2018-9-19 18:28 |
Приговор вынесен, адвокаты готовят апелляцию Текст: Лидия Гергесова , Фото: Сергей Игнатенко , СМ Номер один , № 37 от 20 сентября 2018 года , #Происшествия , Иркутский областной суд , #Иркутск Руслан Сабиров и Валерий Михалев 2,5 года содержатся в СИЗО.
Свою вину они не признают. Однако суд, рассмотрев все доказательства по делу, вынес обвинительный приговор.
На прошлой неделе был вынесен приговор Валерию Михалеву и Руслану Сабирову, обвиняемым в убийстве Алены и Даши Черниговых. Напомним, преступление было совершено 10 ноября 2015 года в поселке Усть-Ордынском. Подсудимые на двоих получили 47 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, также они должны выплатить пострадавшей стороне более 6 миллионов каждый. У суда не осталось никаких сомнений в том, что резонансное убийство совершили именно они. На основании всех собранных по делу доказательств их вина установлена и доказана. Однако родственники подсудимых, как и прежде, считают, что Михалев и Сабиров невиновны и настоящие преступники до сих пор на свободе. Адвокаты готовятся обжаловать решение суда.
Три часа в тишине
На оглашение приговора в Иркутский областной суд пришло много человек. Журналисты, родственники погибших и подсудимых. Руслан, увидев фото- и телекамеры, сразу отвернулся от зала и устремил свой взгляд на судью. Валерий Михалев, наоборот, не чувствовал никакого дискомфорта и во время оглашения приговора часто бросал взгляды на слушателей.
Тяжелее всего пришлось потерпевшей стороне. Алексей Чернигов, муж и отец погибших, и Виктор Сенюта, отец Алены Черниговой, весь процесс простояли ссутулившись, с опущенными головами. По мере того как судья зачитывал обстоятельства преступления, им вновь и вновь пришлось погрузиться в воспоминания о том страшном дне, когда они увидели тела погибших. Когда же перечислялись ранения, нанесенные душегубами, не смогла сдержать слез мама Алены. Все внимательно ловили каждое слово судьи, чтобы не упустить, не забыть ничего.
Зачитывание приговора продолжалось три с половиной часа. И в этом нет ничего удивительного. Суд исследовал и изучил материалы уголовного дела, которые составили более 50 томов! Приговор слушали в абсолютной тишине. Надежды родственников обвиняемых на то, что Руслан и Валерий будут оправданы, таяли с каждой минутой. Слишком многое из материалов дела указывало на их вину.
— Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, их совокупность, находит вину Михалева и Сабирова в совершении преступления установленной и доказанной. Подсудимые совершили убийство, сопряженное с разбоем. Их действия при совершении разбойного нападения были последовательны, согласованы, взаимообусловлены, — отметил Павел Рукавишников, судья Иркутского областного суда.
Признавал вину неоднократно
Как следует из приговора, обвиняемые заранее договорились о совершении преступления. Михалев предложил Руслану Сабирову совершить кражу в доме Черниговых, где, по его сведениям, должно было храниться немало денег. Парень согласился, после чего они распределили свои роли. Бывший уголовник должен был похитить деньги, а в обязанности Руслана входило следить за окружающей обстановкой.
Они заранее вооружились перчатками, некоторое время понаблюдали за домом, после чего проникли в него через незакрытую дверь. Судя по всему, они не ожидали, что в доме кто-то есть. Михалев, пройдя через прихожую, увидел Алену Чернигову, которая готовила пищу. Она стала кричать: «Кто такой? Что ты здесь делаешь?» Преступник, осознавая, что его застигли на месте совершения хищения, решил напасть на нее, применив один из ножей, которые лежали на столешнице в кухне. Он нанес несколько ножевых ранений женщине в спину. Она отбивалась, выбежала в коридор и передала Михалеву 60 тысяч рублей, которые лежали в коробке. После этого она попыталась убежать, но тот решил расправиться с ней и, догнав, начал наносить удары в разные части тела до тех пор, пока Алена не перестала подавать признаки жизни.
В это же время на крик женщины из зала выбежала дочь. Ее схватил Руслан, девочка стала кричать и сопротивляться, тогда он вооружился ножом и по примеру родственника нанес девочке множественные удары. Как позже установили эксперты, в совокупности злоумышленники нанесли свыше 80 ранений. После этого они взяли деньги и скрылись.
Из показаний Михалева следует, что он отдал 20 тысяч Руслану, а остальные деньги забрал себе. Вещи сжег в кочегарке, расположенной на окраине поселка. После этого он направился к своему другу Шевелеву распивать спиртные напитки. В судебных заседаниях рецидивист свою вину не признал и пояснил, что убийство не совершал и ранее оговорил себя и Сабирова, поскольку тогда на него оказывалось давление. Однако суд такие доводы не принял.
Согласно заключению психологической экспертизы, Михалев во время следственных действий не находился в угнетенном, шоковом состоянии, препятствующем осознанной даче показаний. Он не предъявлял жалоб, отвечал по существу. Кроме того, его показания подтверждают характер нанесения колото-резаных ран, установленных судебно-медицинской экспертизой. Он признавал свою вину неоднократно в присутствии защитника. При этом он рассказывал о таких фактах и деталях, которые могли быть известны лишь самому исполнителю убийства.
Вздрагивал от звонков и хотел уехать
Также суд принял во внимание и показания свидетелей. Так, во время следственных мероприятий мама Руслана Сабирова рассказала о том, что 10 ноября 2015 года Валерий пришел к ней домой поздно вечером. Его одежда была в крови. Тогда-то он и сказал ей, что совершил убийство. Мол, хотел совершить кражу, а получилось так, что убил мать и ребенка, которые оказались дома и увидели его. После этого он умылся и ушел, а затем и вовсе уехал на две недели из Усть-Ордынского. Периодически он ей звонил и выяснял, не спрашивали ли о нем сотрудники полиции и не нашли ли виновника двойного преступления. Согласно психологической экспертизе, мама Сабирова давала показания без какого-либо давления со стороны.
Подробные показания дала и продавец магазина, в котором бывший уголовник приобретал перчатки, а затем совершал покупки на крупные суммы. Женщина пояснила, что после 6 ноября 2015 года Михалев пришел в магазин и попросил продать хозяйственные перчатки для работы в лесу, однако имевшаяся пара была с дефектом. Тогда она предложила ему купить более теплые, ведь была зима. Он отказался и попросил именно тонкие, пусть и с браком.
После того как в поселке было совершено убийство, Михалев приходил в магазин с другом, приобретал большое количество продуктов и дорогого алкоголя. В первый раз он закупился в пределах 3 тысяч рублей, а на следующий день еще на тысячу. Продавца удивил этот факт, поскольку до этого времени он мог позволить себе лишь «Боярышник». Несколько свидетелей также отметили странное поведение Михалева. Они говорили о том, что он стал задумчивым, дерганым, вздрагивал от звонков телефона и говорил о том, что ему нужно срочно уехать.
Показания как способ защиты
Во время вынесения приговора судья остановился и на многих спорных моментах, которые сторона защиты озвучивала во время слушаний. Это касается и проведения экспертиз, и меняющихся показаний подсудимых.
— Сабиров несколько раз менял показания по поводу того, где он находился 10 ноября 2015 года. Сначала он утверждал, что весь день был дома и это может подтвердить его мама. Затем, при допросе, он пояснил, что не помнит, где был и чем занимался. Позже заявил, что утром ездил в поликлинику, после чего строил гараж у бабушки вместе с родственниками. При строительстве ему помогали сестра и мама. Такие показания суд оценил как способ защиты, — отметил судья Павел Рукавишников.
Допустимыми доказательствами суд признал и экспертизы, проведенные в ходе следственных мероприятий. Эксперты, приглашенные на слушания, подтвердили, что все исследования проводились согласно методикам. Это, в частности, касается и одорологической экспертизы, вызвавшей немало критики у стороны защиты.
— У собак, участвовавших в производстве экспертиз, не было физиологического периода, который мог препятствовать их профессиональной работе. Помещение готовилось согласно методическим рекомендациям. Образцов крови, которые содержались на ножах, было достаточно для получения выводов о наличии запаховых следов проверяемых граждан. Способ упаковки образцов не повлиял на достоверность результатов. Обнаружение запаховых следов Михалева на выпиле калитки и на ноже, а также запаховый след Сабирова на ножах, в совокупности с исследованными судом доказательствами объективно изобличают их в том, что они были на месте преступления 10 ноября 2015 года. Суд критически оценивает показания Михалева и Сабирова о том, что они не совершали убийство и разбойное нападение, и расценивает их показания как способ защиты, связанный с их желанием уйти от законной уголовной ответственности, — зачитывал Павел Рукавишников.
«Мой внук невиновен»
По мере того как стало очевидным, что приговор будет обвинительным и достаточно суровым, родственники подсудимых начали понемногу возмущаться. «Устроили спектакль. Все давно решили, зачитывали бы уж быстрее приговор», — говорили они.
Вердикт Иркутского областного суда для подсудимых действительно оказался неутешительным. Валерий Михалев получил 24 года лишения свободы. При этом первые 10 лет он должен провести в тюрьме, остальные 14 — в колонии строгого режима. Руслану Сабирову назначено наказание в виде 23 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Кроме того, они должны выплатить и компенсацию родственникам потерпевших за причиненный моральный вред — более 6 млн рублей каждый. После того как судья огласил приговор, близкие подсудимых не могли скрыть эмоций.
— Конечно, мы будем обжаловать приговор. Настоящие преступники на свободе, а невиновные люди сидят. Столько экспертиз подделывается, все подкупается, — возмутилась Валентина Зарипова, бабушка Руслана Сабирова.
Виктор Сенюта не выдержал и вступил в диалог:
— Кто кого будет подкупать? Кому это надо? Мне надо было, чтобы виновные были найдены и наказаны. И вот они сидят! Именно они сидят! Михалев ведь сам сознался — сам! Все ясно, все доказано.
— Вот и пусть сознается, а мой внук невиновен. Я клянусь здоровьем, что это не он.
Сейчас Валерий Михалев и Руслан Сабиров по-прежнему находятся в СИЗО. Адвокаты готовят апелляцию, крайний срок 23 сентября. Во вторник Валентина Зарипова была на свидании у внука. По ее словам, он не теряет надежды на то, что будет оправдан.
Материалы в тему:
Вину не признали
Громкий судебный процесс по делу об убийстве молодой женщины и её семилетней дочери в Усть-Орде завершился 13 сентября. Суд посчитал доказанной вину Валерия Михалёва и Руслана Сабирова и вынес обвинительный приговор: Михалёв проведёт за решёткой 24 года, Сабиров — 23. Родственники обвиняемых и сторона защиты не согласны с приговором. Сами подсудимые утверждают, что они невиновны. Обвинение собрало достаточное количество доказательств по делу. Основным из них стала редкая одорологическая (запаховая) экспертиза, которая подтвердила: в запёкшейся на ножах крови сохранился личный запах преступнико. . .
Подробнее о Вину не признали
Популярные материалы по тегам статьи:
Пожизненное или свобода?
Подсудимые: последнее слово
Избежали пожизненного
В Иркутске едва не сгорел 130-й квартал
За неделю до приговора
Жуткая авария в Ново-Ленино
Самый иркутский торт
Тепло в дома придет вовремя
«Жигули» разорвало на части
Ольхонская земля: родина шаманов и предсказателей
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...