2019-4-24 20:36 |
В Иркутске выставлены редкие экспонаты старообрядческих общин Текст: Лидия Гергесова , Фото: Кирилла Шипицина , СМ Номер один , № 16 от 25 апреля 2019 года , #Общество О предназначении разных предметов, имеющих отношение к исконной народной и церковной культуре, а также об их истории увлекательно рассказывает Александр Костров, доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ.
В Музее истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова открылась уникальная выставка, посвященная старообрядческой культуре. Здесь можно увидеть немало ценных экспонатов, которые еще ни разу не выставлялись на всеобщее обозрение. Крюковая певческая рукопись, лестовки, одежда, иконы, картины из старообрядческих таежных скитов — многие вещи датированы далеким XIX веком, а некоторые — началом XXI. Как отмечают организаторы экспозиции, именно староверы смогли через многие столетия пронести и сохранить основы нашей национальной культуры.
Что посмотреть
О предназначении разных предметов, имеющих отношение к исконной народной и церковной культуре, а также об их истории увлекательно рассказывает Александр Костров, доктор исторических наук, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ.
— В традиционном православии есть такое понятие, как тайная милостыня. Применительно к старообрядцам можно констатировать тайный патриотизм. Это люди, которые в условиях гонений, не афишируя себя и свою деятельность на протяжении трех с половиной веков, сохраняли и развивали основы русской культуры. В выборе между своим и чужим старообрядцы всегда выбирали отечественное, поэтому они сберегли для нас богатейшие сокровища национальной культуры, — подчеркнул профессор ИГУ.
На выставке можно увидеть и рассмотреть более 200 предметов. Глядя на них, сложно представить, что несколько веков назад ими пользовались представители многих старообрядческих общин и согласий (направлений старообрядчества. — Прим. автора). Некоторые посетители выставки поначалу и вовсе усомнились в подлинности изделий — настолько хорошо они сохранились. Однако это лишь еще раз подтверждает факт, что староверы очень бережно относятся ко всему, что касается их уклада жизни. И что самое удивительное, многие из выставленных экспонатов до сих пор используются в их повседневной жизни.
Любая выставка уникальна, но эта особенно. Как рассказывает Александр Костров, дело в том, что имеющиеся в стране музеи или экспозиции, посвященные старообрядчеству, отличает либо тематическая, либо пространственная, либо хронологическая ограниченность. Например, ближайшие к нам музеи в забайкальских селах Тарбагатай и Хасурт, а также экспозиции в музеях Улан-Удэ посвящены только семейским старообрядцам. Специализированные экспозиции в других регионах страны также в основном посвящены истории старообрядчества какой-либо локальной территории. Наиболее полным и интересным музейным собранием является боровский музей. Но даже на фоне этого прекрасного и авторитетного собрания иркутская выставка выигрывает с точки зрения соотношения народного и церковного разделов, презентабельности экспонируемых коллекций, тематического, пространственного и хронологического охвата.
«Каждый старовер должен быть подпоясан»
Экскурсия начинается с традиционной народной культуры. Среди предметов обихода как цельные костюмы, так и их знаковые компоненты. Например — кичка, головной убор замужней женщины. После того как девушка выходила замуж, ей расплетали девичью косу и заплетали две женские, которые прятались под кичкой. С этого момента никто кроме мужа не мог видеть ее волосы.
Праздничный костюм представительницы прекрасного пола на выставке состоит из кашемирового сарафана, которому уже более 100 лет, запона из китайского шелка, рубахи со станушкой, тканого пояса. По большим праздникам надевалась атласная шаль. Этот красивый предмет также представлен на выставке и датирован началом XX века.
Особое место занимают косоворотки сибирских, центрально-российских и американских старообрядцев. К ним идут и пояса — это неизменный атрибут каждого старовера. Как отметил Александр Костров, «каждый старовер должен быть подпоясан, и распоясаться нельзя». Кстати, здесь представлена целая коллекция поясов разных старообрядческих согласий из разных уголков мира: Иркутской области, Забайкалья, Красноярского края, Тувы, Москвы, разных стран Прибалтики и Америки.
«Крестный корабль» беспоповцев
Особое место на выставке отведено церковной культуре.
— Здесь все строже. Меньше праздности, больше поста и молитвы. Об этом можно судить даже по моленному костюму, который надевается только для домашней и общинной молитвы. В частности, в экспозиции представлен мужской моленный костюм, привезенный из одного из северных скитов. Он имеет приглушенные цвета и состоит из рубахи-косоворотки, тканого пояса и кафтана. Женский моленный костюм также строго выдержан. Вообще же у каждого старовера должно быть четыре комплекта одежды: повседневный, праздничный, моленный и смертный, — рассказывает по ходу экскурсии Александр Костров.
Связывает народный и церковный разделы выставки не только праздничный (в частности, свадебный) блок, но и уникальная коллекция современного старообрядческого изобразительного искусства, включающая картины и лубки (настенные назидательные листы), созданные в современных таежных скитах. В них четко отражается восприятие истории, современности и будущего таежным старообрядцем начала XXI века.
Среди множества старообрядческих лубков, которые представлены на выставке, особенно выделяется «Крестный корабль» XVIII века.
— Эта картина интересная тем, что на ней показана четкая социальная иерархия старообрядцев-беспоповцев. Корабль — это церковь, то есть община, согласие. Во главе корабля Христос. Ближе всего к нему иноки. Поэтому многие староверы говорят о том, что мечтают умереть в таежных монастырях. Дальше, уже за перегородкой, идут инокини и послушницы женского скита. За ними следуют миряне.
На выставке наряду с иконами и картинами, созданными в скитах, также есть портреты представителей иркутского старообрядческого купечества, сделанные художником Борисом Смирновым в 1904 году. Кроме того, имеется достаточно много дореволюционного, советского и современного фотоматериала. В частности, экспонируется фотография Покровской старообрядческой церкви (находившейся в районе современного ТЦ «Новый»), которую в начале XX столетия построил иркутский старообрядческий купец второй гильдии Иван Тюлькин.
Вообще, в Иркутске до революции были зарегистрированы две старообрядческие общины и имелось два старообрядческих храма. Также и сейчас в городе имеется две общины с двумя домовыми церквями, и ведут работу, направленную на постройку новых старообрядческих храмов в традиционном древнерусском стиле.
Пишут и льют иконы
Фотографии из жизни современных городских и сельских общин разных согласий занимают на выставке отдельный шкаф. На них в том числе представлены сюжеты деятельности Центра старообрядческой культуры, в рамках деятельности которого в регионе реализуется проект «Старообрядчество Прибайкалья как хранитель традиционной русской культуры». Большая часть представленных фотоматериалов вошла в изданный к выставке объемный буклет «Старообрядчество Прибайкалья». Помимо выставки и буклета также создается тематический сайт, который станет площадкой для обмена информацией по старообрядческой и близким темам.
По словам профессора кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, самое ценное на выставке — это иконы. Они имеются в каждом старообрядческом доме. В XVII—XIX веках старообрядцами сохранялись старые и создавались новые иконописные школы. В Сибири находилось немало икон, созданных в профессиональных иконописных мастерских Подмосковья и Урала. Туда старообрядческие предприниматели переманивали мастеров из разных, в том числе столичных художественных центров. По этой причине уральское письмо (наряду с письмом Палеха и Мстеры) считается одним из лучших достижений поздней русской иконографии XVIII — начала XX вв. Также нередки были местные сибирские письма. И сейчас в разных старообрядческих центрах в соответствии с традиционными стандартами пишут и льют иконы, которые часто можно встретить в домах современных старообрядцев. Нередко они не менее уникальны, чем древние образцы.
Рассуждения о спичках
Интерес у посетителей выставки вызвала представленная богатая коллекция лестовок — глубоко символических моленных четок, собранных у старообрядцев разных согласий и регионов. Их изготавливали (и изготавливают сейчас) только благословленные люди — селянки или обитательницы скитов. Однако в конце XIX века четки стала делать мануфактура Николая Бугрова. Ее владелец был потомственный старовер, который получил негласное звание «мукомольного короля Поволжья». Он был очень богатым человеком, и что самое интересное, 45% чистой прибыли от своего предприятия отдавал на благотворительность. Таким образом, за время своей жизни около 10 млн рублей было им отдано на благотворительные нужды.
Еще один любопытный предмет старины — подсвечник XIX века. Однако даже не он так примечателен, как опаленная лучина, лежащая с ним рядом.
— Когда появились спички, староверы разных общин долго обсуждали, можно ли их использовать для возжигания свечей в церкви. Ведь в них использовалась сера, которая в традиционной культуре ассоциировалась с адом. В конечном итоге было принято решение, что нельзя. Тогда городские старообрядцы чаще всего стали использовать спички, чтобы поджигать лучину, а уже ей зажигали свечу. Однако таежные староверы часовенного согласия до сих пор для добывания «чистого огня» используют только огниво. Добытым таким образом огнем «затепляются свещи» дома, а также разжигается русская печка в избе специально на это благословленного человека. После этого он поддерживает горячие угли в печи постоянно, и от них этот огонь приносится в храм в специальном фонаре для возжигания свечей во время богослужения. Так что каждый предмет на экспозиции несет свою уникальную историю, символику и смысл.
Как отметил Александр Костров, с открытием выставки начинается цикл открытых лекций, посвященных старообрядчеству, традиционной культуре и традиционным ценностям. Таким образом в регионе начинается подготовка к празднованию 400-летия протопопа Аввакума, которое страна будет отмечать в 2020 году.
Популярные материалы по тегам статьи:
Расценивается как пожар
Нуху-Нур и Еленинск — маленькие деревни с большими перспективами
Проблема с водой уйдет в прошлое
Наши фермеры торгуют с Казахстаном
Не хватило кислорода
В честь девочки из Усть-Ордынского
Пожарить шашлык и не навредить
Мэр Головинки
Огонь пришел из леса
В лесах наводят порядок
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...