Мозг отправил сигнал «не жить»

Мозг отправил сигнал «не жить»
фото показано с : baikal-info.ru

2016-4-20 17:26

СМ Номер один, № 15 от 21 апреля 2016 года Лучшие специалисты страны выясняли причину смерти девочки из Иркутска На прошлой неделе мы рассказывали о завершении расследования уголовного дела, возбужденного в отношении иркутянки, которая оказывала на дому услуги по присмотру и уходу за детьми.

В августе 2014 года в квартире женщины умерла воспитанница — полуторагодовалая девочка. Происшествие вызвало большой общественный резонанс и быстро обросло слухами. Расследование дела заняло почти два года. Камнем преткновения стали противоречивые заключения экспертов относительно причины смерти ребенка. В итоге результаты анализов, необходимые образцы и материалы уголовного дела были отправлены в Москву на суд опытнейших специалистов. О самых значимых деталях этого сложного дела рассказывает заместитель руководителя Первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Иркутской области Павел Привалов.

Грязная посуда, обшарпанные стены

Впервые квартира в Академгородке, где была организована частная группа дневного пребывания, попала в поле зрения правоохранительных органов в январе 2014 года. В полицию обратились родители, которые сообщили, что их ребенок, находясь в данной группе, получил телесные повреждения — небольшие синяки и ссадины. Полицейские провели проверку и выяснили, что синяки малыш приобрел в ходе игры с другими ребятишками. Повреждения были незначительными, ребенка никто не бил. Полицейские оформили отказ в возбуждении уголовного дела.

— Между тем в ходе проверки было выявлено, что владелица группы по присмотру и уходу за детьми не зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, — рассказывает Павел Привалов. — Роспотребнадзор и другие органы о своей деятельности она не уведомляла, проверить деятельность группы дневного пребывания детей у ведомства возможности не было.

Полицейские предупредили владелицу группы Анну (имя изменено), что предпринимательской деятельностью она занимается незаконно, и привлекли к административной ответственности. Выводов женщина, судя по всему, не сделала — группа продолжала существовать в том же незаконном статусе.

В квартире Анны было три комнаты. В одной из них за закрытой занавеской жила ее пожилая мама, и дети туда никогда не заходили; в другой была спальня членов семьи. Третья комната была отдана детям. Она являлась и игровой, и спальной. Там стояло три дивана, на которых спали около десяти воспитанников.

Пищу для детей Анна готовила сама. Санкнижки у нее, естественно, не было, но дети не голодали и ни разу не травились. Родителей это устраивало. Уже во время следствия выяснилось, что квартира Анны не отвечала требованиям безопасности здоровья детей. Не соблюдались элементарные требования — например, не было персональных кроваток с бортиками, индивидуальных горшков либо специальных накладок на унитаз. Запрещено там было находиться животным, а в квартире Анны проживала собака.

Невзирая на все вышеперечисленные обстоятельства, недостатка в воспитанниках Анна никогда не испытывала. Родителей детей детсадовского возраста привлекала цена — 6—7 тысяч рублей в месяц. Родителей, на удивление, не смущали захламленность квартиры, антисанитарные условия — в квартире были обшарпанные стены, грязные обои. В ходе следствия выяснилось, что посуда, которой пользовались дети, толком не промывалась, на ней были обнаружены остатки пищи.

Причина есть, но установить ее невозможно

13 августа 2014 года родители, как обычно, привезли детей к Анне ранним утром. После обеда наступил сончас. В положенное время Анна начала будить ребятишек. Полуторагодовалая девочка не просыпалась. Женщина изо всех сил пыталась реанимировать ребенка, но у нее ничего не вышло. Прибывшие врачи скорой помощи констатировали смерть малышки.

Почему умер ребенок? Этим вопросом задавались родители девочки, полицейские, следователи и общественность. Естественно, с замиранием сердца ждали ответ на этот вопрос Анна и ее семья. Супруг Анны, активно общавшийся с прессой, утверждал, что его жена и члены семьи никогда не дали бы детям опасных для их жизни и здоровья препаратов и доступа к каким-либо химическим средствам в их доме ребятишки не имели. Спустя время можно с уверенностью сказать: эти слова были чистой правдой. И все же от чего умер внешне абсолютно здоровый ребенок?

Вскрытие проводили иркутские судебные эксперты. Они вынесли заключение: причиной смерти является врожденная эктопия поджелудочной железы в стенку двенадцатиперстной кишки.

— Такую патологию выявить очень сложно, особенно у детей, — говорит следователь. — Многие люди живут с подобным заболеванием всю жизнь и, умирая в преклонном возрасте, даже не догадываются, что у них была такая проблема. Что нас смущало в заключении? Если бы причиной была эктопия, которая иногда приводит к растворению двенадцатиперстной кишки, появилась бы клиническая картина — невыносимые боли, которые обычно длятся несколько часов или несколько суток. Но девочка была совершенно спокойна и ни днем ранее, ни в день смерти ни на что не жаловалась.

Следователи назначили исследование в красноярской лаборатории. Тамошний эксперт назвал другую причину смерти. Говоря простыми словами, в организм девочки попал какой-то препарат, возможно медицинский, из-за чего и наступила смерть.

Иркутские и красноярские эксперты назвали две разные причины смерти, поэтому следователи приняли решение провести экспертизу в Москве. Чтобы взять дополнительный материал, провели эксгумацию тела девочки.

— В центре судебно-медицинской экспертизы Минздрава России работают эксперты высшей категории. Они проводят самые сложные экспертизы, — рассказывает Павел Привалов.

Специалисты центра исследовали дополнительный материал, полученный после эксгумации, а также заключения иркутских и красноярских экспертов, материалы уголовного дела, в котором была расписана вся короткая жизнь маленькой девочки, вплоть до мельчайших нюансов, каждый из которых имел значение для установления клинической картины.

К сожалению, заключение самых лучших специалистов страны не смогло пролить свет на тайну смерти маленькой иркутянки. У девочки действительно была эктопия поджелудочной железы, но из-за отсутствия клинической картины никакой связи с наступлением смерти это заболевание не имеет. Проводились исследования крови —признаков каких-либо препаратов не обнаружено, кровь ребенка чиста. Как бы это парадоксально ни звучало, в данном деле причина смерти отсутствует. Лучшие умы не смогли решить сложную задачу. Мозг ребенка отправил организму сигнал «не жить». Что вызвало этот сигнал, навсегда останется тайной.

Может быть, в данном случае имеет место феномен, который называют синдромом внезапной детской смерти, когда здоровый ребенок беспричинно умирает во сне?

— По этому поводу я разговаривал с врачами, и все они сказали, что такого не бывает, причина должна быть. Так и в случае с девочкой: причина есть, но установить ее невозможно, — говорит Павел Привалов.

Про обязанности няни ни слова

Получив окончательные результаты экспертиз, следователи пришли к выводу, что владелица частного детского сада не имеет никакого отношения к смерти ребенка. Однако в ходе следствия были обнаружены основания для возбуждения уголовного дела по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья, предназначенных для детей в возрасте до шести лет». Сейчас дело направлено в суд. Анна признала свою вину и озвучила желание рассмотреть дело в особом порядке. Исходя из судебной практики, ей, скорее всего, будет назначен штраф или условный срок. Присмотром за детьми на дому она больше не занимается.

— К сожалению, закон четко не регламентирует деятельность по присмотру и уходу за детьми, — говорит Павел Привалов. — Очень сложно привлечь к уголовной ответственности человека, который незаконно занимается этой деятельностью.

В государственных детских садах все вопросы регламентированы, у воспитателя есть должностные инструкции. Что же касается деятельности групп по уходу и присмотру за детьми, то ее регламентирует СанПиН. Там прописаны требования к квартире, посуде, режиму питания, прогулкам, но нет ни слова об обязанностях няни.

Все родители, которые общались со следователем, жаловались следователю на огромные очереди в государственные детские сады. Сидеть несколько лет в декрете большинство современных мам позволить себе не могут, как не могут позволить себе няню или отдавать 15 тысяч рублей и более за частный детский сад. Единственным выходом родителям видятся как раз вот такие группы на дому.

Отравления не было

После смерти девочки всех ребят, которые находились вместе с ней, отправили в больницу с подозрением на отравление. Детей обследовали при помощи специального прибора, который помогает обнаружить в организме психотропные вещества. Результаты анализа мочи малышей произвели эффект разорвавшейся бомбы. Якобы в организме детей содержится целый букет препаратов, влияющий на психику: фенобарбитал, димедрол, курительные смеси (спайсы). Няню частного детского сада поспешили обвинить в том, что она давала детям спайс, чтобы их успокоить.

Следователей смутил тот факт, что в организме каждого ребенка содержался едва ли не полный комплект разнообразных психотропных веществ. И только после того, как в СМИ были обнародованы обвинения в адрес няни, выяснилось, что прибор дает приблизительные результаты и в данном случае нужно было провести исследование повторно.

Когда было проведено повторное исследование, выяснилось, что в организме детей нет никаких препаратов.

Скорее всего, во время первичного исследования была нарушена технология. Однако прибор все равно отправили в Москву. Его обследовали, он оказался исправен. Выяснилось, что в данном случае действительно сыграл свою роль человеческий фактор.

ОЛЬГА ФРОЛОВА«СМ Номер один»

Метки: Происшествия, Иркутск

Иллюстрации:

Павел Привалов: «Я общался со многими врачами. Большинство из них сходятся во мнении: ребенок не может умереть без причины. Но установить эту причину порой бывает затруднительно, что и произошло в данном случае». В этом доме на первом этаже летом 2014 года работала группа по уходу и присмотру за детьми. По словам следователей, отдавать детей в такие группы опасно, ведь в них зачастую не соблюдаются даже элементарные санитарные нормы. Фотография сделана сразу после происшествия. Даже по коридору видно, что квартира, где находились десять детей, давно не видела ремонта и захламлена вещами.

Другие материалы:

Искала любимого — встретила убийцу

Жители Академгородка уже несколько дней обсуждают дерзкое ограбление банка

Беспорядки в гостинице

Молодая женщина-бизнесмен решила расстаться с жизнью из-за большого долга перед клиентами

Прапорщик убивал своих женщин

.

Подробнее читайте на ...

rtejustify смерти детей дела девочки ребенка павел привалов