2017-6-7 18:54 |
View the full image Котельная в Вихоревке уже давно проблемный объект, который переходит из рук в руки.
View the full image
Внутри котельной идет ремонт, она сильно захламлена.
View the full image
Центр управления котельной — самое чистое место.
View the full image
Бригада депутатов Законодательного собрания выслушала все стороны.
View the full image
Многие считают, что проблема Вихоревки была в ее мэре, которого снял губернатор Левченко.
СМ Номер один, Газеты, № 22 от 8 июня 2017 года
Власти ломают головы, как подготовить город к следующему отопительному сезону, который начнется уже скоро
«Раздрай в головах, правая рука не знает, что делает левая» — так спикер Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка охарактеризовал ситуацию в Вихоревке. Этот маленький городок районного подчинения стал печально знаменит прошедшей зимой: в результате отказа котлов в котельной «Водогрейная» город чуть не замерз. Котлы ломались, тепло не подавалось — и так много раз за одну зиму.
С тех пор ситуация в котельной ничуть не исправилась. Более того, в городе и вокруг него накаляются страсти: то мэра снимут, то спикер местной городской думы голодовку объявит. А как только закончились проблемы с теплом — в силу того, что попросту наступило лето — нагрянули пожары: 25 мая в Вихоревке выгорело несколько садоводств, погибла дачница.
Вихоревка стала болевой точкой Иркутской области настолько, что на прошлой неделе десять депутатов Законодательного собрания во главе со спикером, а также в присутствии первого заместителя губернатора Владимира Дорофеева и представителей профильных министерств отправились инспектировать состояние дел в городе.
Город одного вокзала
Лучшее в Вихоревке, без преувеличения гордость города — железнодорожный вокзал. Самый обычный, в два этажа, типовой, новый, с благоустроенной привокзальной площадью. Восемь лет назад его торжественно открыли на радость транзитникам. Взрослые горожане первым делом спрашивают: «А вы наш вокзал видели?» Местные старушки воспевают его в стихах: «А место лучшее — ж/д вокзал!» Что же это за город, лучшее место которого вокзал? Город, который хочется поскорее покинуть?
Город с весьма трудным прошлым и тяжелым настоящим — вот что такое Вихоревка. В XVII веке на речке Геа тунгусами был убит казак Вихор Савин, имевший задание уломать и подчинить местных князьков русскому императору. Именем убитого переназвали речку, а спустя сотни лет нарекли и железнодорожную станцию, которая появилась в 1947-м усилиями пленных японцев и других заключенных Тайшетлага. Заключенных высадили на покосах колхоза «Веселое поле», в долине речки Вихоревой. Они-то и основали лагерный пункт № 7, давший начало городку, увы, невеселому.
В 1949-м Тайшетлаг переименовали в Озерлаг, заключенные которого строили БАМ, заготовляли и перерабатывали лес. В конце пятидесятых, после того как Озерлаг ликвидировали, нагрянули комсомольцы — началась официальная история города Вихоревки, намертво, впрочем, привязанного к той же самой станции, что и лагерный пункт № 7. Большинство заключенных было отпущено, реабилитировано. Кто мог, тот уехал на родину. В Вихоревке остались проживать те обитатели лагерного пункта, которым некуда было возвращаться. Например, русские харбинцы, по большей части железнодорожники и члены их семей, которые попали в лагеря после Великой Отечественной войны усилиями НКВД прямиком из Маньчжурии, где обслуживали КВЖД. Город политзаключенных — недаром же до сих пор так называют Вихоревку.
Под боком воздвигались Братская ГЭС и крупный город вокруг нее. Рабочий поселок тоже рос, кругом шла стройка. В 1966 году Вихоревка получила статус города. В 60—70-е здесь работали два крупных предприятия — локомотивное депо и лесозаготовительный комбинат. К девяностым население городка составляло 22 тысячи человек.
После перестройки, когда советские ценности рухнули, возвели в Вихоревке церковь во имя Николая Чудотворца — церкви никогда в этих краях не было, а многие сидевшие в Озерлаге попали туда как раз «за веру». Строили всем миром, старики и старушки усердно вносили свою трудовую лепту. В 2010 году открыли мемориал жертвам Озерлага, почтили память погибших. А в 2015-м железная дорога поставила мемориал Вихору Савину, убиенному на реке Гея «при исполнении государева наказа».
Город насущных вопросов: дороги, пожары, коровы
Сегодня железная дорога по-прежнему главное предприятие города. Однако отношения города и дороги несколько иные — капиталистические. Дорога сворачивает свой «соцкультбыт», избавляясь от спортивных сооружений, детсадов, парков. В Вихоревке выставлен на продажу даже центральный парк культуры и отдыха. Он был обустроен в 1966 году на участке, принадлежавшем железной дороге. Ухаживали за парком работники Дома культуры. После того как ООО «РЖД» объявило о намерении избавиться от этого актива, мэрия просила отдать парк безвозмездно — в бюджете нет денег на такую покупку. Но переговоры не увенчались успехом. Второй год перед парком красуется баннер о продаже. Желающих нет, так как, по расчетам администрации городка, экономического выхлопа от парка и быть не может — даже если обнести его забором, поставить карусели и сделать вход платным.
— Закрываются и спортивные объекты по всей железной дороге. Ставят на консервацию стадион «Локомотив» и спортзал, который соорудили из бывшей котельной, — рассказывает директор спорткомплекса Людмила Рязанова. А вместо этого, говорит она, открываются пивнушки, прямо напротив спортзалов.
У каждого города есть свои внешние особенности. Они видны невооруженным глазом и в Вихоревке. Это город «кишками наружу» — инженерные сети с некоторого времени прокладывают снаружи, в землю не закапывают. И это не из-за вечной мерзлоты, как, например, в Якутске. Здесь уродливые трубы красуются на поверхности из экономии — так, объясняет исполняющий обязанности главы города Сергей Касьянов, чинить коммуникации легче, дешевле. Вкупе с тем, что город обезображен ямами и земляными валами, что он весь перерыт, эти трубы создают ощущение унылое.
Здесь среди пятиэтажек бродят коровы. Маленькое стадо может перегородить проезжую часть. Жители, у которых коров нет, этим возмущены, коровьи лепешки на улицах раздражают. Те, у кого коровы есть, не видят в этом ничего предосудительного. «Наши жители привыкли, что корова — животное, которое гуляет само по себе. Программа по вакцинации и биркованию дает не тот результат, который ожидался. Будем штрафовать, других вариантов нет», — разводит руками Касьянов.
В городе проблемы с водозабором. Жители жалуются на то, что холодная вода, которую подают в городе, питьевой не является. В 2014 году Роспотребнадзор судился с администрацией города, требуя сооружения очистных, и выиграл суд.
— Но денег не нашлось. У наших не нашлось даже каких-то копеек, чтобы вступить в программу «Чистая вода». Вместо этого за 2 млн поставили скейт-площадку. Мы пьем воду из реки. О качестве этой воды говорить не приходится.
Жители города сомневаются в его руководителях, в способности государственных служб решать самые насущные задачи. К примеру, кто ответит за то, что в мае пожары сожрали в одночасье 300 дач и одну человеческую жизнь? Дачники возмущаются тем, что пожарные плохо сработали, приехали без воды, да и вообще ехать якобы не хотели:
— Они нам ответили: «Мы на пал травы не выезжаем».
Председатель СНТ «Черная смородина» Леонид Дудин рассказывает, что их садоводство могло бы потушить возгорание своими силами:
— Но эмчеэсники решили электричество отключить. У нас есть бочки с запасами воды, но насосы не работали. Кто дал приказ отрезать нас от электричества? Почему пожарные, которые приехали только через сорок минут, были без воды?
Кто будет чинить дороги, разбитые большегрузами? Когда отремонтируют флюорограф — в Вихоревке много больных туберкулезом? Зачем спилили городские тополя? И так далее. У горожан масса вопросов, на которые они хотели бы получить ответы.
Город политических интриг: котельная и мэр
Впрочем, на всю страну Вихоревка стала известна не «кишками наружу» и не коровами, и даже не пожарами, о которых за пределами Вихоревки уже начали забывать, а котельной, которая подает воду в 170 благоустроенных вихоревских домов. От «Водогрейной» зависит теплоснабжение 40% здешнего жилья. Между тем котельная давно находится в плачевном состоянии. И то, что случилось минувшей зимой, — это результат многолетнего бездействия властей. Все началось 22 ноября, когда встал один из котлов, а на улице было минус тридцать. За один отопительный сезон котельная давала сбои семь раз. Был введен режим ЧС по всей Вихоревке. Для ремонта тепловых сетей в город направили аварийно-восстановительные бригады из областного центра. По следам событий были уволены должностные лица как в областном правительстве, так и в самой Вихоревке — она лишилась в том числе и мэра. Геннадия Пуляева сняли с должности.
С тех самых пор страсти вокруг котельной ничуть не успокоились. Наоборот, они развернулись во всей красе и переросли из проблемы одной котельной в проблему целого города — стал очевиден кризис власти, обозначились протестные настроения. Горожане разделились на два политических лагеря — тех, кому снятие Пуляева с должности мнится решением проблемы, и тех, кто считает это несправедливым.
— С тем, что досталось Пуляеву, уже невозможно было работать! — говорят бывшие работники котельной.
Противники мэра красноречиво выстроились в большом зале Дома культуры, где происходила встреча жителей Вихоревки с депутатами Законодательного собрания Иркутской области. Пикетчики держали плакаты, выражающие благодарность губернатору Левченко за снятие мэра с должности. Самым рьяным противником Геннадия Пуляева показала себя бывший председатель городской думы Анжелика Назимова, которая в апреле, требуя наказать его как «олицетворение коммунального беспредела», устроила голодовку в служебном кабинете.
Геннадий Пуляев между тем обжалует свою отставку в судах. Он дошел до Верховного суда и подал жалобу на решение Иркутского областного суда, отказавшегося восстановить отрешенного главу в должности.
Греют воду с риском для жизни
Пока в Вихоревке полыхают политические страсти, в злополучной котельной идет ремонт. Экскурсия по котельной — не для слабонервных. Отчасти она похожа на замусоренный склад, отчасти на завод царских времен. К действительности возвращает желтая лента, протянутая в опасных местах, — мол, не подходи, убьет.
— Почему бардак в котельной? Это нормально, у нас капремонт, а площадей лишних нет, — объясняет кто-то из организации, управляющей котельной. Это ООО «Тепловые сети», которые выиграли конкурс на ее обслуживание.
Экскурсия по котельной произвела большое впечатление на депутатов. Особенно на почетного энергетика депутата Сергея Бабкина. Он некогда поднимал Ново-Зиминскую ТЭЦ, которая в 1986 году находилась в похожем состоянии.
— Более плохой котельной я не видел! В захламленном состоянии котельная! Никакой, даже самой элементарной, техники безопасности! — возмущался почетный энергетик, выступая позже перед жителями Вихоревки.
На Сергея Брилку большое впечатление произвели женщины, работницы котельной. Они, чумазые после смены, пришли на встречу с депутатами, чтобы высказать негодование последней степени:
— Зарплату задерживают на 1,5—2 месяца, добавок за вредность нет, премий нет, даже молоко не дают. Было бы куда сбежать, сбежали бы!
Долг по зарплате перед работниками котельной — 3,8 млн рублей.
Мужчины из котельной, кстати, уволились из-за низкой зарплаты, отсутствия премий и плохих условий труда. Женщины еще терпят. Но из последних сил: после смены они не всегда могут уйти домой — нету сменщиц. Женщины же помогают делать ремонтные работы — больше некому.
— Машинисты стали увольняться. Должно быть пятеро, осталось трое. Хорошо, что я сама могу машиниста подменить, — обозначает ситуацию старший мастер Лидия Любина, хрупкая женщина.
То, что происходит в котельной, в рамки здравого смысла ее работников не укладывается. Как начальство умудрилось допустить ситуацию минувшей зимы?
— Еще с прошлого сезона били тревогу. Но становилось все хуже и хуже. И ремонт был сделан плохой. В прошлом году должны были делать два котла, а стали делать все четыре. Я впервые видела, чтобы котлы вставали одновременно, чтобы ремонт был сделан так плохо. Кто ремонтировал? Транспортное управление из Тулуна выиграло конкурс на ремонт, — рассказывает Любина.
Просто фундаменты плохие?. .
После того как ООО «Тепловые сети» провалило отопительный сезон и чуть было не заморозило город, концессионное соглашение с ними решено было расторгнуть. Однако составлено оно таким образом, что в одностороннем порядке сделать это было нельзя — у организации накопились долги в десятки миллионов.
— Большое удивление вызывает договор концессии. Заключен договор, который нельзя расторгнуть! Это главная причина остроты момента! — справедливо заметил депутат Бабкин.
Добровольно уходить из Вихоревки организация отказывалась. Начались судебные разбирательства, которые идут по сей день.
Депутаты, приехавшие на прошлой неделе в Вихоревку, собрали совещание в управлении котельной, на котором выразили представителю ООО «Тепловые сети», директору ПО «Вихоревское» Евгению Воробьеву, категорическое недоверие: организация не справляется со своей работой и не справится в дальнейшем, поскольку не имеет необходимых средств и кадров и вообще крайне несерьезно относится к своей работе. Сергей Брилка озвучил кое-какие данные «из прессы» и от коллег: выяснилось, что директор «Тепловых сетей» в Красноярске — участник 11 уголовных дел, связанных с мошенничеством и «уводом денег от населения», именно поэтому в Красноярском крае с ними не хотят работать и они заходят в соседние регионы. Непонятно, правда, почему деловую репутацию компании не проверили на момент заключения договора. Теперь-то уже поздновато об этом говорить.
Местные власти считают, что проблема лежит глубже, чем появление в Вихоревке «Тепловых сетей».
— Это пятая организация, которая за 10 лет пытается зайти на котельную. Все предыдущие закончили дело банкротством. И проблемы у всех были одни и те же. Предприятие заведомо убыточное, и мы об этом говорили. Но наши мысли и взгляды не были услышаны, — говорит и. о. мэра Сергей Касьянов. Он, кстати, руководил «Вихоревским управлением», которое обслуживало котельную до «Тепловых сетей» и прогорело, оставив серьезные долги.
Но сегодня, очевидно, главная задача — успеть к отопительному сезону. Подготовка уже месяц как должна начаться. Главная техническая проблема — котлы, которые ломаются.
Неоднократно звучало — из уст специалиста Ростехнадзора, из уст Сергея Брилки, — что вся проблема котельной заключается в фундаментах, которые разрушаются. Именно поэтому ломаются и котлы. На встрече с депутатами Законодательного собрания Анжелика Назимова, вышедшая из голодовки, по-прежнему политически активная, высказала опасения:
— У меня есть информация, что фундаменты разрушаются и что котлы, приобретенные за счет областного бюджета, не будут установлены на старые фундаменты.
Два новых котла были куплены за счет областного бюджета и доставлены в Вихоревку в конце прошлого и в преддверии нового отопительного сезона. Уже тогда, в конце марта, Евгений Воробьев говорил о том, что может возникнуть проблема с фундаментами, их нужно обследовать. Может, и правда начать с фундамента, а там уж дело и пойдет. Глядишь, и политический фундамент окрепнет.
— Вихоревка не самый депрессивный район. Ее надо спасать силами региона, — подытожил Сергей Брилка и пообещал жителям, что депутаты в целях спасения Вихоревки будут действовать жестко.
Фото автора
От редакции
Пока материал готовился к печати, концессионное соглашение с ООО «Тепловые сети» было все-таки расторгнуто. Между администрацией Вихоревки и ООО «Беком+» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по замене водогрейных котлов.
Светлана Михеева
Метки: Общество
Другие материалы:
Мальта: село мамонтов и шерстистых носорогов
Как исчезают реки
Пойму, похоже, ликвидируют
Партийная гостиница на губернаторском огороде
Маленький домик федерального значения
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...