Параллельная вселенная индейцев

Параллельная вселенная индейцев
фото показано с : baikal-info.ru

2018-8-15 18:19

Фотограф, работавший в долине Амазонки, рассказал о своих приключениях Текст: Ксения Рютина , Фото: из архива Александра Федорова , СМ Номер один , № 32 от 16 августа 2018 года , #Культура , #Иркутск Дети индейцев обожают носить в волосах обезьянок-игрунок.

Миниатюрные живые зверьки считаются украшением.

В Иркутске побывал фотограф и путешественник Александр Федоров. Вместе с женой Еленой он больше года провел в дебрях Амазонии. Во время своего путешествия Александр понял, что Амазонка — это другая планета, живущая по своим, совершенно иным законам. В джунглях до сих пор сохранились неконтактные жестокие племена, индейцы, практикующие эндоканнибализм (обрядовое поедание умерших родственников). Александр Федоров прочитал много литературы, наблюдал, общался и фотографировал индейцев, но многие вещи остались для него необъяснимыми.

Весь мир — это джунгли

Свой рассказ об индейцах Амазонии Александр начал с наблюдений, которые записали миссионеры, изучавшие индейцев.

— Были случаи, когда женщины, мужчины из разных племен выходили на бразильскую дорогу и протягивали пассажирам автобусов своих детей, чтобы они остались в живых, — рассказывает Александр. — Большинство индейцев вымирали от того, что приходили белые люди и заражали племена инфекциями — оспой, корью, холерой, гепатитом. У индейцев до прихода белых людей никогда не было инфекционных заболеваний, соответственно не было иммунитета.

Первыми индейцами, у которых побывали Александр и Елена, стали представители народности пирахо.

— Пирахо — это очень необычная группа индейцев. У них есть одна главная особенность. Как бы их ни пытались научить строить что-то более внушительное, чем навес, они принципиально не хотят ничего строить. Жилье пирахо — это четыре рогатины, через которые перекинуто два бревна, сверху палки и пальмовые листья. У них есть один умелец, который научился связывать эти палки лианами. Пирахо вообще не хотят перенимать ничего, что находится за пределами их маленького мира. Они уверены, что весь мир — это джунгли.

Миссионер Дэниел Эверетт пытался научить пирахо строить каноэ, привез к ним мастеров. И вот они все вместе начали строить, индейцам было весело, они много смеялись. Через какое-то время Эверетт попросил индейцев построить каноэ самостоятельно, на что они ответили: «Мы не будем, мы не знаем, как его строить».

Пирахо консервативны во всем. Их женщины много лет назад неизвестно у кого научились шить один фасон платьев — и спустя десятилетия шьют одну и ту же модель. Зачем что-то менять, если эти платья удобные?

Картина постапокалипсиса

— Чтобы попасть к индейцам яномами, мы приехали в Венесуэлу, — рассказывает Александр. — Сейчас там бушует тяжелейший экономический кризис. Мы приехали в маленький городок, столицу штата Амазонас, один из самых неблагополучных городов на земле. В день нашего приезда заключенные захватили тюрьму и использовали ее в качестве штаба, из которого выходили грабить. Город практически полностью был в их власти. В 12 часов дня закрывались все магазины, люди расходились по своим домам и старались не высовываться на улицу. Власти решили проблему радикально. В городок прилетела венесуэльская армия, зашла в тюрьму и перестреляла 125 заключенных. Один знакомый американец, живущий в этом городке, рассказывал, что, когда открыли двери этой тюрьмы, оттуда потекла кровь.

— К селению индейцев яномами мы шесть дней шли на лодке по реке Ориноко. Чтобы плыть с индейцами по реке, нужно иметь огромное терпение. Каждый день стабильно у нас ломался двигатель, лодку разворачивало по течению, и 2—3 часа, пока индейцы чинили мотор, мы плыли назад. У индейцев нет фонарей, ночью они плавают без света. В одну из ночей начался страшный ливень, мы со всего размаху врезались в берег и выпали из лодки вместе с частью вещей. Я свечу своим фонарем и понимаю, что мы сбили осиное гнездо. Осы начинают жалить сразу. Мы забираемся в лодку и скорее уплываем, часть вещей оказывается потеряна.

Во времена Уго Чавеса в Венесуэле была огромная социальная программа. Для индейцев яномами в джунглях строили современные дома из бетона. Везде проводились линии электропередачи и устанавливались генераторы. Через 10 дней генератор сломался, а через месяц они продали аккумулятор.

— В Венесуэле сейчас адский кризис, потому что страна вбухивала огромное количество средств на нецелесообразные социальные программы, — говорит Александр. — Когда начался кризис, из индейских деревень ушли все специалисты — строители, врачи… Индейцы остались сами по себе. Их жизнь потихоньку превратилась в страшную картину постапокалипсиса. Они успели забыть часть традиционных промыслов. Раньше яномами рыбачили с луком и стрелами. Когда мы к ним приехали, рыбу они не ловили. На вопрос, почему, ответили: «У нас сеть сломалась еще два года назад».

— Когда разразился кризис, индейцы, забывшие свои промыслы, начали голодать. Плюс к ним пришло проклятье в виде инфекционных заболеваний. Каждый день, пока мы жили среди индейцев яномами, в поселке кто-то умирал от туберкулеза, малярии, кори, желтой лихорадки, тифа.

Александру и его жене удалось увидеть один из самых необычных ритуалов — похороны.

— Яномами называют эндоканибалами — они едят мертвых. Тело сжигают, завернув в пальмовые листья, но как мы поняли, не до конца. Все, что остается, они заливают водой и превращают в бульон. Начинается ритуал оплакивания — индейцы заходят в хижину и начинают плакать. Потом слезы резко выключаются. Это удивительно.

 Яномами называют себя детьми Луны, они действительно выглядят очень необычно — по сравнению с другими индейцами у них самая светлая кожа и светлые глаза.

У яномами и у многих других индейцев существует философия «жизнь на грани», среди них почетно недоедать, уставать, не спать.

— Этот механизм позволяет им выживать в джунглях, потому что джунгли — это одна из самых негостеприимных сред на свете. Плодородный слой в джунглях очень тонкий. Единственное, что выращивают индейцы яномами, — это маниоку. Это суровое растение, полное цианида. Чтобы избавить маниоку от яда, ее выжимают, вываривают, высушивают и превращают в муку, из которой пекут огромные лепешки. Это, по сути, крахмал, в котором мало полезного.

Слышат дыхание свиней

Александру и его жене удалось побывать у самого жестокого племени в Амазонии — вайорани. 54% мужчин и 40% женщин вайорани умирали в племенных войнах от удара копья. В племенах нет ни одного человека, который умер бы своей смертью. Как только первый старик умер сам, пришли его соплеменники и вонзили в тело копья, чтобы было неповадно.

— Вайорани — очень изолированное племя, они ни с кем не общаются, ведут себя крайне жестоко и убивают любого чужака, который попадает на их землю. Чтобы к ним добраться, мы встретились с вождем племени по имени Пенти. На территории племени вайорани добывают нефть, у них отбирают земли, переселяют. И Пенти — это невероятный человек, который, родившись в неконтактном племени, несколько раз летал в США, нашел адвоката, умудрился оформить свою территорию, на которую племя может не пустить правительственную организацию да и в принципе кого-либо.

У вайорани очень богатые джунгли, там обитает много животных, особенно свиней пекари.

— Пока мы плыли на лодке к вайорани, мы останавливались на каждой песчаной отмели, чтобы выкопать черепашьи яйца. И вот момент, который нам показался невероятным. Мы плывем с очень шумным двигателем, и женщина вайорани говорит: «Глуши двигатель». Я спрашиваю: «А что случилось?» Она говорит: «Ты разве не слышал?» — и имитирует звук дыхания. Оказывается, индейцы услышали, как на берегу дышат пекари. Индейцы вышли из лодки, взяли копья и побежали за свиньями. Поймали их детенышей. Одну маленькую свинку оставили в живых. Когда она вырастет, ее съедят.

Еще одно племя, которое посетил фотограф, — это племя ашаника, достаточно изолированно проживающее в Перу.

— Бабушка нашего гида, узнав, что в деревню придут белые люди, спряталась, — вспоминает Александр. — Она на полном серьезе считала, что белые люди вырезают органы и сейчас пришли за ней. У племени, которое живет северо-западнее от ашаника, есть поверье о духе леса, который снимает с человека кожу заживо и использует его жир, чтобы поджигать свои лампы. Вероятно, эти поверья и мнения о белых людях относятся к эпохе конкистадоров, которые творили с индейцами страшные вещи.

Ашаника — это самое сплоченное и самое хорошо сохранившееся племя Амазонки. Их философия — это единство и взвешенная беседа, постоянное обсуждение всех проблем и равенство. Ашаника живет на такой территории, которая пережила нашествие инков, конкистадоров, каучуковых баронов — словом, всех, кто мог уничтожить индейцев. Ашаника всегда была сплоченны, всегда вели взвешенную беседу и благодаря этому выжили.

Популярные материалы по тегам статьи:

Картошки будет мало

ДТП на Иркутном мосту: новые факты

Сбил девятерых полицейских

Крысы-разведчики в Иркутске

Наука путешествовать

Встретилась с медведицей

В Иркутск прибыла самая длинная велогонка в мире

Тяжело в учениях, легко в бою

«Дедушка пил горячий чай, молился, а затем рассказывал героические эпосы»

Выставка не для слабонервных

Фотограф-путешественник Александр Федоров. Представители одного из самых жестоких племен на земле — вайорани. .

Подробнее читайте на ...

индейцев александр яномами индейцы вайорани пирахо племени строить