«Тарифы для населения повышать нельзя»

«Тарифы для населения повышать нельзя»
фото показано с : baikal-info.ru

2018-5-31 21:25

Глава «Облкоммунэнерго» уверен, что энергетика не столько бизнес, сколько система жизнеобеспечения» Текст: Елена Витальченко , СМ Номер один , № 21 от 31 мая 2018 года , #Экономика Генеральный директор ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Александр Анфиногенов уверен, что стремление переложить содержание электросетей целиком на потребителей — население и малый бизнес — путь в никуда.

О том, как государство может помочь «малой» энергетике, что для этого нужно сделать и почему никакой частный инвестор не решит проблемы, накопившиеся в отрасли, он рассказал газете «СМ Номер один».

Низкое напряжение

— Александр Юрьевич, последние два года вы совместно с губернатором и правительством Иркутской области работали над тем, чтобы сохранить предприятие, вывести его на безубыточный уровень. Это вам удалось. Что дальше?

— Действительно, сделано было много. Но впереди работы еще больше. Чтобы правильно расставить приоритеты, максимально учесть жалобы и пожелания наших потребителей, мы запустили анкетирование в территориях, где работают филиалы «Облкоммунэнерго». В этом году опросы проводим в Казачинско­Ленском, Киренском, Качугском, Мамско­Чуйском, Жигаловском районах. Жителям предлагается дать оценку работе предприятия и качеству электроснабжения в целом. В перспективе аналогичную анкету мы намерены распространить среди малого бизнеса. Сегодня планы развития малых предприятий — аптек, автомастерских, пекарен, магазинов — упираются в невозможность подключить дополнительные мощности. А ведь предприниматели — это локомотив развития экономики районов. Поэтому важно получать от них обратную связь, а в перспективе сесть за стол переговоров и создавать программы развития электросетевой инфраструктуры, программы развития территорий с учетом планов и намерений бизнеса.

— Какие выводы вы уже сделали на основе анкетирования?

— Самая распространенная проблема — низкое напряжение в сетях. Это и понятно: сети строились еще в советское время, а по нормативам тех времен на одно домохозяйство полагалось примерно 2,5 кВт мощности. Современная норма подключения электрической мощности — 15 кВт. Ведь один современный чайник уже дает нагрузку на сети в 2 кВт. А еще плита, телевизор, утюг, у кого­то электроотопление, теплые полы и многое другое. Поэтому построенные по старым нормативам сети все это уже не вытягивают, нужна их модернизация, и практически везде. Пока мы наметили несколько участков, где в ближайшее время необходимо повышать качество электро­энергии. Если брать северные территории, то это Киренский район — здесь «Облкоммунэнерго» начинает модернизацию перехода ЛЭП — 10 кВ через реку Киренгу. Будем тянуть новый провод с большим сечением, рассчитанный на сложившееся потребление.

Также на 2018 год запланированы работы в Качугском районе, где за счет повышения мощности двух трансформаторов и ряда других технических мероприятий мы сможем выровнять напряжение в сетях. Еще в этом году мы установим тысячу железобетонных опор взамен прогнивших деревянных. Работы будут вестись в Жигаловском, Мамско­Чуйском, Усть­Кутском районах, в Усть­Ордынском Бурятском округе. На юге региона это Иркутский район, Ангарск, Усолье.

Столбы наши — идеи ваши

— Удается ли вам наладить сотрудничество с местными властями? Ведь муниципалитеты несут ответственность за бесперебойное снабжение своих жителей водой, теплом и электричеством?

— Мы постоянно ведем такие переговоры. К сожалению, не всегда встречаем понимание, но есть муниципалитеты, готовые сотрудничать. Например, нам удалось договориться с властями Киренска о включении некоторых объектов в муниципальные программы развития. Речь идет, в частности, о трансформаторной подстанции в районе села Кривошапкино.

В свою очередь «Облкоммунэнерго» идет навстречу мэрам в вопросах благоустройства городов и поселков. Мы долго добивались регионального закона, который позволил бы муниципалитетам пользоваться бесплатно областным имуществом для организации уличного освещения. Раньше за размещение светильников на наших опорах взималась арендная плата. В конце прошлого года такой закон был принят. И теперь на опорах «Облкоммунэнерго» муниципалитетам можно бесплатно размещать фонари уличного освещения. Одним из первых этой возможностью воспользовались в Качуге, на очереди поселок Магистральный. Прорабатываем вариант по совместному дальнейшему обслуживанию уличного освещения, например администрации нужно будет лишь приобретать необходимые материалы, работы наши специалисты будут проводить бесплатно. Это позволит муниципалитетам экономить средства.

— Есть ли у предприятия планы в сфере энергосбережения?

— Первый шаг в работе с потерями электроэнергии — это ее учет. Именно поэтому в госпрограмме «Энергоэффективность» значительные средства выделялись на установку общедомовых счетчиков. Однако в эту программу вошли лишь многоквартирные дома. Частный сектор остался за бортом. Но далеко не все жители частного сектора в состоянии купить себе счетчик сами. Немало и таких, кто не желает платить за каждый потребленный киловатт, есть те, кто вообще нелегально подключился к сетям. А понимать, сколько энергии получают и тратят наши потребители, необходимо: сбыту, чтобы правильно собирать оплату, нам, чтобы знать, какой у нас был полезный отпуск и какие будут доходы. Поэтому областное министерство ЖКХ приобрело для нас в этом году 2000 приборов учета для установки именно в частном секторе — там, где потери максимальные.

Тарифная политика

— Александр Юрьевич, в адрес «Облкоммунэнерго» часто раздаются упреки в том, что предприятие хронически не выполняет свою инвестиционную программу.

— Упреки небеспочвенны. То, что мы делаем, — это капля от необходимого. Наше сетевое хозяйство — 10 тысяч километров линий электропередачи. Это расстояние до Москвы и обратно. 3,5 тысячи трансформаторов. Все это было построено еще в советские годы, по нормативам того времени, и практически исчерпало свой ресурс, требует замены, новых технологий. Износ по некоторым видам оборудования достигает 85%. Но у нас нет других источников дохода, кроме тарифа на передачу электроэнергии. Однако тот тариф, который нам утверждает региональная служба по тарифам на протяжении нескольких лет, едва позволяет начислять зарплату сотрудникам, осуществлять текущую эксплуатацию сетей и платить налоги.

— Надо поднять тарифы на электроэнергию?

— Я против повышения тарифов для населения. Для нашего предприятия это другие тарифы, не тарифы за электроэнергию, а тарифы за передачу. Как распределяются деньги в энергетике? Почти вся электроэнергия, которая вырабатывается в стране, поставляется на единый оптовый рынок. Гарантирующий поставщик — в нашей области это в основном «Иркутск­энергосбыт» — покупает энергию на оптовом рынке и продает ее потребителям. Население платит 1 рубль за кВт/ч, или 70 копеек в сельской местности, а малый бизнес, предприниматели — уже 3 рубля. В эти расценки заложен и тариф на передачу электроэнергии, который отчисляется сетевым компаниям, таким как наша. Все деньги собираются в общий котел. Держателем котла в Приангарье назначена Иркутская электросетевая компания. Она распределяет эти деньги между сетевыми компаниями региона согласно установленным РСТ тарифам.

Сколько мы получим денег, зависит от того, какой тариф нам утвердят, сколько средств будет собрано в котел и насколько справедливо их распределят. Даже если потребители будут платить 7 или 10 рублей за киловатт, мы все равно получим только свой рубль.

Кстати, крупный бизнес не работает со сбытовыми компаниями — он покупает электроэнергию на оптовом рынке сам, поэтому их средства вообще не поступают в общий котел. По сути, в нем только деньги населения и малого бизнеса. И вот за их счет и предлагается содержать все сети, трансформаторы, опоры — обновлять их, строить новые. Но если оценить численность жителей нашей области и протяженность сетей, становится очевидно, что перекладывать содержание такого хозяйства исключительно на плечи людей невозможно. Вопрос нужно решать внутри «котла».

Малая энергетика

— Вероятно, правы те, кто предлагает приватизировать «Облкоммунэнерго»? Частный инвестор сможет решить эту задачу за счет своих средств.

— Те, кто это предлагает, забывают одну простую вещь. Капиталы направляют лишь туда, где они будут прирастать. Об этом еще Карл Маркс говорил. Здесь больше подходит другое определение — желание управлять. И это совсем не означает вкладывать деньги в ремонты и реконструкцию. Цель частного инвестора — не модернизация отрасли, не обеспечение населения электроэнергией, а прибыль, причем в обозримом будущем. Ни один бизнесмен не станет вкладывать миллиарды в обновление сетей, если не получит долгосрочный тариф или господдержку, которые позволят ему быстро вернуть затраты и заработать. Мы сегодня видим, что частные электросетевые компании готовы взять муниципальные сети или сети садоводств только при условии, что нынешние владельцы сначала приведут их в порядок — то есть расходы на восстановление частники нести не хотят, хотят лишь эксплуатировать готовое, при условии «хорошего» долгосрочного тарифа. На таких условиях и мы бы с большим удовольствием работали. Но у нас, как у государственного предприятия, задача прежде предоставлять качественную услугу населению. А прибыль уже на втором месте.

— Неужели нет никаких государственных программ поддержки энергосетей?

— Все государственные программы рассчитаны в основном на крупную энергетику, на сети напряжением от 110 кВ и выше. Про энергоснабжение населения государство «забыло». Государственных инвестиций сети низкого напряжения не видели с 90­х годов прошлого века.

Чтобы модернизация сетевого хозяйства не напоминала латание дыр, чтобы система оставалась надежной и безопасной, могла развиваться, отвечать современным нормам, необходимо вносить изменения в государственные, областные и муниципальные программы развития, иметь программы развития электроэнергетики. Не забывать про «малую» энергетику. Необходимо менять законодательство — областное и федеральное. Делать расчет тарифов и распределение средств справедливым, прозрачными и контролируемыми.

Надо менять подход государства к энергетике. Наша отрасль не может быть бизнесом в чистом виде — это сфера жизнеобеспечения.

И откладывать эти меры уже нельзя. Если государство не подставит плечо «малой» энергетике сегодня, то через 3—4 года мы столкнемся с цепочкой техногенных аварий по всей стране. И все равно придется изыскивать средства — но уже на восстановление с нуля, в авральном режиме и в гораздо большем объеме.

Популярные материалы по тегам статьи:

Правила жизни молодого фермера

Бензин дорожает, заправки блокируют

Как прошла Троица?

Когда заработает колесо обозрения?

Как уберечь свои средства?

Организовали за три недели

«За моими плечами целый век»

Село Тургеневка: чем живет Маленькая Белоруссия?

Таежное экопоселение ждет новых жильцов

Байкальский международный пушной аукцион захватил 10% рынка соболя в России

Генеральный директор ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Александр Анфиногенов: «Если государство не подставит плечо «малой» энергетике сегодня, то через 3—4 года мы столкнемся с цепочкой техногенных аварий по всей стране». .

Подробнее читайте на ...

облкоммунэнерго сети развития программы деньги энергетике тарифы средства