2016-7-27 16:12 |
СМ Номер один, № 29 от 28 июля 2016 года Медицинское изобретение иркутских хирургов купила королева Англии В Иркутске есть необычный музей.
В нем отражена история развития травматологии и хирургии, собраны редкие инструменты, удивительные изобретения иркутских ученых-медиков. Разместился музей в двух небольших комнатках. Его заведующая Софья Калинина собирала экспонаты по подвалам и чердакам родного института, ходила по отделениям, искала старинные медицинские инструменты.
Из госпиталя — в институт
— Конечно, историю нужно сохранять, — говорит заведующая музеем Софья Калинина. — У нас была такая ситуация, когда менялись директора и решили выбросить старые альбомы, которые делали к различным юбилеям института. К счастью, в тот момент там оказался старейший наш работник, председатель совета ветеранов. Она забрала их и унесла к себе в кабинет. А затем нашим директорам пришла идея создать музей. Мы открыли его к 65-летию института травматологии. Но так как мы уже были объединенным центром, то включили туда и объекты хирургии.
Посетителей при входе встречают доктор Айболит и его помощница. Эти куклы подарила музею бывшая актриса кукольного театра Людмила Ермолаева.
Софья Александровна для всех посетителей проводит экскурсию. Начинает с истории института и, конечно, первым делом рассказывает о Великой Отечественной войне. В войну в здании, где сейчас расположен институт, размещался госпиталь.
— У нас в Иркутске было 28 госпиталей. Они размещались в школах, институтах, во дворцах культуры. Я всегда это подчеркиваю — во всех этих 28 госпиталях было пролечено больше 100 000 раненых, и только 3% из них умерло, а 33% вернулось на фронт. А как работали сестры-санитарки? Дома дети и старики, а они в госпиталь… Хлеба давали 200 граммов на одного человека, а они работали сутками… Когда приходил санитарный поезд с ранеными, медсестры, санитарки собирались и шли пешком в любую погоду от нашего института до вокзала. Автобусы тогда не ходили. Разгружали вагоны, перевязывали раненых. Аптека тоже работала по-другому. Сейчас они просто едут на склад за препаратами, а раньше все лекарства сами готовили. В войну в нашем госпитале было более 200 раненых, и в сутки нужно было сделать не меньше 200 литров лекарственных растворов — для внутривенных вливаний, для перевязок и для операционной. А в аптеке работало всего три человека.
В декабре 1945 года пришел приказ, что из госпиталей нужно сделать институты травматологии. Таким образом, на базе одного из госпиталей Иркутска был образован Иркутский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии — ИНИИТО. Первым его директором был старший хирург-инспектор эвакогоспиталей Иосиф Лазаревич Шварцберг. Кроме лечения инвалидов и ветеранов войны институт оказывал лечебную и консультативную помощь гражданскому населению с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Фреза для королевы
Когда на базе госпиталя создали институт, то, естественно, возникла проблема с оборудованием. Тем более что времена были тяжелые, послевоенные. У руководства института возникла идея открыть экспериментальную мастерскую. В ней работали медики-ученые, которые разрабатывали новые приборы и инструменты; стояли станки, трудились токари и слесари. Некоторые станки были получены из Америки. На фотографии в музее — металлическая пластина медицинской фирмы из Чикаго с надписью: «Героическому советскому народу в знак дружбы».
— Иосиф Шварцберг предложил создать специальный прибор для лечения остеомиелита. Это очень тяжелое гнойное заболевание, которое поражает кости человека и костный мозг. В нашей экспериментальной мастерской сделали специальную фрезу со скоростью до 3 тысяч оборотов в минуту. Она была на гибком шланге и так чистила кость, что остеомиелит отступал навсегда. Эта фреза была представлена в Москве на ВДНХ, и ее купили в Англию, а через некоторое время в адрес института на имя директора пришло письмо от королевы Англии с благодарностью за этот прибор, — рассказывает Софья Калинина.
О таком интересном событии писали иркутские газеты. Одна из статей — «Фреза для королевы Англии» — хранится в музее истории травматологии и хирургии.
В музее немало редких медицинских инструментов. Например, здесь можно увидеть один из первых хирургических микроскопов. На одной из витрин стоит другой микроскоп, тоже один из первых, но работали с ним в патологоанатомическом отделении. Рядом редкий медицинский инструмент — микротом. Его использовали для небольших операций, когда нужно было взять тонкий срез тканей кожи или
сухожилий для медицинского обследования.
— А это сколиограф, — говорит заведующая музеем, показывая на необычный медицинский инструмент. — Зинаида Викторовна Лесун, заведующая детским ортопедическим отделением, за этот прибор на ВДНХ получила грамоту, а в то время это была очень большая и почетная награда. Сколиограф — это электрический прибор, который позволял увидеть и зафиксировать угол искривления позвоночника. Его использовали в начале 50-х годов. Сейчас его не применяют при исправлении искривленного позвоночника, только делают снимки. Но мне кажется, сколиограф давал более точную картину.
Иркутские изобретения
Прибор, похожий на швейную машинку, тоже был создан в мастерской иркутского института. У больных с травмой спинного мозга возникали большие пролежни, которые долго не заживали. Никакие мази и растворы не помогали. Для того чтобы травма заживала быстрее, нужно было закрыть рану здоровым участком кожи. Для этого и придумали специальный прибор. Он срезал, как бритвой, большой лоскут здоровой кожи, который затем пересаживали на больное место, и позволял брать очень тонкие участки кожи, буквально в миллиметр толщиной.
— Этот прибор для фиксации надколенника при его переломе разработала заведующая травматологическим отделением Вера Попова. Как правило, лечение проходит так: больному накладывался гипс от кончиков пальцев до верхней трети бедра. Но представляете, как больному неудобно ходить, когда колено не согнешь? И тяжело, и жарко. А этот прибор надевали на надколенник, стягивали спицами, гипс не накладывали, и у больного быстрее срастались кости, легче было переносить лечение. Сейчас его, к сожалению, не используют. Такие изобретения очень сложно внедрить в массовое производство, — говорит Софья Александровна.
Все научные изобретения травматологов и хирургов, работающих в иркутском институте, в советское время широко применялись в практике. Многие из них значительно облегчали лечение пациентов. Один из редких экспонатов — скоба, которая крепилась к голове больного при переломах и травмах позвоночника для его вытягивания. Для того чтобы вставить позвонок, вначале нужно было постепенно растягивать позвоночник, а затем уже делать операцию. В музее травматологии и хирургии можно увидеть и различные протезы — к примеру, металлический аналог тазобедренного сустава. Конечно, главный экспонат музея — это макет института. Рядом стоят бюст Ленина и красное знамя с вышитым гербом СССР.
— У нас хранится красное знамя института. Нам часто задают вопрос, почему мы его храним в музее. Но это же знамя, с которым мы жили, работали. Раз уж оно сохранилось в нашем институте, то я считаю, что должно быть в музее. Раньше, в войну, говорили так: если весь полк погиб, но хотя бы один солдат остался и у него знамя полка, значит, полк жив. Потому что к этому знамени набирают новых солдат, и со знаменем и мы идем вперед.
АЛЕНА БАЙБОРОДИНА. Фото автора
Метки: Культура, Иркутск
View the full image
В музее немало редких медицинских инструментов. Здесь можно увидеть один из первых хирургических микроскопов, а также раз- личные изобретения для фиксации рук и ног во время лечения.
View the full image
Заведующая музеем Софья Калинина для всех посетителей проводит экскурсию. Начинает с истории института, и конечно первым делом рассказывает о Великой отечественной войне.
View the full image
View the full image
View the full image
Посетителей музея встречает Айболит и его помощница, созданные бывшей актрисой кукольного театра.
View the full image
Специальный прибор для лечения остеомиелита, разработанный в советское время в институте травматологии и ортопедии, был отправлен в Англию. А затем на имя директора пришло письмо от королевы Англии, с благодарностью. О таком интересном событии писали иркутские газеты.
Другие материалы:
Купитман — это вершина айсберга
Более 500 иркутян приняло участие в съемках комедии «Елки-1914»
Депардье собирается пожить на Байкале
Александр Васильев: «У меня нет дивана и телевизора»
«Смотрели на электрогитару как на чудо!»
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...