку. Урожай этот корнеплод дает средний, зато по вкусовым качествам превосходит все остальные. Опробовали его и в Чите. И сказали за него Тулунской станции спасибо.
В целом, по словам Татьяны Константиновой, они сотрудничают со многими хозяйствами региона. Их продукция пользуется спросом и за рубежом. Руководители сельхозпредприятий Приангарья нередко консультируются со специалистами селекционной станции по аграрным вопросам. Кроме того, учреждение поддерживает связь и с коллегами из других регионов России.
Техника в миниатюре
Между тем, как отмечают на селекционной станции, специалистов в учреждении не хватает. Часть маленького коллектива уже предпенсионного возраста, а передать свой опыт некому.
— Когда я пришла на станцию в 2009 году, только в одном отделе пшеницы работали 20 человек. Сейчас четыре научных сотрудника и два лаборанта на все учреждение. Проблема в кадрах стоит остро, поскольку передача опыта — это сложный и длительный процесс. Сейчас на практике у нас студент третьего курса. Из-за отсутствия жилья мы поселили его в конторе. Мальчик толковый, грамотный, искренне интересуется селекционной работой, схватывает на лету и вникает во все тонкости. В отличие от многих других студентов, которые работают только для отметки. Но, к сожалению, он у нас не останется после окончания учебы — здесь нет условий для проживания.
Как отметила Татьяна Константинова, она со школьной скамьи знала, что будет агрономом, как мама. Родители всю трудовую жизнь посвятили колхозу «Рассвет». Отец с малых лет брал дочь на работу, в поля. Поэтому неудивительно, что девушка мечтала после вуза вернуться в родной колхоз. Однако развал хозяйства нарушил все планы. Во время учебы девушка брала материалы для курсовых работ на селекционной станции, туда после окончания учебы и вернулась.
Первое, что ее удивило, когда она пришла работать на станцию, — это миниатюрная техника. В колхозе она привыкла водить мощные трактора, комбайны, и по сравнению с ними селекционная техника показалась ей игрушечной. Ширина захвата жатки у комбайна составляет всего 1,2—1,5 метра. Специфика селекционной работы требует миниатюрных агрегатов.
За автопарком на станции следит Павел Соколенко. Он работает здесь с 1987 года. До этого мальчишкой бегал сюда тяпать дорожки, полоть поля. После трудо-
устройства сначала трудился электриком, затем, после окончания курсов механизаторов, пересел за баранку миниатюрной сельхозтехники.
— Сложностей с ней как таковых нет, главное — внимательность и еще раз внимательность. Потому что работаешь не один — всегда два-три человека с тобой. К примеру, когда убираю посевы, вокруг комбайна постоянно бегают девушки, подставляют мешочки для зерна, а когда те наполняются, снимают. И все это время мне нужно смотреть, кто что делает и как бы случайно не зацепить машиной. Кроме того, после каждой маленькой делянки комбайн тут же, на поле, нужно полностью продувать, прочищать, чтобы сорта не смешались. Вот и получается, что мы одну небольшую деляну убираем за два-три дня. А в целом мне моя работа нравится. Вокруг красота, природа, да и приятно осознавать, что можешь приложить собственные усилия для того, чтобы появилось новое чудо.
Фото автора
Лидия Гергесова
Метки: Экономика
Другие материалы:
Саранча отвоевывает территорию
Цена ягоды
Влаги не хватает
Китайцам нравится рапс
Африканская чума: подробности
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...