2018-3-7 21:10 |
Жители Иркутской области с тревогой ждут весеннее половодье Текст: Лидия Гергесова , Фото: автора , СМ Номер один , № 9 от 7 марта 2018 года , #Общество Так выглядит одна из дорог в Нукутском районе.
Вывезти эти снежные завалы очень затратно, поэтому, скорее всего, они будут таять на месте.
В Иркутск идет долгожданное тепло. Сегодня Иркутскгидрометцентр прогнозирует днем -3—8 градусов в западных и южных районах. В целом же, по оценкам синоптиков, март ожидается близким к норме. А вот каким покажет себя апрель, пока сказать сложно, поскольку погода в этом месяце всегда противоречива. Тем не менее все оперативные службы, ведомства уже начинают готовиться к весеннему половодью. Ожидается, что проблемы по традиции могут возникнуть на Лене, Бирюсе, Киренге, Нижней Тунгуске, Ие. Однако из-за большого количества скопившегося за зиму снега из черного списка не исключены и другие водные источники, которые обычно весной не вызывают беспокойства.
Сегодня по большому счету подготовка носит формальный порядок. Проводятся комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций, отслеживается ситуация на водоемах, закупается необходимое оборудование и снаряжение. И если в Иркутске весна хоть как-то начинает обозначать себя, то на севере области по-прежнему стоит глубокая зима. Как отметил Александр Вициамов, заместитель мэра Киренского района, в запасе еще имеется целый месяц. Потом, в апреле, здесь начнут пилить лед. Для этого предусмотрено 280 тысяч рублей.
Лед пилят зигзагами
— Сейчас у нас дневные температуры держатся на уровне минус 20—25 градусов, ночью опускаются за 30. Снежный запас составляет 150—200%. Если начнется дружное снеготаяние, то, конечно, угроза подтопления будет. Мы ожидаем прибытия оперативной группы МЧС. Кроме того, у нас есть и свой Северный ПСО. Спасатели будут дежурить в наиболее уязвимых местах: в Петропавловске, Подволошино, которое относится к соседнему, Катангскому району. Не исключено, что Нижняя Тунгуска может преподнести сюрпризы. Практика показала, что чернение льда неэффективно из-за того, что снега очень много. Поэтому в самых опасных местах будем пилить лед — зигзагом примерно четыре километра, — говорит Александр Вициамов.
В Преображенском муниципальном образовании Катангского района также пока все спокойно. Готовятся моторные лодки, идет заготовка твердого топлива, стройматериалов на период паводков. Также на отдельных участках предусмотрены резервные источники электропитания.
— Пока у нас зима зимой, — рассказал Александр Свистунов, глава муниципального образования. — На открытых местах высота снежного покрова меньше метра, в лесу выше. Больше всего нас беспокоит то, что река местами перемерзает из-за низкого уровня и во время таяния вода может пойти наледью. Ей деваться больше некуда. Серьезные подтопления у нас были в 2013—2015 годах. В прошлом году ситуация на реке была спокойная, МЧС своевременно отработало на заторах; надеемся, что и на этот раз угрозы нас минуют.
Как отметил Азат Насыров, руководитель Иркутскгидрометцентра, основные долгосрочные прогнозы сроков вскрытия рек ото льда и максимальных уровней воды весеннего половодья — к 6 апреля. Сейчас есть сведения о том, что запасы воды в снеге в бассейнах рек Оки, Уды на 85—95% выше нормы, в бассейнах рек Иркут, Китой, Белая, Ия, Бирюса, Лена, Киренга — на 45—50% выше, в бассейнах рек Витим, Нижняя Тунгуска — на 15—25% выше нормы. При вскрытии на реках Бирюсе, Лене, Нижней Тунгуске, Киренге возможно образование опасных заторов льда, выход воды на пойму, затопление пониженных участков местности.
Вода приходит с гор
В то же время, пока север еще только пробуждается от зимнего сна, в южных районах уже вовсю готовятся к возможным наводнениям. В частности, в селе Узкий Луг Черемховского района население роет снежные канавы и прокладывает трубы. Здесь ждут угрозу не со стороны реки Белой, на берегу которой расположено селение, а от возвышающихся с другой стороны гор. Весной весь скопившийся за зиму снег тает и устремляется сплошным потоком вниз.
Больше всего от него страдает Центральная улица. Именно поэтому практически каждый год с конца февраля — начала марта люди начинают выходить с лопатами на улицу и прочищать канавы. Затем, когда идет таяние снегов, они с утра до вечера дежурят у домов и следят за тем, чтобы воды шли по проторенной ими дорожке, не сбиваясь с пути, и сливались в реку.
— От Белой мы серьезно пострадали много лет назад, в 2001 году, летом. Тогда у нас подтопило 60 домов, часть на Береговой, часть на Центральной. Однако, к счастью, больше таких наводнений не было, — рассказывает Людмила Чуркина, главный специалист администрации Узколугского МО. — Гораздо больше мы всегда обеспокоены таянием снегов в горах. У нас есть три основные пади, в которых скапливается вода: Лесная, Капустная и Барсуки. Каждую из них мы стараемся держать под контролем. На этот случай у нас есть два трактора, поэтому где необходимо, мы подсыпаем, грейдеруем. Кроме того, еще в феврале мы проводили подворовой обход, беседовали с жителями, напоминали о снеготаянии и возможных последствиях. Самые сознательные обычно сразу выходят с лопатами. Сейчас готовность 70%.
— Столько снега нынче выпало, так что, наверное, поплывем! Выловят нас где-нибудь в Холмушино, — шутит баба Тома, жительница села. Она свою часть работы по разгребанию снега уже выполнила, теперь очередь за другими.
Больше всего проблем весной у жителей дома 120 по улице Центральной. Этот дом стоит аккурат напротив одной из ложбинок.
— Отсыпаться буду, что еще делать, — говорит в свою очередь житель дома № 120 по улице Центральной Павел Крохалев. — Стайки я уже повыше поставил, огород перенесли. Я здесь живу пять лет и каждый год потихоньку что-то делаю. В основном вода стоит в ограде. Весной, когда подмораживает, она превращается в лед. Пройти невозможно, настоящий каток. Летом после дождей снова все в воде. Земля просыхать не успевает. И у соседа такая же картина. В этом году там трубку положили, так что смыть не должно. У нас уже есть свой выработанный годами механизм. На том и стоим.
Скопилось много снега
В Иркутске также не все благополучно. Жители садоводств в Селиванихе с тревогой ожидают плюсовых температур.
— Наши садоводства «Угольщик», «Иркут», «Иргорпромторг» стоят по левой стороне Иркута. Первые на пути наводнения, поэтому мы, конечно, в первую очередь обеспокоены многоводием. Плюс на улице Пришвина снег не вывозится месяцами. Администрация нас обязала вычищать и вывозить его на 5-й км Александровского тракта. Но у нас нет техники. Один КамАЗ обойдется в 5 тысяч рублей, а нам нужно 10 таких грузовых машин. Живут здесь практически одни пенсионеры, у них нет таких средств. Скоро начнется таяние, и мы будем в воде и грязи, — говорит Марина Спицына, председатель садоводства «Иргорпромторг».
Еще одна проблема связана с озером в Селиванихе, которое здесь образовалось от старого русла Иркута. Летом на нем любят отдыхать горожане. Оно постоянно подпитывается подземными источниками. По словам Марины Петровны, его ни разу за много лет не прочищали. Для того чтобы оно не разливалось, от него проложен сток, который жители прорыли сами. Он ведет прямиком к реке. Однако сейчас он упирается в застроенные коттеджи. В результате вода встала.
— Что-то мы пытаемся делать своими силами, но наши ресурсы ограничены, — отметила Марина Спицына. — Нет ни техники, ни средств. Поэтому мы сейчас очень волнуемся, переживаем, понимаем, что нам может грозить большая беда.
По словам Людмилы Чуркиной, жители Узкого Луга на 70% готовы к весенним паводкам. Часть канав, по которым с гор стекает вода, уже расчищены.
Популярные материалы по тегам статьи:
Племя эхирит живет на Гаханской земле
Готовность номер один
«Женщинам надо любить себя и баловать»
Мытарь и вор
Харанутский род: родословная начинается от Булагата
Как жить дальше?
Ёхор посвятили Олимпиаде
В трусах и в шапке
Опасные и заразные
Четыре месяца без омуля
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...