«Папа» Фунтика

«Папа» Фунтика
фото показано с : baikal-info.ru

2017-12-7 17:40

Иркутск с творческим визитом посетил поэт, писатель и сценарист Валерий Шульжик Текст: Дина Оккерт , Фото: с сайта Культурного центра А.

Вампилова, img-fotki. yandex. ru ,

СМ Номер один ,

№ 48 от 7 декабря 2017 года ,

#Культура ,

#Иркутск

Валерий Шульжик родился 27 июля 1939 года в городе Хабаровске. Работал матросом и рулевым на пароходе, театральным электриком, а затем актером краевого театра юного зрителя имени Ленинского комсомола. Окончил Хабаровское училище искусств, а позже высшие литературные курсы. Автор нескольких киносценариев, более тридцати пьес. В частности, «По секрету всему свету», «Бременские музыканты», «Синдбад-мореход», «Соломенное солнце», «Маленький храбрец». Выпустил более 20 книг.

«Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекою…» — учит песенка озорного, розовощекого поросенка из хорошо известного советского мультика. Не случайно при входе в литературно-театральный салон Вампиловского центра в Иркутске, где состоялась встреча с Валерием Шульжиком, каждого из гостей угощали конфетами. Поэт, писатель и драматург, он автор сценария серии мультфильмов о веселом, обаятельном Фунтике, снятых по его пьесе «Четвертый поросенок», а также автор более двадцати книг и сотни детских стихотворений — добрых, искренних, шутливых. Ярко, увлекательно и не без иронии Валерий Шульжик поделился с иркутянами воспоминаниями юности, рассказал об актерском новогоднем чесе, дружбе с Александром Вампиловым и своем отношении к современной мультипликации.

Дистиллированные мультики

— Раньше мультфильмы были ручными. Художник брал 20 секунд экранного времени и через две недели приходил и сдавал фазы. Сейчас все это делает компьютер, и мне, как старому человеку, кажется, что какой-то дух из мультипликации исчез. Есть такие стихи:

Вода благоволила литься.

Она блистала столь чиста,

Что ни напиться,

Ни умыться.

И это было неспроста.

Ей не хватало ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей просто жизни не хватало —

Дистиллированной воде!

Так вот современные мультики, я считаю, немножко дистиллированные. Хотя, может, я и не прав. И потом, если я, скажем, прошу свою внучку рассказать о мультфильме «Серая Шейка», то она повествует о том, что у уточки сломалось крыло, она не могла улететь, а озеро замерзало, и лиса ходила по кругу… То есть в мультике есть трагедия. В нем есть почти «Анна Каренина». Или взять, к примеру, «Жил был пес». Это же чистый «Король Лир» для дошколят! А что есть в современных мультфильмах? Куда побежал, обо что запнулся и на кого наступил.

«Я не помню того Иркутска»

— В последний раз я был в Иркутске более 50 лет назад. И теперь меня спрашивают о том, какие перемены его коснулись, сильно ли изменился город. Ну зачем я буду врать? За 75 лет жизни на мне и без того столько вранья, что лишнего, пожалуй, лучше не брать. Поэтому я честно говорю, что не помню того Иркутска. Но зато отлично помню тех людей, которые здесь жили: Сашу Вампилова, Гену Машкина, Глеба Пакулова, Марка Сергеева. Тогда еще они были не памятниками. Тогда они были просто людьми. Марк Сергеев, кстати, нас, молодых писателей, опекал. Он сделал для культуры, для литературы очень многое, очень! Всячески поддерживать молодежь, будучи писателем старшего поколения, — это ведь непросто. Это надо полностью задавить в себе эгоизм. Это надо иметь очень большое сердце.

Учился с Вампиловым

— Мы учились с Сашей в литературном институте у хороших педагогов, у ведущих писателей. Однажды я спускаюсь с пятого этажа, а на вахте стоит Саша и разговаривает по телефону: «Нет. Нет-нет. Я этого делать не буду. Как хотите» — и кладет трубку. Оказывается, Вампилову звонил известнейший на тот момент режиссер Георгий Товстоногов и выразил готовность поставить пьесу «Утиная охота», если только автор согласится с тем, чтобы главный герой в конце пьесы не умирал. Но Саша сказал «нет». Поверьте, я знал всех начинающих драматургов того времени. И из ста человек сто ответили бы «да». Ну потому что это Товстоногов. А Саша сказал «нет». Гении должны уметь говорить «нет».

— Литературный институт — это был кладезь талантов! Как-то раз у нас один якут выбросился с пятого этажа. И ректор Владимир Пименов говорит: «Кого мы берем в литературный институт? Кого? Якутский поэт выбрасывается с пятого этажа, а потом возвращается и ложится спать. Надо смотреть, кого мы берем». Были среди студентов и вовсе удивительные экземпляры. Например, Коля Рубцов, который учился в нашем институте 11 лет. Прекрасный поэт! Все время ходил в валенках и в длинном шарфе. Однажды в институте пропали все портреты великих классиков. Там на каждом из пяти этажей висело по большому панно. Комендант бегает, руками размахивает. Наконец догадались постучаться к Рубцову. Постучались, зашли и видят такую картину: на стуле сидит Рубцов, напротив стоят портреты Фадеева, Горького и так далее, а рядом бутылка. «Не мешайте, — говорит Рубцов. — Дайте посидеть с хорошими людьми».

Пятьсот театров

— Я окончил училище искусств в городе Хабаровске, аббревиатуру которого нельзя было писать, потому что получалось нехорошее слово. Сперва я работал в ТЮЗе артистом, потом мне захотелось ставить спектакли, и я организовал собственную студию. После мне захотелось писать для театра. И в общей сложности я написал 15 пьес для детей. Они идут по всей стране, идут за рубежом. Ну а мою первую пьесу поставил Ермоловский театр в Москве. Каким образом? Ермоловский театр все ходил вокруг «Утиной охоты» Вампилова — облизывался, хотел поставить, но разные инстанции не разрешали. И как-то Саша пришел и дал им мою пьесу «Бременские музыканты». И они, как бы извиняясь за то, что не могут поставить его пьесу, поставили мою. И после этого «Бременских музыкантов» поставили 500 театров страны. Пятьсот! И не потому, что эта пьеса так уж хороша. Просто каждый ТЮЗ на каждый Новый год был обязан поставить детскую пьесу. За десятилетия их и накопилось 500.

Дедморозил с 18 лет

— У нас, актеров ТЮЗов, было два праздника в году. Первый — это отпуск, когда можно было уехать на природу. А второй — это Новый год, когда можно было работать Дедом Морозом. Я дедморозил с 18 лет, потому что это была единственная возможность обновить пиджак.

Как-то раз меня пригласили в один детский сад. А накануне у нас в ТЮЗе были посиделки. Кто-то принес вино, кто-то — водку, кто-то — божественный напиток «Агдам». И я предложил: «А давайте сольем все в одну чашу — у нас ведь братство!» Вы можете себе представить, что получилось? И вот утром я просыпаюсь и иду в детский сад. Иду, держась за стены. А размещался этот детский сад в деревянном здании дореволюционной постройки. Я загримировался, залез в валенки и слышу, что дети меня зовут. А воспитательницы, на мою беду, доставая из подполья подарки, забыли закрыть крышку. И вот я выхожу с посохом, в костюме, произношу монолог «Я шел по дорогам, по дальним тропинкам» и с грохотом падаю в это подполье! Воспитательницы закатились от смеха, а дети взвыли, потому что сказка оборвалась, едва успев начаться. Конечно, меня тут же принялись доставать. Выбравшись из подполья, я сказал: «Дети, я тут тихонечко у рояля полежу, а вы вокруг меня хоровод поводите».

«У нас нет злых сказок»

— В русской литературе есть прекрасная традиция сказочников. Если вы прочтете сказку о Винни-Пухе у Милна и у Заходера, то увидите, как Заходер улучшил это произведение. Если сравнить «Пиноккио» и «Буратино» — то же самое. У нас вообще все сказки добрые, у нас злых не бывает.

У меня есть сказка «Синдбад-мореход», этакая фантазия на вольную тему. Она идет в нескольких театрах, в том числе и в Москве. Когда я ее написал и пьесу уже репетировали в театре, я решил, что неплохо было бы перечитать сказки Шахерезады. Перечитал. Ну, сюжеты кровожадные. Однажды, к примеру, Синдбада-морехода похоронили по следующему обряду: спустили его в подземелье с запасом продуктов на 7 дней. Но тот приспособился. Всякий раз, когда в подземелье спускали очередного пленника, Синдбад-мореход прятался, а потом нападал и убивал его, забирая продукты. Таким образом Синдбад-мореход прожил в подземелье несколько месяцев. Возможен ли в русской литературе такой сюжет? Нет, это не в наших традициях. У нас как в том анекдоте — умерла так умерла.

В серии мультфильмов о Фунтике есть несколько ляпов. Так, например, штаны Белладонны в серии «Фунтик и старушка с усами» постоянно меняют цвет с красного на синий и обратно. В этой же серии саквояж Белладонны висит то торцом к стене, то параллельно.

После Закона об информации тетралогия про поросенка Фунтика получила оценку 12+ (для зрителей, достигших возраста 12 лет).

Популярные материалы по тегам статьи:

Иркутянин на Первом!

Без пятнадцати три

Тайна комнаты Эймса

Куда исчезли «Борцы революции»?

Отпраздновать Новый год по-народному зовут маленьких жителей Иркутской области

В Зиме установят памятник Евгению Евтушенко

В Иркутске пройдёт презентация книги поэта Надежды Ярыгиной

Что будет с отходами БЦБК?

Фестиваль актуального научного кино пройдёт в Иркутске

О запретном в Советском Союзе расскажет директор Иркутского краеведческого музея

.

Подробнее читайте на ...

пьесу синдбад-мореход серии иркутске саша поставить автор поэт