Украденное детство

Украденное детство
фото показано с : 38.mvd.ru

2020-5-9 08:00

Воспоминания о Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война унесла жизни порядка 30 миллионов людей. Лишь 12 миллионов из этого числа – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито не рождёнными… Сколько погибло... Точных цифр нет. В Иркутской области проживает порядка 180 тысяч человек бывших детьми или родившимися в период Великой Отечественной войны. В их числе и Маргарита Тихоновна Казаченко, которая более 22 лет занималась кадровыми вопросами в зиминской милиции.

Маргарита Тихоновна родилась в конце октября 1940 года в Житомире. Ее отец Тихон Демьянович Григоров был военным, которого за месяц до начала войны вместе с сослуживцами отправили на летние сборы. И на момент начала наступления немецких войск мама героини Юлия Григорьевна с тремя детьми – семилетним Володей, трехлетней Людой и полуторагодовалой Ритой – осталась одна. В одну из ночей представитель воинской части, где служил отец семейства, по специальному распоряжению отправил семьи военнослужащих дальше от линии фронта, так как немцы стремительно наступали. Так началось вынужденное большое путешествие маленькой девочки.

Эшелону, конечный пункт пребывания которого – Сталинград, удалось проскочить под натиском немецкой авиации: «Наш поезд попал под бомбежку, мы были в тамбуре и первыми выскочили с поезда. Быстро добежали до леса, мама накрыла нас троих своим телом, со словами: «Если убьет, то сразу всех». Во время бомбежки были утеряны все документы.

- Маме поверили, что она работала поваром в воинской части, где служил отец, и ее приняли на работу в детский сад готовить еду детям, - вспоминает Маргарита Тихоновна. Для пропитания детей сотрудники сада собирали ягоды и грибы. И мама ходила в лес вместе с нами. Однажды нам встретился военный. Он был одет в форму наших солдат, а обувь отличалась. Говорил с акцентом. Он спросил, как пройти в какой-то населенный пункт. Мама сказала, что знает, где это, и вызвалась его проводить. Всю дорогу мама без умолку что-то ему говорила. И так она довела его до КП воинской части. Увидев русских солдат, он вытащил нож, но наши его успели обезвредить. За такой поступок маму представили к награде. Сама я этого не помню в силу возраста. Об этом мне рассказал брат. Мы с ним до сих пор часто вспоминаем детство.

Почти год девочка со старшими братом, сестрой и мамой прожила в городе, который через некоторое время фашисты практически стерли с лица Земли, но не завоевали. Когда враг почти оккупировал Сталинград, семью вновь эвакуировали. На баржах, раненных и матерей с детьми через Волгу переправили в Сызрань.

- Из всех шести барж осталась целой только одна, на которой были мы, - вытирая слезы, продолжает Маргарита Казаченко.  В Сызрани мы прожили года полтора. Мама работала в госпитале. И мы были при ней. Брат Володя колол дрова, носил воду, все делал по хозяйственной части. Сестра, ей было лет 7 тогда, стирала бинты, гладила. Но мы все – дети военнослужащих, привезенные туда, участвовали в самодеятельности госпиталя.

Весной 44-го семья прибыла в Зиму. Маму приняли работать на продовольственный склад, который обеспечивал провиантом эшелоны, шедшие и на восток, и на запад. Здесь солдат кормили, обеспечивали пропитанием на определенный отрезок пути.

-Я, видимо, настолько наслушалась бомбежек, что, когда пошла в первый класс лесозаводской школы, во время урока, услышав гул грузового самолета, долго пряталась под партой.

Отец вернулся в январе 1946года. Во время войны он два раза попал в плен. Первый раз в 1941-м, откуда в декабре того же года ему удалось бежать. После удачного побега он не попал в свою часть, так как весь ее состав разрозненными группами попал в плен. Второй плен – в 1944 году и до конца войны.

Репрессий, которые касались семей военнослужащих, попавших в плен, семье удалось избежать. Маргарита окончила институт и более двадцати двух лет проработала специалистом отдела кадров в милиции города Зимы.

Сейчас она возглавляет саянскую местную общественную организацию «Дети войны». Не поддается возрасту Маргарита Тихоновна Казаченко, на жизнь смотрит с оптимизмом, а ее энергии и задору можно только позавидовать.

МО МВД России «Зиминский»

Подробнее читайте на ...

войны маргарита мама плен части попал время дети