Made in Обуса

Made in Обуса
фото показано с : baikal-info.ru

2018-12-26 20:31

Жительница Осинского района расписывает гобелены из овечьей шерсти Текст: Лидия Гергесова , Фото: автора , СМ Номер один , № 51 от 27 декабря 2018 года , #Общество Екатерина Очирова-Хамгушкеева в работе использует только корейские акриловые краски.

По ее мнению, они самые лучшие.

Екатерина Очирова-Хамгушкеева разработала собственную технологию изготовления гобеленов. На вязаные из овечьей шерсти полотна она наносит яркие акриловые краски, которые превращаются в настоящие картины. Весной художница представит персональную выставку в Усть-Орде. Ее уже ожидают те, кто видел необычные работы. В будущем для изготовления гобеленов она планирует применять только местную шерсть, а использовать в работе будет бурятскую технику вязания, которой владеют в совершенстве обусинские бабушки.

Художник-сюрреалист

Сейчас работы Екатерины Очировой-Хамгушкеевой находятся в Осинском районном историко-краеведческом музее. Там же мы застали и их автора. Она дорабатывала очередную картину под названием «Единение». Аккуратно кисточкой она наносила краску на лица изображенных на ней девушек.

— Она названа так, потому что на ней нарисованы монголка, западная и восточная буряточки. Три красавицы, представительницы своей нации, находятся вместе и перед ними распахнут целый мир. Над головой каждой сидит птица. Над западной буряткой — это сова. Я изобразила именно эту птицу интуитивно, и только затем знающие люди мне рассказали, что раньше перья совы буряты держали в юрте возле дверей в качестве защиты для маленьких детей от злых духов. Орел над головой монголки нарисован потому, что в этой стране многое связано с ними. В Монголии существует орлиная охота на волков. А третья птичка, удод, запомнилась мне с детства, когда я жила в Бурятии и постоянно их видела вокруг. Представьте, вокруг степь, ни одного куста, дерева — все серо, и вдруг такая красивая птичка летает. Она навсегда запечатлелась в памяти, и я нанесла ее на гобелен. Получился такой вот сюрреализм, — рассказывает о картине Екатерина Михайловна.

По словам художницы, ее мама родом из Обусы. Однако сама рукодельница родилась уже в Бурятии и до 30 лет жила там. В Улан-Удэ она ходила в Дом пионеров и там научилась вязать. В юности девушка училась у мастера, знаменитого художника Дашинимы Дугарова, на чеканщика по серебру, но жизнь сложилась так, что после дипломной работы больше она этим ремеслом не занималась. Вышла замуж, родила двоих сыновей. Однако растить их Екатерина Михайловна решила не в городе, а в сельской местности. И поэтому кардинально изменила жизнь своей семьи. В 2000 году она вернулась на родину своей мамы, в Обусу. Мальчики пошли в школу, а затем родилась их младшая сестренка.

Ставка на обусинскую шерсть

Когда старшие дети подросли, у Екатерины Михайловны возникло непреодолимое желание заняться каким-либо творчеством. Стать мастером чеканки по серебру уже был поздно: навыки потеряны, да и для того, чтобы приобрести все инструменты для этого ремесла, нужно было много времени и средств. Идея с гобеленами возникла у нее неожиданно.

— Раньше я часто бывала в Монголии. В столице Улан-Баторе есть магазинчик для художников, и там я в первый раз купила корейские акриловые краски. Привезла их с собой в Обусу. В юрте, которая принадлежала моим прабабушке и прадедушке, я обнаружила старинную мебель, которая никому не была нужна, и забрала ее себе. Дома я взяла краски и расписала ее. Теперь дома у меня на кухне в самом центре стоит красивая расписная софа. Когда-то ее выкрасили половой краской, а я обновила ее совсем в другие цвета. Поручни у нее, например, золотые. Этой софе уже 120 лет. На ней выросли мои предки, и она служит нам до сих пор, — говорит художница.

Заметно преобразились еще одна старая софа, тумбочка и стол. На этом творчество закончилось, и Екатерина Очирова-Хамгушкеева стала думать, что делать дальше. Краска у нее еще оставалась, но рисовать ею на бумаге не хотелось. Душа просила чего-то необычного, оригинального. Тогда-то она и обратила свой взор на овечью шерсть. Нашла клубок пряжи, который без надобности пролежал почти 20 лет, и на спицах связала полотно обыкновенной платочной вязкой. Получившееся полотно выстирала, высушила, пропитала специальным раствором, чтобы оно стало твердым. Затем загрунтовала его и начала рисовать на нем акриловыми красками.

— Первую работу я сделала год назад. На гобелене была изображена девушка. Вторая называется «Бабушкины сундуки». Она сейчас здесь, в музее. Я их сделала из местной овечьей пряжи, а вот следующие клубки приходится покупать, поскольку на прядение уходит очень много времени. Несмотря на то что это 100% натуральная шерсть, в будущем я хочу использовать только обусинскую. У нас в селе многие держат овец, а вот шерсть после стрижки девать некуда. Пропадает зря. Сейчас никто не прядет, это стало неактуально. Вот я и буду пускать ее в дело, чтобы материал сохранялся на века, — говорит мастерица.

Для того чтобы ускорить процесс, Екатерина Михайловна решила использовать бурятскую технику вязания. Ее она увидела, когда в Обусе Иркутский областной центр народного творчества снимал фильм и местные сельчанки показывали, как изготавливают таким способом варежки, носки. Техника заключается в том, что шерсть не надо прясть. Она сразу вяжется крючком. Это экономит массу времени и сил.

— Летом, когда начнется стрижка овец, выберу хорошую шерсть и начну вязать бурятским способом. Надеюсь, что получится. На вязку тоже много времени уходит. В день получается связать только порядка пяти сантиметров. Это очень трудоемкий процесс. Плюс отвлекают домашние хлопоты. Сейчас у меня в процессе находится работа, которую я пока назвала «Колесо жизни». Это полотно будет самое большое — 1,5 на 2 метра. Работаю над ним два месяца. Оно, так же как и все остальные, будет нести национальный колорит. И впереди еще много проектов.

Долговечные краски из Кореи

В этом году Екатерина Очирова-Хамгушкеева участвовала в международном бурятском фестивале «Алтаргана». На отборочном этапе в Усть-Орде она заняла второе место в номинации «Художественная обработка мягких материалов». Для новичка это был очень хороший результат. Эксперты высоко оценили работы мастерицы и предложили ей организовать персональную выставку, к которой сейчас Екатерина Михайловна готовится. Кроме того, есть уже предложения и о проведении выставки в Иркутске. По словам художницы, материалов для работы у нее хватает. В Южной Корее у нее живет брат, он теперь и высылает талантливой сестре акриловые краски. Недавно он прислал 20 килограммов разных цветов и оттенков, так что теперь этого счастья хватит надолго.

— У нас в России таких красок нет. Мне они нравятся своей фактурой. Кроме того, я читала, что они не выцветают и не тускнеют даже спустя 50 лет, — говорит рукодельница из Обусы. — Мастерская у меня оборудована прямо на дому. Все достаточно просто. Для изготовления гобеленов нужны только спицы, пряжа и краски. Я освободила одну стену в комнате, для того чтобы вешать на него полотно, а затем рисовать.

В помощниках и консультантах у Екатерины Михайловны дочь Эржена. У нее тоже есть задатки художника. После 9-го класса девушка хочет поступать в Иркутское художественное училище. Двое старших сыновей уже взрослые. Один из них учится в Иволгинском дацане на ламу, другой хочет, как и мама, заняться творчеством. Однако работать он предпочитает не с картинами, а с камнями.

Работы Екатерины Очиро­вой-Хамгушкеевой уже пользуются спросом, есть немало желающих их прибрести. Однако пока автор продавать их не собирается, поскольку впереди у нее первая персональная выставка.

Над гобеленом «Летний сон» художница работала более 3 месяцев.

Популярные материалы по тегам статьи:

Бахтай: село, в котором живы легенды и предания

«Удача мне улыбнулась дважды»

Фермеры Петровы: знания появляются с опытом перепелиную ферму

Невозможное бывает возможным

Призвание быть мастером

Новогодняя ярмарка в Иркутске: экологичная и безопасная

Путин и Иисус

Логично, значит – правильно

Сто дойных коров и изюбриха Яна

Солят селедку, коптят сало

.

Подробнее читайте на ...

екатерина шерсть краски работы екатерины полотно однако михайловна