Тайга превращается в труху?

Тайга превращается в труху?
фото показано с : baikal-info.ru

2015-12-4 02:52

СМ Номер один, № 22 от 11 июня 2015 года Эксперты прогнозируют скорый дефицит деловой древесины  По мнению экспертов, с каждым годом из-за пожаров и халатности людей лес становится более ослабленным и подвержен ряду серьезных заболеваний: бактериальных, вирусных, грибковых.

Свою лепту вносят и различного рода вредители, которые интенсивно точат деревья, тем самым нанося им непоправимый ущерб. Все это в целом ведет к тому, что лесные угодья постепенно превращаются в труху.

По словам Владимира Куприка, директора Иркутского филиала ФГБУ «ВНИИКР», по мере того как человек все больше осваивает тайгу, активно развивает свою хозяйственную, а скорее бесхозяйственную деятельность, угроза лесу становится более серьезной. Ущерб, нанесенный лесным угодьям, невосполним. Кроме того, из-за деятельности человека создаются благоприятные условия для развития всевозможных вредителей, которые полностью уничтожают деревья: и внутри, и снаружи.

— В нашем регионе в основном присутствует хвойный лес, который используется в качестве деловой древесины, для целлюлозно-бумажной промышленности, домостроения. При этом никто зачастую не обращает внимания на то, как себя чувствует лес. А ведь у него, как и у человека, присутствуют всевозможные заболевания: бактериальные, вирусные, грибковые. Плюс всевозможные насекомые. Есть, к примеру, такой опасный вредитель, как сосновая нематода. Она относится к разряду круглых червей, но настолько мала, что помещается в дыхательных органах жука-короеда. Таким образом, он переносит ее с больного дерева на здоровое, вследствие чего идет заражение. Эта нематода перемещается в сосудах дерева, по которым движутся соки, и постепенно уничтожает его. Внешне это можно заметить, когда вдруг у, казалось бы, здорового дерева хвоя начинает желтеть и осыпаться.

В нашем регионе нематода пока не обнаружена. Но если это произойдет, уверены эксперты, то лесной рынок, по сути, будет закрыт. Сосновая нематода активно живет и здравствует в Китае, оттуда древесину не везут. Но вероятность появления паразита в Приангарье оценивается достаточно высоко.

Между тем у нас есть и свои вредители, которые методично «сжирают» лес, в результате чего он пригоден только на дрова — и то, если его успеют срубить. В противном случае он превратится в обычную труху.

Люди, занимаясь строительством своего жилья, как правило, не обращают внимания, какой лес им привозят. А ведь в нем могут быть скрытые организмы или внутренняя гниль, которая проявит себя только со временем. В результате новый дом через какое-то время просто рассыплется.

Из-за многочисленных пожаров и человеческой халатности лес ослабевает и не может противостоять даже таким естественным природным явлениям, как мороз. Ослабленное дерево не успевает за лето накопить необходимые витамины, зимой получает ожог и умирает или становится жертвой грибковых или вирусных заболеваний. Бактериальные болезни лесных пород ведут к массовому усыханию хвойно-таежных лесов: сосны, ели, пихты, лиственницы.

Также не стоит забывать и о той болезни, которая сегодня захватывает все большую территорию тайги и уничтожает кедр, — бактериальная водянка. По данным исследователей, в последние несколько лет происходит массовое поражение, усыхание и гибель кедровых лесов с поражением шишек в районе Байкала. Одновременно поражена и пихта сибирская.

Откуда появилась бактериальная водянка, каким образом происходит заражение и как с этим бороться — ответов на эти вопросы пока нет.

Как предполагают в ВНИИКРе, это связано с переменой климата и изменениями кислотно-щелочного состава почвы. Плюс, опять же, пожары и человек.

— Сегодня принимаются все меры, чтобы не допустить гибели таежных угодий. Например, Агентством лесного хозяйства Иркутской области осуществляются санитарные вырубки леса. Это необходимо для того, чтобы больные деревья не стали рассадником заболеваний для здоровых. К нам обращаются предприниматели, которые занимаются экспортом леса. Мы выезжаем на их площадку, где уже находится заготовленный лес, исследуем его внешне, отбираем пробы для экспертизы и выясняем, что есть в данном образце. В первую очередь ищем следы присутствия карантинных организмов. И если они есть, товар бракуется. И это происходит довольно часто. С мая по октябрь выбраковка идет почти каждый день. Бывает, что мы снимаем сразу целый вагон — около 80 кубов круглого леса.

Что касается обычных потребителей, собирающихся, например, строить дом, то эксперты советуют приобретать просушенный лес.

Кроме того, нелишним будет осмотреть его: нет ли на нем пятен, несвойственных стволу, а также потемнений, различных дырочек и ходов.

Лидия Гергесова

Метки: Жизнь, Иркутская область

Иллюстрации:

Согласно данным Центра защиты леса Иркутской области, из-за бактериальной водянки в регионе усохло более 5 тысяч гектаров кедровых лесов. Также поражение отмечается примерно еще на 45 тысячах гектаров.

Другие материалы:

Грибы еще не отменяются

Юрий Рыдун: «Все, что происходило на БАМе, касалось каждого»

«Дорожная служба работой обеспечена»

Виктор Нарыжный: и плотник, и мэр

Цены действительно заморозили

.

Подробнее читайте на ...

rtejustify лес леса нематода становится дерева заболеваний лесов