2019-10-24 19:55 |
Одна из версий авиапроисшествия на Байкале — ликвидация независимого правительства Восточного Туркестана Текст: Андрей Коршунов , СМ Номер один , № 42 от 24 октября 2019 года , #Общество Руины города Гаочан, построенного в I веке до н.
э. , — одна из первых цивилизаций на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района.
В официальном заключении комиссии, которая расследовала авиационное происшествие, отмечено, что упавший самолет и все его системы были исправны. Борт был новый. Всего два месяца прошло с его выпуска заводом «Знамя труда» в Москве. Общий налет воздушного судна составлял 92 часа. Причина аварии установлена не была.
Государство в центре Азии
Восточный Туркестан зажат между Тянь-Шаньской, Гималайской и Алтайской горными системами. Он находится в центре Азии на стыке китайской, мусульманской, индийской и русской культур. Большая часть его территории занята пустынями Гоби и Такла-Макан.
Эта земля исторически заселена уйгурами. Исследователи исчисляют возраст уйгурской государственности тысячелетиями.
В течение веков на территории Восточного Туркестана были созданы уникальные цивилизации. В том числе гаочанская культура в I веке до нашей эры, которая стала одним из главных очагов распространения буддизма в древнем мире, и Уйгурский каганат — одно из первых тюркских государств, которое ведет свою историю с IV века н. э.
Другие названия этих мест — Шестиградие, Семиградие, Малая Бухара, Уйгурия, Яркенд, Кашгария, Джунгария. Все эти топонимы связаны с названиями могущественных государств средневековой Азии, которые существовали на этих землях.
Территории Восточного Туркестана становились важной частью мировых империй — монгольской, тюркской, маньчжурской, китайской. Три основных направления Великого шелкового пути широко разветвлялись в западной его части, но практически сливались в узком проходе между горами и пустынями на территории Восточного Туркестана.
Это выгодное экономическое положение обеспечивало развитие богатейшей культуры. Здесь были созданы шедевры средневековой архитектуры и литературы.
Со второй половины XIX века в Восточном Туркестане стало заметно присутствие России. Борьба за влияние в Средней Азии между Российской и Британской империями, которая с легкой руки автора детских рассказов Киплинга получила название Большой игры, обусловила присутствие в регионе крупного российского воинского контингента.
Также активно исследовали территорию Восточного Туркестана русские географы. В том числе Обручев, Рерих, Грумм-Гржимайло, Пржевальский.
После революции 1917 года количество русских в Восточном Туркестане резко увеличилось и превысило 100 тысяч человек. В основном это были эмигрировавшие участники белого движения. Советский Союз тоже не оставлял регион без внимания, экспортируя коммунистические идеи и укрепляя свое военное и экономическое влияние.
В конце 1930-х — начале 1940-х годов, несмотря на формальную зависимость от китайского правительства, Восточный Туркестан имел собственную валюту, стабильность которой обеспечивал Государственный банк СССР.
Многие официальные лица Восточного Туркестана на фотографиях того времени изображены в форме, схожей с экипировкой Красной армии. Один из самых известных руководителей Восточного Туркестана этого периода губернатор Шен Шицай являлся членом ВКП(б) и имел партбилет. Хотя номинально он все же считался представителем китайского правительства в регионе.
Советский Союз активно участвовал и в добыче полезных ископаемых. В частности, предприятия треста № 5 Министерства цветной металлургии СССР добывали в Восточном Туркестане урановую руду, которую на баржах сплавляли вниз по Иртышу и обогащали уже на советских фабриках.
Также СССР продавал уйгурам оружие и обучал военные отряды.
Активно обсуждалось вхождение Восточного Туркестана в состав СССР в качестве 17-й союзной республики (в тот период в составе страны уже была 16-я, Карело-Финская, республика). Но идея не была поддержана высшим руководством Советского Союза.
В 1944 году при активном содействии СССР было создано первое в современной истории независимое уйгурское государство — Восточно- Туркестанская республика.
View the full image
Жители деревни Елани рядом с останками самолета Ил-12 на горе Кабаньей. 1984 год (фото опубликовано бурятским краеведом Батожабом Раднаевым).
View the full image
Глава правительства ВТР Ахметджан Касими с семьей 22 августа 1949 года — за два дня до вылета на заседание Народного политического консультативного совета Китая и за три для до своей гибели.
View the full image
Руководство Восточно-Туркестанской республики, 1945 год.
View the full image
Глава правительства ВТР Ахметджан Касими в Нанкине 24 ноября 1946 года.
View the full image
Сайфуддин Азизов - представитель республики в правительстве Синьцзяна
Как решается судьба страны
Несмотря на древнюю историю, новое государство не смогло закрепиться на политической арене. В первые годы после окончания Второй мировой войны карта активно перекраивалась во всех уголках земли.
Многие колониальные страны получили независимость, а некоторые государства, наоборот, присоединились к более сильным соседям. Влияние могущественных держав определило и развитие Восточного Туркестана.
В 1949 году в Китае стала подходить к концу Гражданская война, которая длилась более двух десятилетий. К лету 1949 года основные части гоминьдановской армии капитулировали и в Китае были созданы основные предпосылки к провозглашению Китайской Народной Республики и началу восстановительных процессов в стране.
Пришедшие к власти коммунисты не признали независимость Восточного Туркестана. Было решено, что окончательный статус региона будет определен в рамках заседания Народного политического консультативного совета Китая.
Самолет Ил-12, предоставленный Аэрофлотом, с руководством Восточного Туркестана на борту вылетел из столицы государства Урумчи 24 августа 1949 года. Он должен был пролететь через Алма-Ату, Красноярск, Иркутск и Читу и доставить делегацию в Пекин.
Председатель правительства республики Ахметджан Касими и его окружение были сторонниками независимости Восточного Туркестана. Исследователи истории уйгуров предполагают, что у Касими были весомые аргументы в защиту своей позиции. Эти аргументы он и собирался предъявить на заседании совета.
Более долгий окружной маршрут через территорию СССР должен был обеспечить безопасность участников делегации, поскольку в некоторых районах Китая еще продолжали оказывать сопротивление отдельные военные формирования Гоминьдана.
По другой версии, во время остановок в Алма-Ате, Красноярске или Иркутске Касими мог иметь встречи и консультации с советскими товарищами, чтобы выработать совместную позицию.
Были или не были встречи, имели ли они результат — история умалчивает. Но самолет с восточно-туркестанской делегацией на борту даже при беспрецедентных мерах безопасности не долетел до цели и разбился в районе Байкала при загадочных обстоятельствах.
Иркутские диспетчеры были последними, кто выходил на связь с бортом. Сайт www. airdisaster. ru («Авиационные происшествия») так описывает последний сеанс связи: «В 04. 45 самолет пролетел Иркутск… В 05. 12 с борта вызвали а/п Иркутск без сообщения о срочности или бедствии, но так как в это время была связь с другим самолетом, экипажу было предложено подождать со связью одну минуту. В последующем, с 05. 15, на вызовы экипаж не отвечал и связи с другими аэропортами не имел».
На посту главы правительства Восточного Туркестана Ахметджана Касини сменил Сайфутдин Азизи (Азизов), который был более лоялен к идее объединения с Китаем. Через неделю после катастрофы он вылетел тем же маршрутом в Пекин, принял участие в заседании Народного политического консультативного совета Китая и согласился с предложениями об утрате Восточным Туркестаном независимости и включении его в состав Китая на правах автономного района.
Позже, в декабре 1949 года, Азизи в составе делегации во главе с Мао Цзэдуном отправится в Москву для подписания всеобъемлющего советско-китайского Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи.
В своих воспоминаниях Азизи приводит свидетельства о гибели самолета Ил-12, которые противоречат официальной информации. По словам Азизи, на своем пути в Пекин он сделал остановку в Иркутске, где ему рассказали, что злополучный борт провел в Иркутске три дня в ожидании летной погоды над Байкалом. Чем в это время занимались и с кем встречались погибшие члены делегации, Азизи неизвестно.
Существуют конспирологические версии, в соответствии с которыми Касими и его окружение не вылетали из Иркутска, а были здесь арестованы. А их гибель в авиакатастрофе на горе Кабаньей была инсценирована.
Большая политика
Так или иначе, но факты заключаются в том, что Восточный Туркестан был одним из последних мест, где до последнего сохранялась власть Гоминьдана и Чан Кайши, которому активно помогали США и их союзники. В СССР не без оснований опасались, что в случае сохранения государства Восточный Туркестан на его территории смогут закрепиться остатки проамериканского гоминьдановского режима. К этому были весомые предпосылки, поскольку некоторые крупные воинские соединения, подчиненные правительству во главе с Чан Кайши, выдавливаемые народно-освободительной армией Китая с основной территории Китая, отступали и закреплялись в Восточном Туркестане. Там же находилась значительная и влиятельная диаспора белоэмигрантов, оппозиционная Советскому Союзу.
Поэтому, несмотря на существенные экономические потери, связанные с утратой контроля над природными ресурсами этого региона, СССР не настаивал на его независимости и способствовал включению Восточного Туркестана в состав КНР в качестве Синьцзян-Уйгурского автономного района.
1 октября 1949 года в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Уже на следующий день Советский Союз первым признал новое государство.
В течение последующих трех недель части народно-освободительной армии Китая были оперативно советскими самолетами переброшены через Гоби на территорию Восточного Туркестана и 20 октября вошли в столицу региона Урумчи. Восточный Туркестан был официально включен в состав КНР.
После этого остатки проамериканского гоминьдановского правительства Китая остались только на Тайване, что было гораздо более приемлемо для СССР. Таким образом, посредством жертвы «фигуры» Советский Союз вы-
играл стратегическое преимущество, отодвинув форпост западного капиталистического лагеря из центра Азии и от своих южных границ на восточную периферию Китая. Одним из ходов в этой глобальной «шахматной» партии, возможно, была авиакатастрофа на Байкале.
Мао Цзэдун во время визита в Москву. Торжества по случаю 70-летия Сталина 21 декабря 1949 года.
Популярные материалы по тегам статьи:
Истощенного льва забирали с полицией
Город, давший имя вождю
Как иркутяне учили китайцев летать
В армию отправились парашютисты-водители
Птичья тушка как снаряд
Толща воды и золото Колчака
4400 часов жизни под водой
Технологии «умного строительства» для восстановления Тулуна
Нарушения у границы
Ароматы выпечки накрыли город
Самолет Ил-12 с бортовым номером СССР-Л1844 на заводе «Знамя труда» в Москве перед выпуском (второй спереди). Через несколько месяцев, 25 августа 1949 года, это воздушное судно потерпит крушение на склоне горы Кабаньей вблизи юго-восточного побережья Байкала. Исхакбек Монуев — министр обороны ВТР, погибший в авиакатастрофе в 1949 году. Синьцзян-Уйгурский автономный район в составе Китая. Награды Восточно-Туркестанской республики. .
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...