2020-11-9 07:00 |
От старшего опера до начальника криминальной милиции - путь длинною в четверть века.
Анатолий Михайлович Захарченко поступил на службу в органы внутренних дел в 1979 году по окончании Омской высшей школы милиции. Начинал службу в должности старшего инспектора отдела уголовного розыска.
Высших школ милиции в стране было мало. В Волгограде, где основным направлением было следствие, в Омске – уголовный розыск и в Горьком – ОБХСС. Кстати сказать, Анатолию Захарченко предлагали поступать в Горьковскую высшую школу милиции, но он предпочел уголовный розыск – более живую, на его взгляд, работу.
В то время в отделе милиции сотрудников со специальным образованием было немного. В основном люди приходили на службу после окончания других, непрофильных ВУЗов. Захарченко пришел на работу дипломированным специалистом.
- Тогда начальником отдела уголовного розыска был Анатолий Михайлович Левкин, - вспоминает Захарченко. – Человек-легенда, он обладал феноменальной памятью. Он знал преступный мир, и преступный мир знал его тоже. Бичом того времени были кражи, большая часть преступлений была именно этого вида. И Левкин был настоящим мастером по раскрытию краж. Отдел уголовного розыска тогда был небольшой: начальник, его заместитель и семь оперов.
Анатолий Захарченко с большой теплотой вспоминает то время, когда он начинал службу в уголовном розыске. И не только потому, что это было время его молодости. По его мнению, это были очень хорошие годы для всей советской милиции. Министром внутренних дел тогда был Николай Щелоков, который уделял большое внимание органам внутренних дел. Тогда и зарплата для сотрудников стала повыше, и авторитет милиции в глазах у людей поднимался.
Снимались такие фильмы, как «Место встречи изменить нельзя», «Рожденная революцией» и другие кино-хиты, в которых милиционер был настоящим защитником, человеком, которому можно и нужно доверять. Вот и доверяли. Анатолий Захарченко вспоминает, как в советское время милиции охотно помогали простые люди. И речь сейчас даже не об участниках ДНД – добровольной народной дружины, всем известных дружинниках, а о простых гражданах, которые считали своим долгом помогать милиции. Связь с общественностью была тесной. Да и милиционерам в свою очередь приходилось помогать людям не только по своей работе, а, например, работая в колхозе и убирая сено.
- Времена меняются, меняются и виды преступлений. Если в советское время количество преступлений за год едва достигало тысячи, а иногда бывало и так, что за сутки в Нижнеудинске не совершалось ни одного преступления, то к началу нулевых об этом даже мечтать никто не мог, вспоминает Анатолий Захарченко.
Изменился и характер преступлений. К возросшему числу краж прибавился и большой рост телесных повреждений. Стало другим и отношение к людям в погонах. Сыграло роль в этом и то, что поменялся идеал героя. В фильмах, книгах и газетных публикациях вместо честных и правильных сотрудников правопорядка вышли на первый план другие «герои». Что тут говорить, в годы перестройки всем пришлось непросто. В том числе и милиционерам.
- Конечно, - говорит Анатолий Михайлович, - в прежние времена государство думало о том, как оградить от нежелательных элементов. Была, например, отлажена система вытрезвителей. Пьяного человека на улице подберут, доставят в вытрезвитель. А значит и он не совершит преступления, и сам не станет жертвой. Потом была статья о трудоустройстве и прекращении паразитического образа жизни, которая предусматривала до двух лет исправительной трудовой колонии. Это означало, что в течение этих двух лет человек гарантированно не совершит никаких преступлений. Потом ЛТП – лечебно-трудовой профилакторий, в котором принудительно лечили алкоголиков. Эти профилактические меры работали, а в городе было меньше преступлений.
Изменилось многое, и только цели у сотрудников органов внутренних дел остались неизменными – защита прав граждан. И это то, ради чего они и сейчас исправно несут свою службу.
Ровно двадцать пять лет отслужил в органах внутренних дел Анатолий Захарченко. Дослужился до звания подполковника, был начальником криминальной милиции, и ни разу не пожалел о своем выборе. Ушел он со службы в 2004 году. И вспоминает, с какого трагического события начался тот год – тогда была расстреляна дежурная часть.
Сейчас, общаясь со своими молодыми коллегами – сотрудниками Нижнеудинского ОМВД, он видит, что они – настоящие профессионалы, способные всех нас защитить. Отрадно, что среди сотрудников отдела есть и дочь Анатолия Михайловича – Дарья, которая трудится в следствии.
- Наш отдел – на хорошем счету, - говорит Анатолий Михайлович. - И если у ребят возникают какие-то проблемы, то они решаются. Им сейчас работать сложнее в силу разного рода причин. Отдел – работоспособный. Хочется пожелать отделу еще большей сплоченности, потому что раскрытие преступлений – дело коллективное. Отчетов и бумажной рутины поменьше. И дома чтобы было все хорошо. А еще, хочется, чтобы наконец-то сбылась наша общая мечта – построено новое здание. Еще Юрий Иванович Савчук, будучи начальником отдела, мечтал с нами об этом. Чтобы это был настоящий отдел с нормальными условиями – с большим залом, ИВС, тиром для сотрудников…
В том самом знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя» главные герои мечтают о другом. Чтобы наступил тот час, когда преступности не станет и работа милиции станет не нужна. Но Анатолий Захарченко не строит иллюзий. Если всегда находились те, кто готов преступить закон, то значит и всегда будут люди, стоящие на страже закона…
Марина Савельева, корреспондент газеты «Тракт» (по информации ОМВД России по Нижнеудинскому району)
Подробнее читайте на 38.mvd.ru ...