2017-12-7 17:57 |
Дети села Алужино плачут от холода Текст: Лидия Гергесова , Фото: автора , СМ Номер один , № 48 от 7 декабря 2017 года , #Общество , #Эхирит-Булагатский район Жители села Алужино мечтают о новой школе.
Два года назад старое здание, 90-х годов постройки, признали аварийным и детей стали возить за полтора десятка километров, в соседнюю деревню Харанут. В первое время родители и учащиеся не возражали, так как их обнадежили, что это временно. Однако дети ездят в чужую школу уже третий год, а дело так и не двигается с мертвой точки. Ребятишки стали отказываться ездить в учебное заведение: их выматывает ежедневное путешествие по гравийной дороге, они не высыпаются и устают.
Село молодых семей
Письма во все вышестоящие инстанции жители Алужино начали писать с прошлого года. Они обращались в министерство образования региона, к члену Совета Федерации Вячеславу Мархаеву и президенту РФ. Однако пока на их призыв о помощи они получили только один официальный ответ: возможность финансирования капитального ремонта школы будет рассмотрена в 2018 году исходя из возможностей областного бюджета. Однако недавно стало известно о том, что ремонт планируют провести здесь не раньше 2020 года, а пока на очереди населенные пункты, где ситуация еще хуже.
— Куда еще хуже? У нас и так здание в аварийном состоянии. Уже нужно не ремонтировать его, а строить новое, — говорит Зинаида Потапова, мама двоих детей. — За два года, что оно стоит заброшенным, оно еще больше обветшало. Стены перекосило, окна местами разбиты. Еще когда школа функционировала, бревна стянули балками, чтобы здание не развалилось. Сейчас в него даже входить опасно. В такое здание мы детей не пустим.
Она сама училась в этой школе. Здесь же учился и ее муж. Получив диплом о высшем образовании, они вернулись в родное село и решили заняться фермерством. Молодые считают, что своя земля всегда прокормит, а вот выучит ли она их детей — теперь вопрос без ответа. Пока их сыновья еще не доросли до школы, однако Зинаида и Максим уже переживают за их дальнейшую судьбу. Какие двери распахнутся перед ними 1 сентября, не придется ли возить детей в другую деревню или самим выезжать с малой родины?
К слову, Алужино — одно из обеспеченных и самодостаточных селений в Эхирит-Булагатском районе. Почти все дома здесь крепкие, основательные. И живут в них большей частью молодые многодетные крестьянские семьи. В каждом подворье имеется не один и не два десятка крупного рогатого скота, который и приносит основной доход. Часть населения также трудится в Усть-Ордынском, расположенном всего в 10 километрах. Два населенных пункта разделяет хорошая асфальтированная дорога. По этой причине многие родители отказались от харанутской школы и устроили своих детей в школы окружного центра.
— Честно говоря, я просто испугалась того, как ребенок будет ездить в школу, — рассказывает Дина Оргонова. — Автобус в прошлом году часто ломался. Дети по два часа с раннего утра стояли на дороге и ждали, когда он за ними придет. Когда тепло — ладно, а зимой? Стоят, мерзнут — и малыши, и старшие ребята; прыгают от холода, чтобы согреться. И душа за них болит. Я посмотрела на эту картину и решила, что не допущу такого. Теперь муж каждый день возит дочку в Усть-Орду и обратно. Это почти 500 рублей в день. Зато в половине двенадцатого она уже дома, а остальные, те, кто учится в Харанутах, приезжают только к трем часам. Получается 7—8-часовой рабочий день. На следующий год у нас сын должен пойти в первый класс, и если они будут учиться в разные смены, то супругу придется по два раза ездить. Это неудобно и накладно. Он у нас водителем, получается, будет только работать. Никуда не устроишься при таком режиме.
Второклассница Алина Андреева выполняет домашнее задание вместе с папой. С прошлой недели она ездит учиться в Большую Куру и мечтает о том, чтобы в ее родном селе снова открылась школа.
Крик души
Беспокоит родителей и тот факт, что дети стали часто болеть. Кто-то жалуется на постоянные головные боли, кто-то не может вылечить простуду.
— Мы не критикуем наши власти, а просто взываем о помощи, — говорит Евгения Бунаева. У нее два сына болели весь прошлый учебный год. — Помогите нам! Верните нашу школу! Дети хотят учиться в комфортных условиях, в родном селе. О каком образовании можно говорить, если, например, весной 11-й класс готовился к ЕГЭ в Доме культуры. В здании было холодно, и они вынесли столы на улицу и занимались там на солнышке. При этом у нас очень талантливые и умные дети. Даже несмотря на то, что у них нет собственного школьного крова, они участвуют в конкурсах, олимпиадах и всегда занимают призовые места. Дети стремятся к знаниям, так дайте им возможность знания получить.
«Выспаться хочется»
Когда мы были в Алужино, столбик термометра опустился до -37 градусов. В связи с этим все ученики не поехали на занятия — родители не отпустили. Многие, получив возможность, отсыпались, и взрослые их не тревожили. Жалели своих горе-путешественников. А вот восьмиклассница Надя Евстафьева в этот день успела с утра съездить на олимпиаду.
— Конечно, очень хотелось бы вернуться в свои родные школьные стены. Пять минут ходьбы до школы, а сейчас приходится ездить по 25 минут туда и обратно. Во вторник и четверг я дополнительно остаюсь на уроки рукопашного боя и возвращаюсь домой только к пяти часам. В эти дни не всегда успеваю сделать уроки, иногда допоздна засиживаюсь. Тяжело, конечно. Устаем, да и холодно.
— В прошлом году один мальчик даже плакал от холода, — рассказывает пятиклассник Слава Бунаев. — Никак не мог согреться. А у меня нынче ноги так промерзли, пока ждал автобус, что я их к приезду в школу почти не чувствовал. Стоял у батареи, отогревал. Сменка тоже была холодная, так что надевать ее не хотелось. Хорошо мне мама после этого унты купила. Теперь тепло стало. А в школу ездить все равно устал, выспаться хочется. И хочу ходить на футбол, пионербол. Раньше все на стадионе играли, а теперь он разбитый. Такой же, как и школа.
Для того чтобы в Алужино остались хотя бы младшеклассники, родители в 2015 году сами отремонтировали совхозное помещение АТС: побелили, покрасили, утеплили. Однако, по мнению экспертов, оно не подходило по нормам СанПиНа, и родителей обязали отправлять малышей в харанутскую школу. Но с этого года начальное звено разрешили обучать в спортивном зале детского сада. Сейчас уже решается вопрос о том, чтобы они ездили учиться в Большую Куру. Родители от этих мытарств устали, как и дети. Все население сегодня понимает: если школы не будет, то многим семьям придется просто выехать из села.
Как нам пояснили в администрации Эхирит-Булагатского района, на сегодняшний день это единственная школа в районе, находящаяся в аварийном состоянии. Проектно-сметная документация на капремонт алужинской школы была сделана еще в 2014 году. Она подразумевала усиление фундамента, стен, замену кровли, окон, дверей. Для этого требовалось 19 млн рублей. Однако вопрос так и остался нерешенным из-за отсутствия финансирования. В настоящее время капитальный ремонт заложен на 2020 год. Будет ли он наконец сделан — вопрос. Однако родители не намерены ждать у моря погоды. Они решили взять этот вопрос под собственный контроль и в ближайшее время вновь намерены писать письмо президенту РФ
Евгения Бунаева каждый день проверяет, тепло ли оделся в дорогу сын. Ведь ему, как и всем остальным школьникам, каждый день приходится ездить в школу в соседний поселок.
Популярные материалы по тегам статьи:
Чак сменил прописку
Во время пожара храм стонал
Рыбаки идут в браконьеры
Нерпа гибнет от голода?
Без пятнадцати три
Достраивать иркутские долгострои будут инвесторы
Балаганская земля: легенды о золотых россыпях
Утратил доверие
Иркутск ждет перезагрузка
Чеснок и лук — от семи недуг
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...