Находки иркутских археологов

Находки иркутских археологов
фото показано с : baikal-info.ru

2017-8-31 18:27

СМ Номер один, Газеты, № 34 от 31 августа 2017 года В этом году ученые копали в Бодайбо, на Байкале, в Монголии Летом иркутские археологи снова работали на древних городищах и могильниках.

Что нашли? С этим вопросом мы обратились в лабораторию археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ, сотрудники которой в этом сезоне копали близ Иркутска, на Байкале и в Монголии. Профессор Артур Харинский рассказал об открытиях этого сезона.

Снова «Коврижка»

В Иркутске есть несколько археологических лабораторий и кафедр — при высших учебных заведениях. У каждой — свои задачи и цели, свои объекты для изучения. В техническом университете, например, традиционно работают на самом севере Иркутской области. Доцент кафедры истории и философии Алексей Тетенькин продолжил в этом году исследовать стоянки вдоль реки Витим в 17 км от города Бодайбо.

Когда-то в этих местах жили охотники и рыболовы. Ученый обнаружил целую группу археологических стоянок 22 года назад — и уверен, что работы с ними хватит еще лет на двадцать. В 2015 году на стоянке «Коврижка-4» (по названию скалы на Витиме) был найден яркий артефакт — костяная Венера, возраст которой, предположительно, 15 тысяч лет. Статуэтку отправили в санкт-петербургскую кунсткамеру.

Этот объект уникален в том числе и своей сохранностью — остатки поселения оказались укрыты песком, нанесенным паводком. В прошлых сезонах здесь обнаружили отлично сохранившиеся остатки жилища, разделенного на женскую и мужскую половины. Изучив находки (в том числе с помощью иностранных специалистов), сделали несколько открытий. Например, в прошлом году выяснилось, что почти все древесные угли, обнаруженные на этом месте, — ивовые, то есть в древности территория была покрыта ивовым кустарником, которым и топили.

— В этом году выявили новое жилище периода мезолита-неолита. Жилище остается в виде котлов, обкладов из камней. Очень часто внутри пространства находится очаг. В этом году обнаружили камни очага, остатки прокала (земля от огня меняет цвет, становится вишневой или оранжевой).

Путешествие в страну мертвых

Также археологи лаборатории Юлиана Емельянова и Дмитрий Кичигин работали на западном побережье Байкала, недалеко от Курмы, на мысе Уюга.

— Погребения были открыты туристами несколько лет назад. Мы думали, что это одна могила, но выяснилось, что целый комплекс. Сегодня известно 13 погребений. Сначала хоронили своих умерших неолитики — это примерно 7—8 тысяч лет тому назад. Потом хоронили своих покойных жители бронзового века — либо сверху неолитических могил, либо выбрасывали из могил старые останки. Копать было сложно, земля каменистая. Поэтому могилы неглубоки — покойников хоронили на глубине 50 см, — рассказывает об этом могильнике Артур Харинский.

Могильники о многом могут сказать: например, о том, что население имело разные представления о загробном мире.

иной группе. Точнее, тем, где они себе представляли страну мертвых: либо вверху, либо в определенной стороне света. У большинства племен это север, северо-восток. Туда головой и клали, чтобы душа не заблудилась, знала правильное направление. По представлениям бурят, страна мертвых находилась в верховьях Лены, на севере. По представлениям эвенков — на западе. Неолитики хоронили головой на север, жители бронзового века — головой на запад.

Представление о загробной жизни дают и вещи, которые находят археологи.

— Меняется инвентарь: в бронзовом погребении — кольца светлого нефрита, костяные гарпуны, кремниевые орудия. Неолитовые захоронения — более скромные: ножи, скребки, встречаются украшения — например, клык кабана, распиленный вдоль, его пришивали к головному убору. Мужские и женские захоронения отличаются по инвентарю. В детских почти нет вещей — ведь считалось, что собственность появляется после совершеннолетия.

Детские могилы часто — это гроты, «пристрои» из камней к скалам. Так была похоронена «Байкальская принцесса» — древняя девочка, чья мумия была изъята туристами из грота возле поселка Малое Голоустное. Артур Харинский объясняет, что это было обыкновенное для тех времен детское захоронение: души детей считались чистыми, не имеющими злой части, так называемого «бохолдоя», который остается возле могилы и может причинить вред живым. Поэтому детей не закапывали — то есть не изолировали от мира живых.

Для мира живых могильники были к тому же маркерами территории — по принципу «если здесь похоронены мои предки, значит, это моя земля».

— По Байкалу, в его населенной части — Малое море, Приольхонье, Баргузинская долина, Кударинские степи — в каждом распадке есть погребение. Так, в Черноруде у каждого рода (теперь они живут все вместе) был могильник в своей пади.

В Монголии тоже грабят могилы

— Кроме того, мы работали в Монголии, севернее Хубсугула. Там уделили внимание захоронениям периода образования монгольской нации — это очень интересные могилы. К сожалению, в связи с монгольским законодательством, регламентирующим пребывание в национальном парке, мы не смогли провести работы со всеми запланированными пятнадцатью захоронениями. Вскрыли только два. К сожалению, так же как и в других местах, в Монголии действуют черные копатели. Одна из могил была разграблена прошедшей осенью или нынешней весной — выброшены кости, ткани, взяты ценные металлические изделия, которые можно продать антикварам. В этом погребении хорошо сохранилась одежда, лоскуты шелковой ткани, которые мы забрали и будем исследовать. Вторая могила оказалась цела, но была довольно скромной, не содержала металлических предметов. Это захоронение старой женщины, совсем без зубов — она, как удалось определить, жевала деснами. При ней обнаружили бокку — головной убор из бересты и шелка, который носили замужние монголки того времени.

В Монголии иркутские спецы побывали на раскопках коллег. В том числе в районе элитных погребений хунну, где в этом году монгольские ученые работают совместно с китайскими.

— Это огромные погребения, вскрытие и изучение которых требует больших усилий: представьте себе, что могильная яма находится на глубине 21 метра.

Александра Шиханцева

Иллюстрации:

_Прошлогодние находки археологов в Бодайбинском районе. _Байкальские городища. _Профессор Артур Харинский: «Мы пытаемся проникнуть в миропонимание древних людей».

Метки: Общество, ИРНИТУ, Харинский Артур, Иркутск

Другие материалы:

Написали письмо Путину

Байкальск хочет угля

Хрущевки: чего ждать?

Кухонные весы уехали в Усть-Куду

Аграрный университет снова на грани?

.

Подробнее читайте на ...

монголии артур харинский могилы либо хоронили находки мертвых