Во время пожара храм стонал

Во время пожара храм стонал
фото показано с : baikal-info.ru

2017-11-8 15:16

View the full image В феврале 2006 года в Свято-Успенском храме произошел сильный пожар, в результате которого реставрационные работы затянулись на долгие годы.

View the full image

Сейчас службы ведутся в бывшем здании комбината бытовых услуг. Люди надеются, что это лишь временные условия.

View the full image

Максим Гаськов, настоятель храма: «Многое из того, что планировали выполнить в этом году, не удалось завершить. Все работы ведутся на пожертвования людей, поэтому средств не хватает».

СМ Номер один, Газеты, № 44 от 9 ноября 2017 года

Жители Оека возрождают местную церковь собственными силами

Свято-Успенский храм в Оеке — одна из главных достопримечательностей Иркутского района. К сожалению, время его не щадило. В советские годы церковь хотели взорвать, затем приспособили под машинно-тракторную станцию, а в 2000-х в ней произошел крупный пожар, который оставил монументальное сооружение без кровли и колокольни. С тех пор прошло уже более 10 лет, но храм пока так и не удалось восстановить. Работы продвигаются медленно, поскольку его реконструкция ведется только на пожертвования.

Декабристский след

Исторических сведений о храме Успения Пресвятой Богородицы сохранилось немного. Все документы сгорели во время пожара. Известно лишь, что строиться он начал в 1812 году и был готов 33 года спустя, в 1845 году. Кирпич для его возведения брали местный. Прямо напротив храма находился кирпичный завод. Люди возводили его основательно, на века. Толщина стен — почти полтора метра. Местные предполагают, что именно могучие стены храма уберегли его в свое время от взрыва. Основанием для фундамента послужил иркутский песчаник.

Храм состоит из трех приделов: первый — во имя Успения Пресвятой Богородицы; второй — святой великомученицы Екатерины и третий — святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Жители села посещали службы, отмечали все православные праздники. Туда же приходили помолиться и сосланные в Сибирь декабристы: Сергей Трубецкой с женой и Федор Вадковский.

Особенно здесь помнят Вадковского. Аристократ, член декабристского Северного общества, он был осужден на смертную казнь, замененную 20-летней каторгой. Вадковский содержался в петербургских крепостях, затем был отправлен в Читу, оттуда — в Петровский Завод. После 15 лет каторги перебрался в Манзурку Качугского района, но из-за туберкулеза ему было разрешено переселиться под Иркутском — в Оеке.

Будучи большим любителем музыки, Вадковский организовал церковный девичий хор. Из-за того что его легкие были погублены рудниками, он прожил в селе всего пять лет, скончался и был похоронен в ограде церкви.

Однако на этот счет также имеются разногласия. Точное местоположение могилы Вадковского неизвестно. По другим сведениям, его похоронили на другом кладбище, за Оеком, поскольку считается, что на храмовом погосте к тому времени запретили хоронить людей. Работники местного краеведческого музея хотели установить гранитный памятник на предполагаемом месте захоронения, однако из-за неточных сведений им было отказано.

Помимо Вадковского здесь умер еще один декабрист, генерал-интендант 2-й армии Алексей Юшневский. Его определили на поселение в деревню Разводную, откуда он приехал на похороны своего товарища в Оек. Во время отпевания Вадковского в Успенской церкви Юшневский сделал земной поклон и больше не поднялся. Его похоронили в Разводной.

Спасти не удалось

В 1925 году храм перестал служить людям. В годы войны в нем оборудовали машинно-тракторную станцию, а затем из него сделали Дом культуры. Таковым он являлся до тех пор, пока в 1991 году для ДК не было построено собственное здание. Затем какое-то время в храме располагался музей, а после храм забросили.

В 1997 году церковь наконец-то была передана Иркутской епархии. К тому времени пригодным для богослужения был только Екатерининский придел. Параллельно со службами в храме начались реставрационные работы. В 2000-х начали переделывать кровлю храма. Люди помогали чем могли. Жители надеялись, что он вернет свое былое великолепие. Однако все их надежды рухнули в феврале 2006 года. Средь бела дня в церкви начался сильнейший пожар.

Возгорание началось с действующего придела и переметнулось на огромный главный купол, конструкция которого состояла из бревен. По словам тогдашнего настоятеля, священника Вадима Колеватова, это было уникальное сооружение, сделанное «внавал». К сожалению, спасти из храма ничего не удалось. Огнем было уничтожено все, кроме стен. К тому моменту, как прибыли пожарные, храм вовсю полыхал и подступиться к нему было опасно. Огнеборцам оставалось только сдерживать толпу очевидцев, чтобы кто-то из них не вздумал проникнуть внутрь. Многие свидетели пожара позже говорили о том, что церковь стонала. Причиной пожара послужили неполадки в электросистеме.

Как только доступ в храм был открыт, началась долгая, кропотливая работа по его восстановлению, которая продолжается и по сей день. В течение двух лет была частично восстановлена кровля, а затем кризис надолго остановил ход ремонтных работ. Три года назад храм начал сотрудничать с Сибирским научно-исследовательским проектно-реставрационным институтом «Наследие». Была разработана документация по восстановлению колокольни.

— К сожалению, реконструкция идет очень медленно, — рассказывает настоятель Свято-Успенского храма, священник Максим Гаськов. — После пожара мы смогли сделать только кровлю. Сейчас восстанавливаем третий ярус колокольни, который был утрачен в советский период, а проще говоря, взорван. Людям нравится бывать внутри храма, пусть даже пока и в таком его состоянии. Мы сделали в нем временное сооружение для проведения служб. Многое из того, что планировали выполнить в этом году, не удалось завершить. Все работы ведутся на пожертвования людей, поэтому средств не хватает.

Вековые реликвии

Мы побывали внутри здания и убедились в том, что работы здесь непочатый край. Кругом только деревянные балки, разрушенный камень и кирпич. Единственное более-менее пригодное место — трапезная, в которой иногда и проводятся службы. По словам настоятеля, в нынешнем году эту часть храма хотели перекрыть, чтобы службы внутри стали регулярными. Но времени и финансов не хватило. Здесь же мы обнаружили и старинную икону XIX века — архидьякона Лаврентия. Это, пожалуй, единственная реликвия, которой удалось выжить, невзирая на все трагические моменты жизни Свято-Успенского храма. Она также находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрации.

С внешней стороны священного здания, слева от центрального входа, священник Максим показал нам еще один старинный экспонат — могильную плиту, вмурованную в стену. Судя по ее надписи, под этой плитой в 1817 году был похоронен крестьянин в возрасте 36 лет. В советское время, когда бульдозер сравнял с землей все могилы, эта 200-летняя надгробная плита послужила заплатой в храмовой стене: советские люди не очень-то церемонились с миром духовным. В будущем, когда придет время заняться территорией храма, здесь планируют установить крест в память обо всех усопших на церковном погосте.

Сейчас действующий приход располагается в здании бывшего комбината бытового обслуживания. Там же, на первом этаже, находится церковная лавка, а на втором базируется военно-спортивный клуб «Медведь». Бывает, что после тренировок дети посещают приход, беседуют с батюшкой. Именно таким образом в основном и происходит духовно-просветительское воспитание оекских детей. Зачастую родители сами подходят к настоятелю и просят поговорить с их ребенком. В четвертом классе ученики посещают и уроки православия. В планах есть создание воскресной школы, но вопрос упирается в здание. Разместить ее пока негде.

— В этом году строительный сезон у нас завершился. В мае следующего мы начнем работы вновь. Одна из задач — сделать колокольные балки, чтобы до начала служб ввести колокольню в действие, — рассказал священник Максим Гаськов. — Людям со стороны, конечно, кажется, что здесь ничего не происходит, но жители села знают, что мы не стоим на месте. Нам удалось сдвинуться с мертвой точки. Если несколько лет назад храм действительно просто стоял в запущенном состоянии, то сейчас работы в нем ведутся постоянно. Когда произошел пожар, многие упали духом и уже перестали верить в то, что храм возродится. Однако сегодня эта надежда появилась. Люди мечтают о том, чтобы наконец-то вновь войти под своды храма.

Фото Сергея Игнатенко

Лидия Гергесова

Метки: Общество

Другие материалы:

Балаганская земля: легенды о золотых россыпях

Нерпа гибнет от голода?

Детей не считают

С огурцами круглый год

Дворовый креатив

.

Подробнее читайте на ...

храма храм время работы удалось пожара максим церковь