Право на надежду

Право на надежду
фото показано с : baikal-info.ru

2017-11-8 15:34

View the full image Перед организаторами центра «Надежда» стояла задача: для каждого из ребят найти то, чем ему захочется заниматься.

«Мы приглядываемся к ним, чтобы узнать, какое ремесло они могли бы освоить».

View the full image

Ребята из «Надежды» взрослые, но вечные дети. Они веселые, открытые и непосредственные.

СМ Номер один, Газеты, № 44 от 9 ноября 2017 года

Дети с особенностями развития стараются жить как все

С 2008 года в Иркутске существует общественная организация инвалидов детства «Надежда», которая помогает людям с особенностями развития реализовать свое право на труд и социальную жизнь. Ее создали мамы особенных деток — Ирина Чупрунова, Татьяна Федорова, Ирина Горбовская и Маулида Мобаракшина. До этого они девять лет занимались в центре «Прибайкальский талисман». Там шел полноценный учебный процесс, но когда детям исполнилось восемнадцать, идти было некуда.

Полезны обществу

— Для таких ребят ничего нет, только интернаты. В «Прибайкальском талисмане» мы приобрели навыки и понимали: если мы остановимся, то все это потеряется, — рассказывает Ирина. — И тогда было принято решение создать специализированную мастерскую. Ребята привыкли быть в обществе и должны двигаться дальше, получать не школьное, а профессиональное образование. Такой опыт есть за рубежом, но там специальные деревни, где люди живут и ходят в мастерские на работу.

Первая мастерская находилась на улице Коммунаров, в обычном деревянном доме, где топили печь и носили воду. Полтора года молодые люди учились работать. Изначально в центре занимались четыре человека, потом восемь, сейчас уже четырнадцать.

А позже «Надежда» переехала на улицу Касьянова. С помощью прихожан Николо-Иннокентьевского храма удалось сделать ремонт в помещении. Сейчас здесь работают пять мастерских: ткацкая, по валянию, дерево­обрабатывающая, швейно-рукодельная и полиграфическая. Есть столовая. В перерывах между занятиями ребята гуляют и занимаются лечебной физкультурой, обучаются рисованию и музыке. О культурной жизни тоже не забывают, посещают театры, музеи и цирк.

— У нас стояла задача: для каждого из ребят найти то, чем ему захочется заниматься. Мы приглядываемся к ним, чтобы узнать, какая профессия для них приемлема, какое ремесло они могли бы освоить. За эти девять лет они занимались во всех мастерских. Сейчас мы уже знаем, что кому нравится. Самое главное, чтобы они видели результат своего труда и могли бы предложить его людям. Когда наши ребята видят то, что они сделали, они очень счастливы. Мы очень много дарим. Участвуем в благотворительных акциях. Мы живем временами года, постоянно готовимся к праздникам. Делаем открытки и подарки. Наши ребята не хотят быть иждивенцами, и мы воспитываем их так, что они должны быть полезны обществу, — говорит Ирина.

Вечные дети

Ребята из «Надежды» взрослые, но вечные дети. Они веселые, открытые и непосредственные. Очень любят общаться. Когда приходят новые люди, то им всегда рады. С помощью творческих занятий они выражают себя как личности.

В мастерской часто появляются новички. Приходят с разными диагнозами: аутизм, олигофрения, синдром Дауна, ДЦП и так далее. В основном — нарушение умственного развития. Эти травмы врожденные и приобретенные. Таким людям нежелательно сидеть в четырех стенах, из-за этого прогрессирует болезнь и появляются нервные срывы. Но, к сожалению, не все остаются.

— Многие дети до 18 лет просидели дома. Привыкли, что за ними ухаживают. Они долго здесь не выдерживают. Не могут принять наш ритм и наши требования.

В реабилитационный центр постоянно ходят Саша, Алеша, Радик, Маша, Максим, Данила и Коля. Они не представляют свою жизнь без «Надежды».

— Когда занятия прерываются на каникулы или праздники, то дома им становится невыносимо, — говорит Ирина. — Мой сын Саша может по сто или двести раз задать один и тот же вопрос: «Завтра работаем? А наши будут?» Данила не говорит, но когда долго сидит дома, ходит за родителями и говорит: «Ррррррр». Он хочет работать. Они привыкли к обществу и постоянному общению. Друг друга понимают с полуслова, даже если кто-то не говорит. У нас защищенное пространство от людей, которые не понимают, что не все одинаковые. Все люди разные, и все имеют право жить полноценной жизнью.

Вопреки судьбе

Самые старшие в мастерской Алеша, Вероника и Максим, им по тридцать восемь лет. Остальным по двадцать-тридцать лет. У каждого своя история. Например, Алеша умеет читать и писать и на каждый праздник мастерит всем открытки.

— Делать открытки на праздники — это его потребность. Как-то про нас написали московские журналисты, и после этого нам пришел заказ на сорок новогодних открыток от Алеши.

О каждом из ребят можно говорить часами. Болезнь Радика — это последствия родовой травмы. Его маме сказали, что ее сын никогда не будет ходить и говорить, а вскоре превратится в овощ. Но молодому человеку 26 лет, он ходит, говорит и очень активный. Сначала работал с деревом, потом три года шил мячи, а теперь работает на ткацком станке, и для него это идеальное занятие.

— Он настолько быстро осваивает работу, что сам делает ее от начала до конца, — говорит Ирина. — Мастер только настраивает станок, все остальное делает Радик. Мы уже определились, что для него это самое лучшее занятие.

В начале ноября у центра «Надежда» новоселье. Ребята переезжают на первый этаж нового большого дома. Второй этаж еще к эксплуатации не готов. Это будет дом площадью около 300 квадратных метров. Его строительство началось в 2014 году. Сделали ремонт, подвели воду, электричество, канализацию. Строили сами, участвовали в благотворительных акциях, помогали неравнодушные.

— В наших планах организовать сопровождаемое проживание, — рассказывает Ирина. — Ребятам в определенном возрасте нужно жить отдельно от родителей, чтобы они почувствовали себя самостоятельными. Такие прецеденты есть в нашей стране. К нам приезжали коллеги из города Владимира, рассказывали, как обустраивают сопровождаемое проживание. Ребята живут отдельно, в квартире, у каждого свои комнаты. С ними живет сопровождающий, который осуществляет контроль и помощь. Они ходят на работу в мастерские, а потом возвращаются к себе домой и занимаются домашними делами. И мы хотим, чтобы наши дети жили так же, как все люди.

Дарья Чикиркина

Метки: Общество

Другие материалы:

Балаганская земля: легенды о золотых россыпях

Три Иннокентия

Во время пожара храм стонал

Заключенные обули силовиков

«Омуля в Байкале достаточно»

.

Подробнее читайте на ...

ребята ирина дети каждого надежда ребят открытки развития