2016-5-5 17:20 |
СМ Номер один, № 17 от 5 мая 2016 года Корреспондент «СМ Номер один» на один день стала диспетчером экстренной службы Принято считать, что противопожарная служба — это сугубо мужская работа.
И с этим утверждением трудно поспорить. Каждый день пожарные рискуют своей жизнью ради спасения чужой. Их работа сопряжена с серьезными опасностями и тяжелым трудом. Поэтому на вызов 01 выезжают исключительно представители сильного пола. Однако мало кто знает о том, что за их четкой, организованной работой следят все те же хрупкие женщины — диспетчеры центрального пункта пожарной связи Иркутска. Более того, именно они первыми получают сигнал о помощи, а затем отдают команду спасателям и координируют работу всего Иркутского пожарно-спасательного гарнизона. Корреспондент нашего издания решила проникнуть в самое сердце пожарной службы и на один день стать одним из тех, кто держит руку на пульсе безопасности областного центра.
Погода в помощь
— «Пожарно-спасательная служба. Слушаю» — эту фразу диспетчеры ЦППС повторяют изо дня в день несчетное количество раз. На другом конце провода то и дело раздаются взволнованные голоса очевидцев, всхлипывания пострадавших, а подчас и невразумительные реплики пьяных или хихиканье детей, решивших пошалить. К каждому из таких звонков сотрудницы центра привыкли и буквально с первой ноты или, точнее, фразы знают, чего следует ожидать в продолжении разговора. Такое мастерство, как шутят диспетчеры, приходит только с большой практикой.
Главный мозг пожарной охраны, куда стекаются все вызовы 01 или 101 (в таком виде он доступен для всех телефонов), расположен на отдельном посту пожарно-спасательной части № 3. В уютном, просторном кабинете каждое рабочее место оборудовано персональным компьютерам и телефоном, который позволяет принимать одновременно до 10 звонков.
Меня здесь встретили приветливо и радушно. По словам диспетчеров ЦППС, чья смена совпала с моим дежурством, журналисты у них бывают очень редко, а о своей работе им есть что рассказать. Единственное, что могло помешать нашей беседе, — это постоянные звонки в службу. Однако на этот раз даже погода благоволила нашему разговору. Накануне в Иркутске прошел дождь, поэтому, по прогнозам диспетчеров, сообщений в этот день должно быть немного. Забегая вперед, можно сказать, что их предположения сбылись. У нас нашлось время и для неторопливой беседы, и для моего посвящения в диспетчеры.
К 9. 00, когда я прибыла к специалистам ЦППС, новая смена в лице Юлии Зайцевой и Ольги Максимовой уже приступила к работе. Диспетчеры готовили строевую записку, то есть собирали все данные по гарнизону и составляли отчет о том, сколько и где имеется техники в наличии, сколько человек работает, кто находится на выезде и многое другое. Также им предстояло обзвонить оперативные, экстренные службы города и объектовые части — то есть все структуры, с которыми у спасателей отлажен механизм взаимодействия. При этом всю полученную информацию они должны не только фиксировать в журналах и электронном виде, но и держать в голове. Когда поступает звонок о возгорании, именно диспетчеры должны решить, кого следует направить на объект и в каком количестве. И сделать это следует незамедлительно. В этом я убедилась и сама, когда раздался первый звонок. Жительница села Максимовщина сообщила о том, что на противоположном берегу Иркута, на острове, горит трава. Там же расположено небольшое фермерское хозяйство, где разводят лошадей. С какой стороны находятся подъездные пути, очевидица не знает. Поэтому параллельно с отправкой пожарной группы Ольга Максимова пытается дозвониться до главы муниципального образования, чтобы узнать обстановку. В процессе разговора выяснилось, что возгорание на острове началось еще накануне, вот только никто не спешил об этом сообщить. До самого фермера дозвониться не удалось. Когда пожарные прибыли к месту тушения, моросивший дождик уже затушил пожарище. Никто не пострадал.
«Какой сегодня день?»
Следующий звонок поступил со стороны Голоустненского тракта. На 20—21-м километре по левой стороне дороги на обочине также горела трава. Диспетчеры сразу связались с лесничеством, в ведом-стве которого находится данная территория. На место тут же выехали специалисты. После этого в центре наступила тишина. И снова пошел дождь.
— В добрый час, — заметила Ольга Максимова.
Такое затишье, по словам диспетчеров, выпадает нечасто. Поэтому они пользуются свободным временем, чтобы составить подробные отчеты по выездам, делают записи в журнале и занимаются большим количеством бумажной работы.
Как оказалось, звонки — это лишь небольшая составляющая работы диспетчеров. Каждый выезд пожарных сопровождается подробным отчетом: кто выехал на место возгорания, описание объекта, время прибытия на место, время подачи первого ствола, время локализации, время ликвидации открытого горения. . . Если поступают телефонограммы, диспетчеры также должны обзвонить все соответствующие организации и подразделения и донести информацию до сведения. Вечером их ожидает боевая работа: итоги выездов за день и вновь обработка всех вызовов.
От этой кропотливой и, признаться, рутинной работы их отвлекают только звонки. Но большинство из них в мою смену оказываются ложными. Кто-то сразу кладет трубку, кто-то извиняется, что ошибся номером (и как это возможно при вызове 01, не укладывается в голове), или просто хотят узнать, который час. Как рассказывает Ольга, такие звонки поступают довольно часто. Одну из бабушек здесь даже прозвали кукушкой. Она регулярно звонила в пожарную службу, чтобы узнать, который час. Такой звонок поступил и на этот раз. Правда, совсем от другой бабушки.
— Я болела несколько дней и даже не знаю, какой сегодня день недели. Подскажите мне, пожалуйста, — сонным голосом попросила старушка и, извинившись за звонок, положила трубку.
В следующий раз позвонили дети. Они тихо похихикали в трубку и быстро отключились.
— Это тоже наши частые собеседники. Иногда звонят и говорят: «Алло, вы же пожарники? А если пожарники, пожарьте нам картошку», — с улыбкой рассказывает Ольга Максимова.
Однако порой именно наблюдательность детей спасает чужие жизни. В прошлом году на линию позвонил мальчик, который заметил дым из коллектора. Подоспевшие на вызов пожарные обнаружили в нем трех бомжей, которые не смогли выбраться без посторонней помощи и могли погибнуть. Диспетчеры написали ходатайство о награждении мальчика за его неравнодушие.
130 выездов за сутки
Не обходят стороной экстренную службу и люди с нарушенной психикой. Один раз мужчина сообщил, что у него в доме поселился зеленый инопланетянин. В другой раз женщина пожаловалась на то, что у нее искрит из розетки. Однако прибывший на место электрик не обнаружил неисправность, а «пострадавшая» принялась рассказывать ему о том, что кто-то якобы хотел взять ее органы для пересадки. Еще одна старушка готовила еду в одноразовой посуде на электропечи. И таких примеров у диспетчеров немало. И все же большая часть сообщений приходит по делу.
— У нас очень насыщенная, яркая жизнь. Больше всего в нашей работе мне нравится то, что мы можем помогать людям. Я, например, помню случай, когда мужчина зимой на снегоходе ехал по Ангаре, попал в полынью и провалился. Его друзья сообщили нам, а мы вызвали спасателей. Пострадавшего удалось спасти, и я чувствовала радость от того, что к этому причастна. Потом он позвонил нам утром и попросил, чтобы мы и его снегоход достали со дна реки, — говорит Ольга Николаевна. — Хотя я помню и другие, трагичные случаи. Спустя год после моего прихода в центральный пункт поступило сообщение о возгорании в частном доме, где, вероятно, могли быть дети. И действительно тогда в пожаре погибли трое детей. До сих пор, когда я проезжаю мимо этого дома, вспоминаю тот страшный случай.
Третий звонок, который пришелся на мою смену, — возгорание в частном одноэтажном доме на 3-й Железнодорожной. Вслед за пожарными на место были вызваны сотрудники электросетей и скорой помощи. Очаг возгорания оказался небольшой, поэтому его удалось локализовать достаточно быстро. К счастью, никто не пострадал.
По словам Юлии Зайцевой, в последние годы на линию часто стали звонить молодые люди. Особенно по палам травы. К слову, именно этот сезон для центрального пункта пожарной связи самый напряженный. В прошлом году, например, было по 120—130 выездов за сутки. Времени на отдых не было ни у диспетчеров, ни у пожарных. Каким будет этот сезон, прогнозировать сложно.
В целом моя смена на посту прошла вполне спокойно. Единственной, кому мне удалось помочь, оказалась бабушка из микрорайона Юбилейного. Ей требовался телефон отделения полиции. А вот моим очаровательным «коллегам» до окончания несения службы оставалось еще много времени. И на проводе вновь неотложные вызовы.
Лидия Гергесова«СМ Номер один». Фото автора
Метки: Жизнь, Иркутск
View the full image
Каждая смена Юлии Зайцевой и Ольги Максимовой проходит насыщенно. То и дело в диспетчерской раздаются телефонные звонки с призывами о помощи. При этом имен- но эти хрупкие двушки должны четко организовать оперативную помощь: отправить на место пожарную команду, регулировать и одновременно фиксировать все детали их работы, а также параллельно принимать очередные звонки.
View the full image
View the full image
View the full image
Каждая смена Юлии Зайцевой и Ольги Максимовой проходит насыщенно. То и дело в диспетчерской раздаются телефонные звонки с призывами о помощи. При этом имен- но эти хрупкие двушки должны четко организовать оперативную помощь: отправить на место пожарную команду, регулировать и одновременно фиксировать все детали их работы, а также параллельно принимать очередные звонки.
View the full image
View the full image
Каждая смена Юлии Зайцевой и Ольги Максимовой проходит насыщенно. То и дело в диспетчерской раздаются телефонные звонки с призывами о помощи. При этом имен- но эти хрупкие двушки должны четко организовать оперативную помощь: отправить на место пожарную команду, регулировать и одновременно фиксировать все детали их работы, а также параллельно принимать очередные звонки.
View the full image
View the full image
Каждая смена Юлии Зайцевой и Ольги Максимовой проходит насыщенно. То и дело в диспетчерской раздаются телефонные звонки с призывами о помощи. При этом имен- но эти хрупкие двушки должны четко организовать оперативную помощь: отправить на место пожарную команду, регулировать и одновременно фиксировать все детали их работы, а также параллельно принимать очередные звонки.
View the full image
View the full image
Другие материалы:
От крытой до СИЗО
«Крыша обвалилась, лестница может рухнуть!»
«Вашу газету никогда не променяю на другую!»
Ангарск и Шелехов не пустят в Иркутск?
Полезен только настоящий хлеб
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...