2017-9-6 15:48 |
View the full image Как отметил настоятель дацана, в настоящее время вся необходимая социальная инфраструктура буддийского комплекса близка к совершенству.
Благодаря этому ламы могут ежедневно проводить все службы, вести приемы, оказывать людям помощь в решении личных проблем, давать прогнозы на будущее. Сегодня в дацане не иссякает поток прихожан и посетителей.
View the full image
View the full image
Усть-ордынский дацан «Тубдэн Даржелин» — самый большой буддийский храм в округе. В нем ведут прием семь священнослужителей и один послушник.
View the full image
View the full image
Зоригто Батуев, шэрээтэ-лама, служит в дацане 2,5 года. На момент его назначения храм был в долгах, сегодня же он успешно развивается.
View the full image
Григорий Обогоев хорошо помнит время, когда алужинцы посещали Муринский дацан. По его словам, это был самый красивый буддийский храм в Усть-Ордынском округе.
View the full image
View the full image
Возродить дацан в Булусе не удалось. Сохранился только один почерневший заброшенный дом без окон и дверей, в котором должны были жить ламы. От главного здания остались лишь фундамент и груды досок.
View the full image
View the full image
View the full image
View the full image
СМ Номер один, Газеты, № 35 от 7 сентября 2017 года
Буддийский храм посещают представители всех религий: мусульмане, православные, буддисты и шаманы
В Усть-Ордынском округе очень тесно переплетены между собой две традиционные бурятские религии — шаманизм и буддизм. Многие продолжают поклоняться своим предкам, соблюдая традиции шаманизма, но одновременно прибегают к помощи лам. Получают от них советы, прогнозы на будущее. Поэтому, наверное, неслучайно по пути в поселок Усть-Ордынский сначала можно посетить барисан, место поклонения духам, а затем побывать и в главном буддийском дацане. История этого храма также довольно интересна и не лишена некоторой мистики. Прежде чем осесть в центре округа, дацан совершил путешествие по его окрестностям. Изначально он был возведен в Алужино, затем перекочевал в Булусу. Однако там священный дом не пришелся ко двору и, просуществовав несколько лет, переместился в Усть-Ордынский. Именно в этом месте он переживает свой второй расцвет.
Дацан с латунными оленями
Справедливости ради нужно отметить, что первый дацан на иркутской земле появился в Аларском районе. Два года назад широко отмечалось его 200-летие. Почти век он существовал в единственном числе, и только в начале XX века буддизм стал распространяться по всем районам Усть-Ордынского округа. Друг за другом появились бильчирский, унгинский, кырминский, алужинский и многие другие храмы. Однако просуществовали они совсем недолго, и в 30-е годы, во времена репрессий и гонений, здания были разрушены, а ламы отправлены в ссылки.
Сегодня осталось совсем мало людей, которые еще застали те страшные годы. Из их числа Григорий Обогоев, старожил села Алужино. Он родился в далеком 1929 году, и у него остались детские воспоминания о муринском храме. Именно так в те годы и величался Алужинский дацан.
Согласно архивным данным, возвели священное строение братья Михайловы, зажиточные жители Алужино. Они же являлись главными меценатами храма. По словам Григория Павловича, это был очень большой, красивый двухэтажный дом. Снаружи он был обит коричневым металлом, который на солнце сверкал и переливался яркими красками. Сверху на нем были олени из латуни. Рядом с главным зданием находились несколько домиков для лам, баня и крольчатник.
— Ламы разводили кроликов и давали их местным жителям в качестве еды. Примечательно, что животные жили у них в основном на воле, рыли везде норы, прыгали с места на место, но никто из них не убегал с территории дацана. Кроме травы ламы их подкармливали пшеницей. Правда, я до сих пор не знаю, откуда они брали для них зерно, да и сами чем питались. Нам, детворе, до этого дела не было. У местных ламы ничего не брали, зато наши жители постоянно к ним ходили за помощью. Вроде бы и придерживались шаманской веры, но и дацан посещали. Мы, ребятишки, каждый день туда бегали. Нам было интересно, чем они занимаются, как живут, и хотелось на кроликов посмотреть.
Красный чай от простуды
Все ламы, вспоминает Обогоев, занимались лечением. Как только начинала зеленеть трава, они отправлялись в горы за растениями. Затем собранные травы заваривали и давали снадобье больным. В то время врачей в деревнях не было и ламы были главными лекарями. Они ходили по домам к тем, кто сам не мог к ним прийти по состоянию здоровья. Поэтому священнослужители пользовались почетом и уважением.
— Я помню только красный чай, который помогал при простуде. Было у них много и других разнотравий и снадобий. Все село к ним ходило за помощью. И так было до 1937-го. Затем начались репрессии. Ламы уехали на восток и оставили только самого старого священнослужителя присматривать за дацаном и помогать людям. Настоятель ему сказал: «Что с тебя возьмут? Отдашь дацан и приедешь в Тибет». Туда они все и направились. А дацан еще несколько лет простоял, до конца войны. Правда, в 40-е годы он уже был под замком. Никто туда не ходил. Затем его разобрали и увезли, насколько я знаю, в Усть-Орду. Там из него построили пищекомбинат.
Все атрибуты, статуи, принадлежности лам были отправлены на переплавку, а на месте Муринского дацана развернулись сельскохозяйственные баталии. Неподалеку от места, где находился храм, построили коровники. Сначала деревянные, а когда они сгнили, заменили их на бетонные. В советские годы в них содержалось порядка 500 дойных коров, а всего количество крупного рогатого скота достигало 2000.
В 70—80-х годах в том месте, где стояло главное здание, вырыли силосную яму. Только по ней теперь местные жители определяют бывшее местонахождение Муринского дацана. Сегодня оно заросло травой и уже ничем не привлекает внимания. Однако в Усть-Ордынском дацане, ставшем преемником Муринского, планируют восстановить справедливость и установить на этом месте буддийскую ступу — в память о разрушенном храме. Она станет также местом для поклонения и почитания.
Место оберегают духи
О Муринском дацане забыли на долгие десятилетия, только в начале 90-х о нем вспомнили и попытались возродить. На прежнем месте это сделать уже было невозможно, поэтому было решено возводить его в нескольких километрах от Усть-Ордынского, близ села Булуса. Администрация Эхирит-Булагатского района идею поддержала. Под новый буддийский комплекс отвели большую территорию. Планировалось, что на ней появятся главный храм, большой центр тибетской медицины, гостиница для приезжих, а также помещения для проживания лам. Предполагалось, что здесь будут работать сразу 50 лам самого разного уровня.
В 1991 году стройка началась, и спустя всего год были построены главный храм и домик для ламы. Однако на этом все и закончилось. Будущее этого храма под большим вопросом. Пару лет он простоял бесхозным. Там не было даже сторожа, поэтому храм стал приманкой для предприимчивых людей. С него сняли крышу, срезали провода линий электропередачи. Постепенно растащили все, что можно было расстащить. Единственными обитателями заброшенного здания стали бомжи.
Почему буддийский храм так и не получил развития в Булусе, до сих пор неясно. В Усть-Ордынском дацане придерживаются версии о том, что не хватило финансирования и твердой руки. Как говорят, кадры решают все. А в те годы даже в самой Бурятии не хватало лам. Кроме того, буддизм хоть и существовал на этой земле, но не успел достаточно развиться. Прибайкальские буряты традиционно исповедовали шаманскую веру и не воспринимали другую религию. Сторонникам же буддизма было нелегко добраться до Булусинского дацана, а без пожертвований храм, как и любой другой общественный объект, не мог выжить.
Впрочем, у местных жителей было на этот счет другое мнение. Они считали, что место для строительства буддийского комплекса изначально было выбрано неверно. Оно испокон веков считалось шаманским, и люди, проезжая мимо него, всегда останавливались, брызгали водкой или тарасуном, сыпали щепотку табака. Булусинцы это место называют «барся». Известен им и еще один факт, который говорит не в пользу дацана.
— Когда его начали строить, недалеко от места его расположения стали биться машины. А после того как лама посетил шаманское место, он умер через 40 дней. С другим ламой, который был после него, тоже что-то случилось. Так что, судя по всему, именно духи не дали дацану здесь укрепиться, — комментирует один из жителей Булусы.
Одно время говорили даже о том, что из-за находившегося здесь дацана у людей начал гибнуть скот. Также ходили слухи и о том, что когда-то на том месте находилось старинное кладбище, однако сейчас подтвердить это никто не может. Вот так и получилось, что все версии свелись к тому, что создание на булусинской земле буддийского святилища изначально было обречено на провал.
В настоящее время на ровной солнечной местности остался только один заброшенный, почерневший от времени дом, который видно прямо с дороги. Он без окон, крыши и дверей. Рядом с ним груды досок и хлама. Говорят, что здесь теперь тренируют лошадей. Однако эта территория по-прежнему принадлежит Усть-Ордынскому дацану, и в будущем ламы собираются приспособить участок земли под сельскохозяйственные нужды.
«Не принуждаем менять веру»
Сегодня Усть-Ордынский дацан нашел свое пристанище в райцентре, и этот выбор оказался верным. Здесь не иссякает поток прихожан и посетителей. Благодаря населению округа, иркутянам, администрации района и поселка он вновь приобретает аутентичные черты буддийского храма. В главном здании, Согчен-дугане, отделка из китайского шелка, на стенах древние танки с молитвами, драгоценности, сандаловое дерево. Статуи святых заказывали в Тибете, в монастыре «Кум-Бум». Появилось у него и свое название: «Тубдэн Даржелин», что в переводе с тибетского означает «земля возрождения учения Будды».
— Действительно, наш дацан призван возрождать это драгоценное учение, так как является преемником существовавшего в начале XX века Муринского дацана. Мы полны надежд, что сумеем возродить учение Будды в его изначальной чистоте и безупречности, — отметил Зоригто Батуев, шэрээте-лама Усть-Ордынского дацана.
Кроме центрального храма здесь имеется алтарная комната с солидным набором божеств и статуй, дома для лам и многое другое. В настоящее время здесь служат семь священнослужителей и один послушник. Все они приехали в Усть-Орду из Бурятии. По словам Зоригто Батуева, в дацане всегда много прихожан. Люди приходят по личным вопросам, заказывают ритуалы, получают советы, прогнозы, моральную поддержку и психологическую помощь.
— Я работаю здесь 2,5 года и могу с уверенностью сказать о том, что количество прихожан нашего дацана заметно растет. У людей есть интерес, они получают пользу, поэтому приходят к нам снова и снова. Приезжают не только жители округа, но и иркутяне. Мы принимаем всех, независимо от их вероисповедания. У нас нет разграничений, и нам неважно, кто к нам пришел: христианин, мусульманин, шаманист. Важно, что человек просит о помощи, и мы ее оказываем. Также мы не принуждаем людей становиться буддистами и оставлять свою веру. Каждый человек вправе выбрать себе религию. Единственное, я всегда говорю: « Уважая своих родителей, старайтесь изучить и понять традиционную веру своих предков. Если она не подошла сердцу, душе, то в вашей воле поменять ее». Я знаю много примеров того, как люди оставляли шаманизм, христианство, приходили в буддизм и наоборот.
Требуется лекарь
Особенно много посетителей бывает в самый, пожалуй, главный праздник, Сагаалган. Во время Белого месяца храм посещает около 5 тысяч человек. Летом здесь наблюдают и поток туристов. Правда, пока их не так много, но в дацане предполагают, что в будущем их станет больше. Все высокопоставленные гости, которые приезжают в поселок, также не обходят визитную карточку Усть-Ордынского. Примечательно, что сначала они, как правило, заезжают на барисан, расположенный вблизи населенного пункта, а затем едут в буддийский храм. И в этом тоже прослеживается сплетение двух вер.
Как уверенно говорит Зоригто Батуев, в настоящий момент вся необходимая инфраструктура буддийского комплекса близка к совершенству. И тем не менее есть над чем работать. Сейчас, к примеру, здесь планируют обустроить дорожку вокруг территории, чтобы людям было удобно совершать обряд гороо — традиционный обход вокруг дацана. Предполагается, что дорожка будет вымощена плиткой. Ее ширина составит полтора метра, чтобы по ней могли спокойно проходить два человека. Для этих целей необходимы средства, а значит, нужно привлекать спонсоров. Кроме того, необходимо утеплять и главный храм. В лютые морозы он промерзает.
— Мы его лишь по мелочи всегда ремонтировали: заменили двери, замуровали окна с северной стороны, утеплили потолок. Сейчас нам нужен капитальный ремонт. Также необходимо увеличить алтарь, отремонтировать полы и крышу. Не хватает нам и дома для лампад — Зулын гэр. Этого требует пожарная безопасность, — рассказывает о своих насущных делах настоятель.
Однако сейчас первостепенная задача дацана заключается в том, чтобы подготовить помещения для специалиста по тибетской медицине.
— Читая архивные документы, я обратил внимание на то, что раньше в каждом дацане служил лекарь. В основном именно он и лечил людей. Благодаря его квалифицированной помощи дацан приобретал доверие и уважение среди населения. У нас также есть вакансия для такого специалиста, но пока нет человека. Мы над этим работаем, подготавливаем условия для его проживания и работы.
Сегодня Усть-Ордынский дацан активно поддерживает областные и окружные культурные национальные конкурсы, проекты, праздники. Без их участия не обходятся конкурсы по борьбе, hээр шаалган (разбивание хребтовой кости), стрельбе из лука, турнирам по бурятским шахматам.
Также дацан организует поездки детей из округа на конкурс по бурятскому языку, который каждый месяц проходит в Иволгинском дацане. В середине сентября настоятель «Тубдэн Даржелин» курировал перевозку овец в деревню Муромцовку Эхирит-Булагатского района. Это уже четвертая партия 100 голов бурятской мясной породы — буубэй, подаренных Усть-Ордынскому округу в рамках проекта буддистов России «Социальная отара».
Фото Сергея Игнатенко
Лидия Гергесова
Метки: Буддийская традиционная Сангха России, Культура, Эхирит-Булагатский район
Другие материалы:
Станция Зима: в гостях у поэта Евгения Евтушенко
Фестиваль-конкурс для творческих детей пройдет в Белореченском
Театр «озолотили»
Что прячут иркутяне
К школе готовы
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...