Байкальские самородки: люди, которые нашли свое призвание

Байкальские самородки: люди, которые нашли свое призвание
фото показано с : baikal-info.ru

2017-8-10 17:54

View the full image Николай Лупынин больше 45 лет собирает коллекцию ручей. Среди них есть и особые раритеты.

Например, старинное перо, заточенное для письма.

View the full image

Андрей Михайлов в деревне Быстрой нашел место для самовыражения. Сегодня он не только известный художник-мультипликатор, но и скульптор, архитектор, дизайнер, кузнец.

View the full image

В летний сезон поток желающих посетить творческую дачу огромен. Здесь они любуются готовыми экспозициями, черпают идеи для себя, а также присматриваются к различным интересным вещам, которые в будущем им могут пригодиться.

View the full image

В центральной части дачи оборудован пиратский угол. Среди главных экспонатов — яхта «Легенды Байкала». Прокатиться на ней мечтает каждый романтик.

View the full image

В прошлом году новый проект художника «Деревня мастеров» вошел в число победителей областного конкурса национальной премии Russian Event Awards Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

View the full image

В конце экскурсии многие особо суеверные отдыхающие обязательно прикасаются к оберегу от кризиса.

View the full image

В минералогическом музее сегодня представлено более 10 тысяч образцов со многих месторождений СССР и из-за рубежа.

View the full image

Большую часть коллекции Валерий Жигалов собрал своими руками. Любимым его минералом является апатит, камень жизни.

View the full image

СМ Номер один, № 31 от 10 августа 2017 года

Ручка, бочка, музей минералов — в Слюдянском районе умельцы создают удивительные вещи

Приезжая на берег Байкала, многие справедливо ожидают увидеть здесь что-то особенное. Кому-то интересно само озеро, кто-то приглядывается к людям, которые живут на побережье. И среди них ведь действительно встречаются своего рода уникумы. Одни не боятся плыть в омулевой бочке по самому глубокому в мире озеру, другие мечтают построить деревню для умельцев, третьи многие годы исследуют недра прибайкальской земли. Откуда, спрашивается, они черпают силы для своей увлеченной работы? И ответ, пожалуй, очевиден: в особой энергетике Байкала.

Чудо-человек

Есть в Култуке человек, которого знает каждый житель этого небольшого байкальского городка. Одни называют его чудаком, другие считают просто неутомимым энтузиастом и мастером на все руки. И речь идет, конечно же, о Николае Лупынине.

Первое его творение, которое вызвало широкий общественный резонанс, — это озеро Байкал, сконструированное из пустых пластиковых бутылок. Для создания этого шедевра ему не нужно было специально покупать пиво или газировку. Все оказалось намного проще. Каждый год на берегу Байкала туристы выбрасывают тысячи бутылок. Николай Федорович, как истинный патриот своего края, не смог спокойно смотреть на царившее безобразие и каждый день выходил к озеру, чтобы убрать скопившийся мусор. Конечно, пробовал он призывать к совести и порядку и туристов, и жителей Култука, однако все его мольбы остались без ответа.

Когда количество собранной пластиковой тары превысило тысячу бутылок, он решил, что надо что-то с ними делать. И нашел гениальный выход. В своем дворе он из бутылок начал выкладывать контуры Байкала. Для того чтобы их не уносило ветром, он наполнил каждую емкость водой. Предварительно Николай Лупынин сделал чертежи будущего произведения. Из пробок собрал названия населенных пунктов, расположенных вдоль Байкала: Листвянка, Слюдянка, Байкальск, Улан-

Удэ и т. д. После того как композиция была готова, мастер снял ее на видео и отправил в программу «Сам себе режиссер». Однако целью этого сюжета для него была вовсе не слава, а возможность донести до каждого человека, что так нельзя обращаться с великим Байкалом. Тем не менее творчество Лупынина в Москве оценили и подарили ему музыкальный центр.

В следующий раз народный умелец напомнил о себе, когда приступил к строительству омулевой бочки. Его любимая песня «Славное море — священный Байкал» стала своего рода призывом к действию. Ему хотелось последовать примеру каторжника, переплывшего Байкал в омулевой бочке, и для этого он решил сконструировать собственное плавсредство. За этим действом наблюдали все байкальчане. Люди гадали, удастся ли Лупынину осуществить задуманное и сможет ли он проплыть на омулевой бочке по акватории Байкала.

Бочку он сконструировал в тот же год. Для этого ему снова не пришлось искать особых средств. Все необходимые для строительства детали он вновь нашел на местной свалке. Однако дальше дело не заладилось. Долгое время ему никак не удавалось выйти в море. И вина в этом лежала даже не на Николае Федоровиче. В опасный рейс его не пустили сотрудники МЧС. И их тоже можно было понять. Без весел и паруса бочкой нельзя было управлять. Она представляла как угрозу жизни для своего капитана, так и опасность для других судов. Такую чудо-технику они видели впервые и не знали, как с ней поступить. Без двигателя бочку нельзя было отнести к судоходному плавсредству. Но и под другие критерии оно не подпадало.

Из-за официальных проволочек бочка простояла на суше три года. Конечно, Николай Федорович не раз пробовал ее в действии на воде, и «судно» себя зарекомендовало. Однако пуститься в дальний путь на нем было нельзя. И тогда в 2014 году байкальский «повелитель морей» решился на крайние меры. Он не стал предупреждать спасателей о своем заплыве и просто вышел в море. Случилось это аккурат 9 мая 2014 года. Таким образом Лупынин отметил 69-ю годовщину победы в ВОВ. Правда, к этому времени мастер все-таки свое судно немного переделал: уменьшил его габариты с трехметровой высоты до 1,8 метра, обклеил 13 мешками с пенопластом. Он планировал плыть 6 дней и поэтому взял всю необходимую провизию: паштет, печенье, морс. И даже баллончики с газом, чтобы подогреть чай.

Однако на этот раз его подвела погода. Путешественнику удалось добраться лишь до Старой Ангасолки. К вечеру того же дня он вернулся домой. Впрочем, несмотря на такое короткое плавание, Николай Федорович все равно был счастлив тем, что его давняя мечта сбылась.

Каждую ручку знает в «лицо»

Единственное, пожалуй, увлечение, которому неутомимый житель Байкала посвятил практически свою жизнь, — это коллекционирование. У него есть зажигалки, открытки и многие другие вещи. Однако самая большая привязанность у него к ручкам. Сейчас у Николая Федоровича в коллекции насчитывается порядка 2000 ручек. Все друзья, знакомые и даже туристы знают о необычном увлечении мастера и, заезжая к нему в гости, всегда имеют при себе пишущий сувенир. Сегодня в ассортименте коллекции представлены изделия из Японии, Канады, Германии, Франции, Индии и многих других стран. При этом Николай Федорович помнит каждую.

— А чему вы удивляетесь? Это вам любой настоящий коллекционер скажет. Он знает каждую свою вещь, она у него в голове. Посмотрите, к примеру, вот на эти две ручки. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Но если приглядеться — у одной корпус чуть тоньше, да и надпись имеется. Это уже отличие, — показывает свою коллекцию Николай Лупынин и рассказывает о ней.

Среди его изделий есть и совсем диковинные: одна — это ночная ручка со встроенным фонариком, вторая — с ножичком для разрезания бумаги, третья в виде скелета. Еще одна крепится на руку как браслет. Все они разные и необычные. Три стены в комнате у коллекционера увешаны ручками. Еще часть из них хранится в ящиках стола и комода. Пять лет назад Лупынин сделал из них к Новому году елку и с ней попал в Книгу рекордов Гиннесса Иркутской области. Каркас для елки, на котором крепятся ручки, сделан был из ленты от кинескопа старого черно-белого телевизора. На каждом ярусе было написано, сколько ручек на нем находится: 22, 40, 101 и т. д. В качестве ствола обычная гардина. А на следующий год он создал гигантскую авторучку. Ее длина составляла 3,77 метра, а корпус был сделан из 963 ручек.

Сейчас Николай Федорович по-прежнему ведет активный образ жизни. В прошлом году участвовал в конкурсе на символику новой купюры достоинством 2000 рублей. По его эскизу с одной ее стороны была изображена Иркутская область, с другой — Республика Бурятия: два берега озера Байкал. В этом году к 370-летию юбилея Култука Николай Федорович придумал герб села, на котором главное место занимает байкальский омуль, а также нарисовал эскиз стелы. Причем у него имеется как ее маленький макет, так и изделие в натуральную величину: 10 метров в длину и два в высоту. Правда, оба знака пока так и не нашли признания у местных властей. Зато всем жителям и гостям Култука по душе пришлись его самодельные ручки, которые мастер раздавал в День города.

«Нужно слышать себя»

По пути на Аршан есть одно замечательное место в деревне Быстрой. Оно носит красивое название: творческая дача «Домик художника». Сказочный бело-снежный замок под красной крышей и гигантская фигура художника за работой сразу приковывает взгляд. Поэтому неудивительно, что в летний сезон здесь можно встретить немало любопытных гостей.

На территории дачи расположен настоящий пиратский уголок: величественная яхта, оснащенная пушками; сундук с золотом; таверна, в которой прямо над столами можно в котелке приготовить пищу или зажарить на вертеле мясо. Рядом находятся классическая средневековая ветряная мельница и отель, выполненный в стиле кантри. Также здесь есть Аллея любви, дом Белоснежки, станция «Поцелуев мост», галерея живописи и фонтан, из которого можно выпить вина.

Заведуют всем этим хозяйством супруги Михайловы. Глава семьи Андрей Владимирович — художник-мультипликатор, серебряный призер фестиваля анимации во Франции. Он окончил Кызыльское художественное училище, затем Санкт-Петербургскую академию художеств имени И. Е. Репина. А на Байкал его привела судьба.

— Однажды я проезжал мимо на поезде, следовавшем из Читы. Стоял туман. Я вышел из купе покурить, посмотрел в окно, и то, что я увидел, мне настолько понравилось!. . Настоящая фантастика! Внутри что-то екнуло, и я почувствовал, что нашел свое место, — говорит Андрей. — Для художника что в первую очередь необходимо? Ему важно научиться слышать себя. А это не так просто. Я не люблю города — в них много шума, помех. И существует фон, который отвлекает от главного: не слышишь себя. Надо найти комфортную для себя среду, и только тогда ты сможешь самовыражаться. Я нашел ее здесь.

Сегодня Андрей Михайлов не только художник, но и скульптор, архитектор, дизайнер, кузнец. Одним словом, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Всему этому он обучился здесь, а также во время посещений арт-площадок мира. В каждой стране, где бы супруги ни путешествовали, они находили интересные проекты и по возвращении претворяли их в жизнь на собственном участке. Так, например, на острове Бали Андрей Михайлов научился рисовать порт-реты ногами, в другой стране изучил роспись асфальта в стиле 3D.

Искусство во плоти

На арт-площадку к Михайловым приезжают мастера со всех уголков мира. Супруги проводят мастер-классы, знакомят с новыми технологиями. В прошлом году новый проект художника «Деревня мастеров» вошел в число победителей областного конкурса национальной премии Russian Event Awards Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. По замыслу автора, этот проект станет прекрасным дополнением к тому комплексу, который уже существует. Правда, сейчас есть небольшие сложности в его реализации.

— Мы провели все подготовительные работы. Приобрели землю, разровняли холмы, распахали землю, засыпали болото, приобрели калибровочный и ленточный станки, напилили 400 кубов леса. Единственное, чего нам не хватает, — это нового трансформатора. Нам его давно обещают установить, но когда, неизвестно, — отметил Андрей.

Хотя сам по себе проект очень увлекательный и способен привлечь большой туристический интерес.

— К нам приезжают стеклодувы, гончары, кузнецы. И мы подумали, что надо создать для них условия, чтобы они могли работать, продавать свои изделия, а заодно показывать людям, как происходит процесс производства. Мы построим двухэтажные домики. Наверху мастер будет жить, внизу будет находиться магазинчик, а под навесом он сможет демонстрировать свое искусство. При желании туристов сможет обучить и их.

Михайловы уже договорились с разными ремесленными училищами о том, что молодые ребята могут на творческой даче проходить практику и учить своему ремеслу других. Ведь гораздо интереснее самому поучаствовать в создании того или иного изделия.

По словам Андрея Владимировича, в летний сезон в домике художника всегда много гостей. Одна экскурсионная группа сменяет другую. Большой интерес дача имеет и у предпринимателей. Здесь они присматриваются к различным интересным вещам, которые впоследствии могут оказаться полезными и для них. Кто-то сразу же, не откладывая дело в долгий ящик, делает заказ на изготовление той или иной скульптуры или композиции. Многие заглядывают сюда специально перед поездкой на Аршан, чтобы заказать порт-рет. И к моменту окончания их отдыха работа уже готова.

«Таких в природе не бывает»

Еще одно место, куда непременно заезжают туристы во время отдыха на Байкале, — это частный музей минералов «Жигалов и К». Его владелец Валерий Алексеевич собирал коллекцию ценных камней очень много лет, и сейчас в стенах его музея можно увидеть более 10 тысяч образцов со многих месторождений СССР и из-за рубежа. Тем не менее главными экспонатами этого каменного храма остается коллекция образцов местных, слюдянских месторождений.

— Недаром говорят, что Слюдянка — это минералогический рай. Обычные месторождения имеют 10—15 видов минералов, не больше. А Слюдянка имеет 250 видов. Чувствуете разницу? За пять лет, с 1980 по 1985 год, я собрал уникальную коллекцию минералов. Это было возможно, потому что минералами мы посыпали дороги, берега озера Байкал и выбрасывали их в отвалы. По отзывам специалистов, как зарубежных, так и наших светил, есть образцы — настоящие шедевры мирового значения. Любой музей естественной истории не отказался бы от такой коллекции, — рассказывает Валерий Жигалов.

В основном Валерий Алексеевич добывал их лично. А то, что не удавалось найти, обменивал на другие. В советские годы он иногда получал и отправлял по 20 посылок в месяц. Каждая по 10 килограммов. Любимый минерал Валерия Алексеевича — апатит, камень жизни. Среди уникальных его находок — бесцветный шпинель.

— Говорят, что такого не существует в природе, — говорит Жигалов. — Как-то москвичи приезжали, я им показал этот камень. Они говорят: «Не может быть такого». Я не стал спорить, говорю: «Хорошо. Это алмазы». У них конфигурации одинаковые. Они хотели забрать камень для анализа, но я сказал: «Когда поумнеете, тогда, может, я и дам».

Главный помощник в его деле — супруга Любовь Михайловна. Она вместе с ним долгое время ездила на месторождения и бок о бок с ним извлекала из недр земли ценные минералы. Сегодня Любовь Жигалова — бессменный экскурсовод. Каждый раз она увлеченно, с воодушевлением рассказывает посетителям музея о собранной коллекции. И те отвечают ей взаимностью — всегда говорят спасибо.

— К нам приезжают туристы со всего мира. Недавно побывали представители Арабских Эмиратов, Северной Африки. Они привезли свои минералы, и мы обменяли их на наши, слюдянские, — говорит Любовь Михайловна. — В большей степени наши посетители — это заинтересованные, увлеченные люди. Им хочется узнать побольше об образцах. Они засыпают нас вопросами. Я, например, в последнее время всегда рассказываю про агат. Почему? Потому что в этом минерале зарыта изюминка нашей земной коры. В нем можно увидеть всевозможные прекрасные картины. Их создала сама матушка-природа. Она говорит, что в земле есть богатства, которые нами еще не разгаданы, не разведаны, и нам только предстоит о них узнать.

Фото автора

Лидия Гергесова

Метки: Жизнь, Слюдянский район

Другие материалы:

Ушла Людмила Михайловна

«Нас старались сломать, но не сломали»

Гора Соболиная: хостел, Заммер, сноу-парк

«Стреляю спокойно и аккуратно»

Макарьевск: еще одна деревня любителя Гоголя

.

Подробнее читайте на ...

николай image view full the байкала однако байкал

Фото: baikal-info.ru

Глина лечит и душу, и тело

СМ Номер один, № 2 от 21 января 2016 года Иркутские керамисты предлагают создать в регионе сувенирные предприятия и курорты В свое время Иркутская область славилась на всю страну Хайтинским фарфоровым заводом. baikal-info.ru »

2016-01-21 02:52