2018-9-6 17:55 |
Как нужно заниматься пчеловодством, рассказывает пасечник Василий Бровкин Текст: Татьяна Швыдченко , Фото: Сергей Игнатенко , СМ Номер один , № 35 от 6 сентября 2018 года , #Жизнь , #Иркутский район Василий Бровкин: «Качество меда зависит только от знаний и совести пчеловода».
Как выбрать хороший мед? Ведь какого только на рынке нет, даже лавандовый и с сосновыми шишками. Как не запутаться и купить качественный продукт? «Сделать это и правда сложно. Хотя бы потому, что ни один перекупщик не сможет предложить вам хороший товар, ведь пчеловод мед ему просто не отдаст, сам продаст без проблем, — уверен пасечник из деревни Ревякина Иркутского района Василий Бровкин. — Лучший способ купить мед — это знать пчеловода лично. В таком случае, если у вас возникнут претензии, то вы сможете приехать и их предъявить. А так сейчас столько умельцев развелось, которые ловко подделки изготавливают, что человек неопытный может и не понять, за что именно он платит».
К самому Василию Карповичу люди приезжают не с жалобами, а с благодарностями и длинным списком покупок. Люди знают — Карпович точно не обманет. Ведь если хотел бы нажиться, то качал бы мед все лето, а не делал за сезон всего одну качку.
Мед должен вызреть
Василий Бровкин к пчеловодству подходит с научной точки зрения. Все-таки высшее образование и профессия биолога-охотоведа дают о себе знать. Про свое дело он говорит емко и понятно: «Я пчел не держу, я пчелами занимаюсь».
Как именно? На большом подворье рядами стоят аккуратные ульи, построены омшаник, мастерские и лаборатория. Там Василий Бровкин проводит большую часть своего времени.
— Качество меда зависит только от знаний и совести пчеловода. Кое-какое понимание процесса я получил, когда учился в институте, многое почерпнул из книг и собственного более чем двадцатилетнего опыта. У пчел, как и у людей, есть некоторые общие черты. Они очень увлекаются процессом — начав медо-сбор, будут заготавливать мед, пока будет хоть малейшая возможность. Чувства меры у них нет, но чувство меры должно быть у человека. Роль пчеловода — контролировать ситуацию на пасеке. Пчеловод создает условия для увеличения сбора нектара и переработки его в мед — добавляет корпуса и пустые рамки, а в конце сезона отнимает у пчел излишки зрелого меда. Но есть и другой способ, более производительный, но не гарантирующий высокого качества меда — чаще отнимать недозрелый мед, откачивая его, тогда в освободившиеся соты пчелы принесут еще больше нектара.
— Не хочу никого обвинять, — продолжает Василий Бровкин. — Каждый пасечник работает так, как считает нужным, но, например, я считаю, что мед должен созревать в ульях около 40 суток. Ведь пчелы перерабатывают нектар в мед, или, вернее, в полуфабрикат меда, несколько дней — они выпаривают из него излишнюю влагу, добавляют ферменты, переносят в верхние соты, и если есть необходимость, запечатывают. Однако и после запечатывания мед продолжает зреть! Не буду утомлять читателя химией, скажу только, что мед будет настоящим, когда в нем пройдут все нужные процессы. Ведь не зря же в старину появился и до сих пор празднуется пчеловодами Медовый Спас. Только к этому времени мед полностью вызревает и имеет наивысшее качество.
При таком подходе, учитывая, что летний сезон в Сибири длится недолго, пчеловод из Ревякина успевает сделать лишь одну качку меда. Поэтому, чтобы обеспечить нужный объем, ульев у него немало. Сколько именно — загадка даже для самого Василия Карповича. А на вопрос, сколько нужно для успешного ведения дел, он уклончиво отвечает:
— Тут смотря как считать. Есть ведь совсем маленькие ульи для облета молодых маток, чуть покрупнее для создания новых семей, а есть такие, в которых поместится сразу несколько. В летнее время считать количество семей на пасеке точно не вижу смысла, а вот вести учет их состояния нужно постоянно. Во время осмотров все нужные данные заношу в специальный журнал. И хотя наши северные пчелы довольно живучи, они тоже могут болеть, плюс случаются ошибки пчеловода, которые нужно быстро исправлять, пчелы могут роиться… Поэтому за всем нужен контроль. Нужно проводить разные мероприятия или обработки лекарственными препаратами. Где-то разделить или объединить семьи, где-то поменять матку. . . Кроме журнала использую свою систему — кладу особым образом сверху на крышку улья небольшие камни или деревянные брусочки, чтобы быстро в начале дня оценивать фронт работ.
Национальные особенности пчел
Какие пчелы живут у Бровкина? Пород этих насекомых существует множество. Нужна ли чистота породы — вопрос спорный. Мнения приходилось слышать самые противоречивые. Василий Карпович уверен, что вопрос это больше теоретический, ведь в реальных условиях сохранить ее невозможно.
— Сейчас многие заводят пасеки. Конечно, большинство по 2—3 улья, но тем не менее. Иногда на одной улице могут пять дворов держать. Конечно, пчелы между собой скрещиваются. Так что какой-то одной конкретной породы у меня нет. В населенном пункте нельзя держать злобливых пчел. Народ пошел грамотный и часто аллергичный, поэтому из соображений безопасности соседей да и для удобства работы с пчелами я постоянно веду отбор наиболее «дружелюбных» семей и выбраковываю злобливые. А в последние годы к своим и так весьма покладистым я выписываю маток породы карника. Она для меня самая подходящая. Интересно, что у этих насекомых, как и у людей, разные, можно сказать, национальные характеры. Среднерусская пчела, например, отличается не самым покладистым нравом, на пасеке может и покусать, а вот карпатки, карника или кавказские пчелы миролюбивы. Правда, «кавказцы», в отличие от своих собратьев, чаще склонны нападать и разорять слабые пчелосемьи. Среднерусская, по моим наблюдениям, иной раз сидит в улье сутками, как бы экономит силу, а кавказская вылетает при любых погодных и медоносных условиях. Зато уж если появился сильный взяток, то среднерусскую не остановить — будет по три нормы выдавать, а кавказская всегда носит нектар в одном темпе. Так что у каждой породы свои плюсы. Нужно учитывать свои условия и подбирать породу или вести целенаправленный отбор семей с наиболее приемлемыми возможностями.
Шесть миллионов помощников
Подворье Василия Карповича хоть и занимает внушительные размеры, все же находится посреди оживленной улицы. По нашим просьбам пасечник подсчитал, что у него в ульях на пике лета живет примерно 6 миллионов пчел. Как люди реагируют на такое соседство? Оказалось, что серьезных конфликтов не бывало, хотя с непониманием сталкиваться приходилось.
— Если все в норме, то пчел и не видно. Они спокойно заняты своей работой. Единственно, что весной, когда они вылетают из ульев в первый раз, им необходимо, извините за подробности, очистить кишечник. Вот тогда у соседей повешенное белье и некоторые близстоящие автомобили могут попасть под раздачу, но пока люди относятся с пониманием, — говорит пчеловод. — Сейчас ульи все время стоят прямо у меня во дворе, и сложностей не возникает. А вот когда я жил в Бурятии и кочевал по полям, пару раз были неприятные случаи. Помню, что в засушливый 2000 год, когда из-за засухи нектар быстро высыхал, от голода пчелы были злые и реагировали на все, что движется — доставалось даже летавшим мимо птичкам и саранче, коровам, которые паслись в сотне метров от пасеки. А однажды дали прикурить пастуху, который по незнанию подошел близко к пасеке. В Ревякина таких проблем нет, пчелы сытые и ведут себя мирно.
View the full image
Жена пасечника Любовь Михайловна поддерживает мужа во всех начинаниях.
View the full image
Василий Карпович спроектировал дом самостоятельно.
View the full image
Сезон этого года закончен, медогонка выключена. Скоро пчел уберут в омшаник.
View the full image
Медовый урожай собран и надежно упакован.
View the full image
На большом подворье рядами стоят аккуратные ульи.
Усадьба Бровкиных. Сделано с умом
Василий Бровкин и его жена Любовь Михайловна переехали в Иркутскую область в 2011 году. Здесь же теперь живут и их сыновья. До переезда 33 года Василий Карпович трудился в соседней республике. Семнадцать раз за несколько месяцев ему пришлось съездить на своей «газельке» в Бурятию и обратно, чтобы перевезти все свое беспокойное хозяйство. Но оно того стоило — все привез без потерь. Дела на пасеке в Иркутском районе идут неплохо.
— Я был охотоведом. В 1997 году взял первых пчел, а в следующем году первый раз выехал с пасекой на кочевку. Вот так и началась история моего пчеловодства. Переехать на родину хотелось давно, хоть Бурятию я люблю. Родом я из деревни Хор-Тагна Заларинского района. Долго искал, где именно строить дом. Объездил в поисках места много районов. Были мысли перебраться в Заларинский район, поближе к родственникам, но там условия для пасеки неидеальны. Однажды увидел Ревякина и понял, что лучше мне ничего не найти. Здесь местность богата медоносами, сюда не приносит ветром из Ангарска и Усолья вредных выбросов производств, а из-за близости гор создается уникальный микроклимат. Только весна чуть запаздывает по сравнению с Иркутском, но это не столь существенно.
Свой микроклимат Василий Карпович создал и в доме. Его он спроектировал самостоятельно. Описать строение можно фразой из известной рекламы «сделано с умом». Весь дом окружен верандой, благодаря которой удается лучше сохранить тепло. Отличная работа проведена и в цокольном этаже. Там установлена целая котельная, а еще хорошо хранятся продукты на зиму. Запасает семья Бровкиных не только мед. Василий Карпович увлечен садоводством, набирает силы яблоневый сад, а еще есть абрикосы, вишня, слива, смородина. Особая гордость — подсолнухи, их в огороде растет не менее 500 корней.
— Я пока тут живу, пока строюсь, постоянно саженцы выписываю; местные почтальоны уже шутят, что половина заказов ко мне идет, — говорит пчеловод. — А еще держу кроликов.
Василий Бровкин и сам горазд отправлять заказы. Работает он не только над продажей продукции пчеловодства. Часто пасечника можно увидеть в мастерской, где он изготавливает станки, которые помогают в работе. Например, при помощи его изобретений можно за считанные секунды сделать детали для рамок, за пару минут собрать и оснастить рамки для ульев. Заказы поступают от пчеловодов со всей страны. Приходилось делать станки и посолиднее. Например, сейчас в мастерской стоит станок, который изначально разрабатывался для цеха по производству рамок по заказу пчеловодов из Башкирии.
— С детства люблю мастерить, изобретать, вот так и повелось. Изначально, когда выбирал участок под строительство, знал, что нужно оставить место и под мастерскую. Вот теперь спокойно здесь экспериментирую, — говорит он.
Лучше, чем кофе
Но если в мастерской Василий Карпович трудится над созданием механизмов, то в лаборатории, кроме вывода маток, работа идет и над получением маточного молочка. Многие слышали о его полезных свойствах. В том, что оно обладает тонизирующим эффектом, нам удалось убедиться на собственном опыте. Буквально 0,2—0,3 грамма молочка — и ощущение, что ты проспал двенадцать часов подряд. А вот на вкус оно оказалось кислым.
— В состав молочка входят многочисленные кислоты, поэтому такой вкус, — объясняет Василий Бровкин. — Продукт это уникальный. У меня часто его заказывают дальнобойщики. Очень они его ценят, ведь бодрит лучше кофе, причем человек остается бодрым, хорошо соображает за рулем. А когда жил в Бурятии, то маточное молочко заказывала одна владелица салона красоты. На основе этого продукта пчеловодства делают маски, добавляют его и в крема. Говорит, что женщины были в восторге от эффекта. Оно и понятно. Ведь маточное молочко — это пища матки, королевы пчел. Пчелы никогда матку не кормят медом — они ей всегда дают только маточное молочко. И она может жить, надо сказать, до восьми лет, в то время как век рабочей пчелки короток — летом она живет всего 35 дней. Вот такое доказательство. Получать маточное молочко непросто, это длительный и кропотливый процесс; за это лето, например, удалось собрать только 270 граммов.
Есть у Василия Бровкина и другие пчелопродукты и лекарственные препараты. Огневка, или восковая моль, является вредителем пчеловодства, и пчеловоды с ней борются. Однако при помощи получаемого из личинок этой огневки лекарства можно застраховать себя от инфаркта и инсульта, вылечиться от целого ряда болезней. Прополис в растворах и мазях помогает от разных болячек. А чего стоит повышающая иммунитет перга, да и просто вкусные соты.
— Сам я мед, конечно, ем, не надоел он мне за годы. Так как пчелы летают по разным полям, на разные медоносы, то он редко получается, например, чисто донниковым — обычно разнотравный, каждый раз можно разные оттенки находить, — говорит Василий Карпович. — Приходилось в течение жизни пробовать разные сорта, даже из Израиля привозили. Но по мне, самый сладкий — тот, что принесли мои пчелы. А то, что всегда самым полезным является тот, что собран в местности, где ты живешь, я просто уверен, поскольку все нужные человеку вещества вырабатываются именно местными растениями.
Часто Василия Бровкина можно увидеть в мастерской.
Популярные материалы по тегам статьи:
Белые старцы пугают лесорубов
Самый иркутский торт
Хуже волков
Катастрофа вертолета: подробности
Неподнятая целина
Плед уехал на север
Губернатор в Шелехове
Марафонец в гидрокостюме: ангарский пенсионер доплыл до Хабаровска
Иркутских собак ловят кинологи и волонтеры
Напольные весы достались бывшему воспитателю
«Сделано в Сибири» — проект о людях, которые работают в сельском хозяйстве. Каждый сейчас понимает: хочешь быть здоровым — значит, нужно есть качественную пищу. Желательно ту, которую вырастили в нашем регионе.
В стране вопросу продовольственной безопасности в последние годы уделяют особое внимание. Еще до антироссийских санкций была принята Доктрина продовольственной безопасности. К 2020 году доля произведенных в России основных продуктов питания на внутреннем рынке должна составлять не менее 85%. Задача перед аграриями поставлена серьезная. И, несомненно, для ее решения у аграриев нашего региона есть потенциал.
Редакция «СМ Номер один» решила рассказать о сельхозпроизводителях, которые работают над поставленной задачей в суровых сибирских условиях, о тех, кто, несмотря на сложности, каждый день поставляет свежую продукцию для нашего стола. Наш еженедельник готов предоставить аграриям газетную площадь для общения, обмена опытом. Каждому герою наших публикаций мы дадим возможность высказаться, рассказать о своих проблемах, поделиться наработками. Надеемся, что рубрика будет интересна всем читателям — и тем, кто занят в сельском хозяйстве, и тем, кто стремится покупать только качественные продукты от местных производителей.
По нашим просьбам пасечник подсчитал, что у него в ульях на пике лета живет примерно 6 миллионов пчел. .
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...