Тулунский Клондайк: проклятие желтого металла

Тулунский Клондайк: проклятие желтого металла
фото показано с : baikal-info.ru

2018-9-26 17:24

С золотом, которое сейчас ищет в предгорьях Саян Росгеология, связана трагическая история Текст: Ксения Рютина , Фото: из открытых источников , СМ Номер один , № 38 от 27 сентября 2018 года , #Происшествия , #Тулунский район Развалины, оставшиеся от поселка Белая Зима.

Слухи о том, что где-то глубоко-глубоко в тайге Тулунского района спрятан золотоносный ручей, на протяжении десятилетий ходят среди местных жителей — кто-то говорит, что своими глазами видел сверкавшее золотым светом дно ручья, кто-то слышал о даре в виде самородков, которыми старожил одной из деревень отблагодарил охотника за гостеприимство. Как известно, всегда найдутся авантюристы, мечтающие отыскать свой Клондайк, но находятся и лиходеи, желающие разбогатеть быстро и за чужой счет. Местный краевед Юрий Баландин, работая в архивах и беседуя с очевидцами, в течение года по крупицам собирал сведения о трагической истории, связанной с желтым металлом, который неспроста называют проклятым.

Мысль о золоте отравила душу

Жители поселка Уйгат с теплотой вспоминают времена расцвета колхозов. В счастливые для советского поколения 60-е Уйгат наводнили геологи — добрые, веселые люди с бородатыми лицами. Уйгат был отправной точкой для топографических и геологических экспедиций.

— Отсюда на моторных лодках или лошадях геологи отправлялись исследовать недра Саян в верховья рек Кирей, Тагна и Ильмега, — рассказывает Юрий Баландин. — Так продолжалось несколько лет. Геологи очень сдружились с жителями Уйгата и часто становились гостями в домах селян, приходили на праздники в местный клуб.

В районе деревни Харанты геологи обнаружили урановую руду, где в итоге силами заключенных началось строительство обогатительной фабрики. Именно в те годы окрестные деревни и поселки наводнили упорные слухи, что геологи нашли золото и тщательно скрывают эту информацию от населения.

Не исключено, что геологи золота и в глаза не видели, перед ними стояла совсем иная задача. Харанты переименовали в поселок Белая Зима, по названию речки. Там велись геологоразведочные работы и началась добыча тантало-ниобиевой руды, которая содержит в своем составе радиоактивные вещества уран и торий. Тогда вся деятельность велась под грифом «совершенно секретно». Местным жителям уж очень хотелось узнать, что же такое секретное ищут в их тайге. Про золото, залежи которого обнаружены в лесу, то ли геолог сболтнул, чтобы не донимали расспросами, то ли сочинил кто-то из местных. Со временем залежи превратились в то самое пресловутое золото Колчака, про схрон которого услышишь, в какую деревню Иркутской области ни заедь.

Мысль о легком богатстве отравила душу молодого жителя деревни Баракшин Андрея Омелинчука. Андрей был человеком, что называется, трудной судьбы. Родился он в 1940 году в многодетной семье. Отец Андрея ушел на фронт, в 45-м году на него пришла похоронка. Мальчик окончил три класса, на этом его образование завершилось. Парнишка вместе с матерью ходил на работу в колхоз «Рыбак», ухаживал за скотом. Спустя год после гибели мужа мать Андрея снова вышла замуж. Отчим сразу невзлюбил пасынка, ругал его матом, отвешивал подзатыльники. Когда скоропостижно умерла мать, жизнь вместе с отчимом стала совсем невыносимой. 17-летний Андрей перебрался к своей старшей сестре Евдокии, которая жила с мужем. И снова Андрей пришелся не ко двору, в этот раз он не понравился мужу старшей сестры.

Устав от бесконечных придирок и скандалов, Андрей уехал из Баракшина в Уйгат и устроился там слесарем в лесопункт. С 18 лет молодому человеку приходили повестки в армию, но он их игнорировал, поскольку не хотел служить. Но когда в Уйгат приехали сотрудник военкомата и участковый, ему уже ничего не оставалось. В 21 год Омелинчук отправился в армию. Солдатом себя Андрей зарекомендовал добросовестным. За хорошую службу его поощрили десятидневным отпуском с возможностью выехать домой.

Андрей приехал к сестре Евдокии. А в Баракшине в то время только и разговоров было, что о золоте. Эти разговоры и родили в голове Андрея мысль, как одним махом решить все свои проблемы. Добыть золото Андрей собирался при помощи ружья. Молодой человек сообщил сестре, что уходит на охоту. Как выяснилось впоследствии, охотиться он собирался на людей.

«Какая же сволочь загубила таких парней?!»

После того как Андрей Омелинчук ушел на охоту, из тайги к назначенному времени не вернулась группа геологов. Омелинчук стал первым подозреваемым у милиции, и впоследствии его вина подтвердилась.

Геологов безжалостный убийца поджидал, спрятавшись в зарослях реки Тагны. Ничего не подозревавшие молодые мужчины шли на лодке с верховья. Услышав голоса, Андрей замер; когда лодка приблизилась, он несколько раз нажал на курок. Омелинчук убил трех человек.

Раненый инженер по фамилии Орлов прыгнул воду, сумел выбраться на противоположный берег узкой мелкой речушки. Но что мог поделать раненый человек против опытного вооруженного таежника? Омелинчук настиг Орлова и хладнокровно расстрелял его в упор.

Совершив расправу, Андрей начал выворачивать карманы своих жертв, потрошить их рюкзаки. Омелинчука ожидало большое разочарование. Исследовательский материал, который везли специалисты, никакой ценности для убийцы не представлял, поскольку среди образцов не было ни одного золотого самородка. Трупы геологов Мелинчук привязал веревками к камням и бросил в реку.

Жуткая картина предстала глазам рыбака Аркадия Васильева, который спустя некоторое время после расправы возвращался с рыбалки: на волнах мелкой речушки Тагны покачивались три мертвых тела. У Аркадия от увиденного затряслись руки. Мужчина принял решение везти тела в Уйгат. С помощью своего ножа он срезал с каждой шеи веревку и вытащил трупы на берег. Рыбак осмотрел тела, увидел огнестрельные раны и понял, что перед ним жертвы большого злодеяния. Аркадий Васильев лично знал каждого убитого геолога и в сердцах вскрикнул: «Это какая же сволочь загубила таких парней?!»

Одно тело Аркадий погрузил в свою лодку, два — в лодку геологов, которую обнаружил на берегу. Лодку привязал к своему судну и повез убитых в Уйгат. В поселке Васильев направился в контору лесопункта. Тела убитых геологов сложили в грузовую машину, накрыли березовыми ветками и увезли в тулунский морг. Когда сообщение об убийстве поступило в местную милицию, сотрудники сопоставили его с другой информацией — о дезертире, который уехал в отпуск и потерялся. Звали дезертира Андрей Омелинчук.

— О дальнейших событиях мне рассказывал лично сотрудник милиции Николай Иванович Казаков, — говорит Юрий Баландин. — Он был родом из мест, где произошло убийство, хорошо знал и людей, и местность. Поэтому именно он выдвинулся на поиски убийцы вместе с начальником милиции Николаем Арестовым и лейтенантом Николаем Шендриком.

Чтобы не спугнуть убийцу, милиционеры приехали в Баракшин под видом рыбаков и сразу нагрянули в дом сестры Омелинчука Евдокии. Женщина показала сотрудникам записку, которую оставил брат перед уходом: «Вооружен до зубов, за меня не беспокойтесь». Евдокия сообщила, что соседка видела, как Андрей запрыгивал в машину, шедшую в Харанты.

Милиционеры отправились по следу убийцы. Дорога в индустриальный поселок казалась очень мрачной. Обгоревшие пихты с ободранной корой были похожи на огромные скелеты, да и живой пихтач казался угрюмым, неприступным. По всем признакам было видно, что люди пришли сюда жить недавно, дорога состояла из ям и ухабов, кое-где ее пересекали горные ключи. В самом поселке, конечно, было веселее, весь он был свежий, нарядный, со светлыми домиками из тесаных бревен.

«Убил я пташек, да не тех…»

Чтобы не светить милицейский газик, машину сотрудники оставили на краю поселка. В Харантах милиционеры отправились прямиком домой к самому опытному таежнику — Виктору Сороко. Супруга Виктора Людовича сказала, что муж сейчас в тайге, найти его можно в зимовье, и показала тропинку. Машину милиционеры оставили у ворот усадьбы Сороко и пошли пешком. И по сей день Николай Казаков в подробностях помнит тот путь по тайге.

— Сначала идти по кедровому лесу было весело, — передает воспоминания милиционера Юрий Баландин, — кричали кедровки, с писком разбегались бурундуки… Но когда село солнце, на сотрудников напали тучи комаров и мошки. И это было настоящее мучение. Наконец, уже в сумерках милиционеры увидели Саяны и избу, стоявшую на опушке леса. Виктор Людович в это время готовил на костре.

Поскольку вооруженный убийца мог быть в домике, выдавать истинную цель своего визита гости не стали. Николай Арестов сообщил, что он вместе с друзьями пришел в тайгу отдохнуть да порыбачить. Дескать, его знакомый, Андрей Омелинчук, давно его звал сюда половить хариуса. «В Харантах мне сказали, что Андрей где-то здесь, у вас», — подытожил Арестов.

От внимательного взгляда милиционеров не ускользнуло, что после этих слов Виктор Людович поменялся в лице. «Да он от меня недавно ушел, — сообщил таежник, — сказал, что пойдет к геологам на базу, можете его там поискать». Перед тем как отправиться на поиски, Николай Арестов попросил Виктора Сороко пустить уставших путников на ночлег, и тот согласился. На следующее утро Виктор Людович показал милиционерам дорогу к базе геологов.

За несколько дней до визита милиционеров Андрей действительно ночевал в сказочной избушке Виктора Сороко, затерянной в дремучей тайге.

— Это зимовье с великолепными резными наличниками Виктор Людович построил подальше от людского шума, — рассказывает Юрий Иванович, — в ту пору ему было 60 лет. Это был крепкий деревенский мужик, охотник и плотник.

К Виктору Сороко и явился угрюмый гость, вооруженный ружьем и охотничьим ножом. Хозяин отметил неестественную бледность и потерянный вид Андрея. Омелинчук с трудом поддерживал разговор, чувствовалось, что мыслями он где-то далеко. Когда Виктор Людович подступил к нему с расспросами, Андрей тихо проговорил: «Убил я пташек, да не тех, которых надо». Напившись горячего чаю, Омелинчук немного оттаял и решил облегчить свою душу: «Убил я, дядя Витя, трех геологов. Черт попутал…» Виктор Сороко, ошарашенный этой новостью, тихо произнес: «Как же так, Андрей… погубил ты, варнак эдакий, ни в чем не повинных людей». Омелинчук от этих слов поник еще больше.

Добровольно сдаваться милиции Андрей не собирался, в его голове зрел план дальнейших действий — сделать запасы и бежать в Монголию. Виктор Сороко рассказывал, что в день своего прихода Андрей долго сидел один у костра недалеко от избушки. На улице стемнело, но убийца не торопился идти спать. Трудно спать тому, на чьей совести тяжкий грех.

Жители плевали вслед убийце

— Когда к зимовью подошли трое мужчин, Виктор Сороко, конечно, понял, что эти люди приехали не за рыбой, а за Андреем, — продолжает Юрий Баландин. — Омелинчук тем временем, прибыв на базу геологов, устроился там подсобным рабочим. Работником он всегда был старательным, работал и внимательно вслушивался в разговоры геологов — его интересовали вести из поселка, да и идею найти золото он не оставил. Но в разговорах геологов были только непонятные ему термины, а про золото они и не упоминали.

К откровенным разговорам с работодателями Омелинчук не стремился, мысль о каре за страшное зло преследовала его неотступно. Андрей совсем замкнулся, на все вопросы геологов отвечал односложно. Пробыв несколько дней на базе, Омелинчук отпросился у старшего экспедиции и ушел на самую дальнюю точку — к Ярменскому озеру.

Прибывшие на базу милиционеры Омелинчука не застали, но геологи объяснили им, как пройти к озеру. После нескольких километров изнурительного пути группа задержания поднялась на высокую сопку. Милиционеры осмотрелись. Внизу они увидели костер и одиноко сидевшего возле него человека с ружьем. Милиционеры понимали, что нахрапом вооруженного убийцу не возьмешь, нужно действовать хитростью. Так что к костру три Николая подходили, непринужденно переговариваясь.

Увидев троих мужчин, Андрей напрягся. Но Николай Арестов постарался успокоить его дружелюбным приветствием: «Здорово, дружище, а мы как мотыльки к тебе на огонек». Не давая Омелинчуку опомниться, милиционер засыпал его вопросами: «А это знаменитое Ярменское озеро? А рыба здесь водится? А какая?» Гости присели рядом с Андреем и перебрасывались шутками. Мало-помалу он начал успокаиваться. Милиционеры шутили, а сами сканировали обстановку. У Омелинчука на коленях лежало ружье. Идея, как разоружить преступника так, чтобы никто не пострадал, возникла в голове Николая Арестова.

— А плесни-ка, дружок, нам чаю, — попросил милиционер. — Долго мы шли и в гору, в горле пересохло.

Андрей подбросил дров в костер, чтобы нагреть воды, и попросил гостей достать кружки. Николай Арестов достал из рюкзака кусок рафинированного сахара и обратился к Омелинчуку: «Браток, дай-ка нож — сахар расколоть». Андрей оставил свое ружье и пошел к пню, в который был воткнут большой охотничий нож. Николай Шендрик и Николай Казаков среагировали мгновенно — они схватили Омелинчука и завели его руки за спину. Арестов ловким движением защелкнул на руках преступника наручники.

— Ну вот и все, дружок, — похлопал задержанного по плечу начальник милиции. — Теперь едем в Тулун, там чай пить будешь, только не такой вкусный, как здесь, а такой, какой ты заслужил.

Услышав эти слова, Омелинчук пытался вырваться, но сильные руки милиционеров держали его крепко. Сотрудники повели Омелинчука по тропе, доставили его сначала в Харанты, а потом в Баракшин. Жители Уйгата помнят, как Омелинчука вели по улицам, люди, скорбевшие по погибшим геологам, бранили его и плевали вслед.

В Тулун опасного преступника доставили на вертолете.

— Николай Казаков рассказывал, что перед тем как сесть в вертолет, он встретился глазами с Омелинчуком, — говорит Юрий Баландин. — Они знали друг друга, по юности не раз встречались на танцах в уйгатском клубе. Взгляд у убийцы был холодный, тяжелый, и читался в нем то ли укор, то ли презрение.

В тулунской тюрьме Омелинчук сидел в одиночной камере, потом его перевели в Иркутск. Приговором Иркутского областного суда Андрей Омелинчук был приговорен к смертной казни.

Краевед Николай Баландин говорит, что для полноты историй ему не хватает сведений об убитых геологах и точной даты этого трагического события. Данную информацию краевед рассчитывает почерпнуть из уголовного дела, которое хранится в Иркутском областном архиве. По расчетам Юрия Ивановича, преступление было совершено в конце августа 1964 года.

Золото все-таки есть

Поселок Белая Зима к сегодняшнему дню расселен, все его жители переехали в Тулун, где им предоставило квартиры государство. Но до сих пор на заброшенных лесных дорогах можно встретить высокопроходимую технику — это взрослые дети белозиминцев едут на родину по ягоду да на рыбалку. Вопрос о золоте довольно щекотливый. Мало кто добровольно признается, что ищет в сибирской тайге Клондайк, и уж тем более не признается, что нашел.

Между тем в Интернете в свободном доступе есть официальный материал, подтверждающий слухи — россыпное золото на границе Зиминского и Тулунского районов имеется. Что интересно, есть даже ручей Золотой. По оценке специалистов, протяженность россыпи составляет 3,9 км. Геолого-съемочные работы на данном месторождении проводились с 1959 по 1965 год. В бассейнах рек Черная Зима, Малая Зима и Еремкин Ключ геологи искали рудное и россыпное золото и нашли его.

В 2001—2004 годах в долине реки Черная Зима были обнаружены россыпи золота. С 2008 по 2010 год специалисты выявили, что в долине реки Черная Зима находятся 133 кг благородного металла. В те годы промышленным способом на реке был добыт 41 кг золота. Россыпь представляла собой две вытянутые струи шириной 29 метров вдоль левого и правого бортов долины.

В 2011 году была проведена геологическая разведка в ручье Золотом — правом притоке реки Черная Зима. По оценке специалистов, потенциал золотоносного слоя песков составил 45 кг золота.

Согласно официальной информации, расстояние от Тулуна до золотоносного участка составляет 190 км, из которых 100 км нужно ехать по труднопроходимым таежным дорогам на вездеходном транспорте.

Неспроста золото называют желтым дьяволом — оно погубило множество жизней.

Популярные материалы по тегам статьи:

Пьяный конфликт закончился убийством

Белые старцы пугают лесорубов

Сгорела поселковая администрация

«Боярышник»: новый процесс

Катастрофа вертолета: подробности

Обработка теплицы от белокрылки

Обманул себе в убыток

«Жигули» разорвало на части

Марафонец в гидрокостюме: ангарский пенсионер доплыл до Хабаровска

Газпром помогает детям Приангарья

История о роковых выстрелах, прозвучавших на реке Тагне, ляжет в основу книги, которую собирается издать тулунский краевед Юрий Баландин. Река Тагна, на которой произошла трагедия. То самое Ярменское озеро, на берегу которого милиционеры задержали убийцу. Дикие леса в районе Белой Зимы. По этим лесам, отбиваясь от мошки и комаров, пробиралась группа захвата. .

Подробнее читайте на ...

андрей омелинчук геологов николай милиционеры золото виктор сороко