2016-2-18 03:01 |
СМ Номер один, № 6 от 18 февраля 2016 года Дом Шубиных вряд ли дождется реставрации в 2016 году Старейший деревянный дом Иркутска, один из немногих уцелевших в страшном пожаре 1879 года, и в этом году вряд ли дождется начала реставрационных работ.
Сам по себе проект реставрации может быть готов уже к концу февраля этого года, но потом ему предстоит пройти кучу инстанций: историко-культурную экспертизу, а возможно, и экологическую; получить разрешение на реставрацию. А это надолго затянет сроки реализации проекта.
Снова продали
Повышенное внимание к дому Шубиных не случайно. Это самое старое деревянное строение в Иркутске. Расположено оно в самом центре города, на улице Лапина.
Обычный человек, проходя сегодня мимо совсем кривого и косого, почерневшего от старости особняка, особой ценности здания, возможно, даже не заметит. Дом не привлекает к себе внимания особенной резьбой. Нет в нем и архитектурных изысков. Объясняется это просто: он был построен, предположительно, в 1781 году в стиле, близком к классицизму, что не подразумевало каких-либо украшений.
Впрочем, пережил дом немало. Один век сменял другой, а еще чаще менялись хозяева строения. По недогляду жильцов особняк несколько раз горел. Но даже сейчас, спустя более чем два столетия, в покосившемся деревянном доме сохранились прочные, целые бревна, которые, хочется верить, рано или поздно станут частью отреставрированного памятника.
Кардинально изменилась судьба дома Шубиных в XXI веке, когда власти, устав созерцать разрушающийся памятник, подали иск в Кировский суд Иркутска об изъятии у собственников здания — обычных физических лиц, некоторые из которых и забыли уже о своем праве собственности, — бесхозяйственно содержащегося объекта культурного значения. Весной 2012 года иск был удовлетворен, дом изъяли у собственников и передали государству. Этот случай был едва ли не единственным в России.
Но что было делать с памятником дальше? Согласно федеральному законодательству, после изъятия памятника фонд имущества Иркутской области обязан был объявить торги на продажу здания, что и было сделано. Как отмечает исполняющий обязанности руководителя областной службы по охране объектов культурного наследия Григорий Ивлев, передача памятника, к примеру, в музей «Тальцы» или иные государственные учреждения была невозможна в связи с требованием законодательства.
Итак, в 2012 году, прямо перед Новым годом, у дома Шубиных появился новый собственник — ООО «ТСК «ЭлитСтрой». Компания выкупила дом за 2,1 млн рублей. Первоначальная же цена была около 300 тысяч рублей.
Поскольку «ЭлитСтрой» явно не пожалел денег на выкуп здания, думалось, что работа по реставрации объекта закипит интенсивно. Однако шло время, а дом Шубиных как стоял, сгорбившись и свесившись над тротуаром, так и продолжает стоять.
Ни одному СМИ региона в компании не прокомментировали, когда начнутся работы и как в итоге памятник планируется использовать, сославшись на то, что документы, которые подтвердили бы право собственности на объект, все еще не получены. Причины долгого оформления документов на «ЭлитСтрой», как нам сообщили в службе по охране объектов культурного наследия региона, заложены в обязательных процедурах, предусмотренных фондом имущества Иркутской области. Тем не менее «ЭлитСтрой» спустя год или даже больше документы на приобретенный объект все же получил. Более того, весной прошлого года стало известно, что дом Шубиных снова продан. О новом собственнике известно только то, что это физическое лицо.
Выяснить, почему «ЭлитСтрой» передумал восстанавливать памятник, нам предсказуемо не удалось. В компании, даже избавившись от покупки трехлетней давности, разговорчивее не стали.
Страшно было обследовать
Сегодня дом Шубиных под присмотром нового собственника. Правда, кто он, не решаются озвучить ни работающая с ним служба по охране объектов культурного наследия, ни проектная организация, куда он принес документы и заказал проект реставрации.
— Реставрация дома Шубиных — это определенный престиж и известность. Это самое старое деревянное здание в Иркутске. Приведя дом в порядок, инвестор может приспособить его к современным функциям. Это может быть гостевой дом, как раньше говорилось — доходный, а возможно, и туристический объект с музеем и кафе, — говорит Ирина Кравец, руководитель Агентства развития памятников Иркутска (АРПИ), учрежденного городской администрацией. — Недвижимость, расположенная в центре города, несмотря на то, что требует больших затрат на реставрацию или ремонт, является доходной и инвестиционно привлекательной. Посмотрите на 130-й квартал — стоимость квадратного метра там больше 80 тысяч рублей.
Готовит проект реставрации памятника ООО «Сибирский научно-исследовательский проектно-реставрационный институт «Наследие». Как нам рассказала директор института Людмила Сорокина, в прошлом году к ним пришел собственник дома с заданием от службы по охране объектов на проектирование реставрации дома и проектная организация взялась за эту работу.
— Сегодня проведены инженерные обследовательские работы, к концу февраля мы должны закончить проект, — пояснила Людмила Сорокина. — Да, у здания печальный вид, оно в запущенном состоянии. Наши работники, обследуя дом, забирались на крышу. Говорят, что было очень страшно. Даже сейчас, за то время, как мы обследуем объект, видно, что здание двигается в сторону дороги.
Готовому проекту реставрации впоследствии необходимо пройти историко-культурную экспертизу. После получения положительного заключения собственник получит разрешение на реставрацию, а затем начнется непосредственно практическая часть реализации проекта.
— Дом мы будем разбирать по бревнышку, иначе никак. Укрепить это здание уже нельзя, в основании самые гнилые бревна, — рассказывает Людмила Сорокина. — Очень многое будет зависеть от подрядной организации, которая будет работать на объекте. От их профессионализма. Мы, конечно, будем ездить, смотреть, как идут работы, и отбраковывать что-то. Что-то сохраним. Есть там очень хорошие бревнышки, крепкие. Вместо сгнивших будем брать новые, такого же размера.
Помимо уже перечисленных экспертиз и разрешений могут понадобиться и другие. По словам Людмилы Сорокиной, может потребоваться широко сейчас обсуждаемая экологическая экспертиза объекта. А если затрагиваются характеристики надежности и безопасности объекта, дополнительно проводится экспертиза, предусмотренная Градостроительным кодексом. Будем надеяться, что у нового собственника хватит сил, нервов и денег на завершение начатого дела.
Самый любопытный парадокс дома Шубиных таится как раз в его названии. Дело в том, что в архивных документах, где зафиксированы имена его многочисленных владельцев с 1876 года, ни разу не встречается фамилия Шубина. Впервые в окладной книге собственницей особняка на улице 2-й Солдатской значится некая чиновница Анна Дудкина.
Во время грандиозного пожара 1879 года дом Шубиных принадлежал купцу Брянцеву. Купец платил по три рубля за бочку воды и тем самым спас дом от огня. Больше в тогдашней центральной части Иркутска деревянных домов не сохранилось. С тех пор дом Шубиных горел неоднократно, но каждый раз его удавалось спасти.
Анна Соколова
Метки: Жизнь, Иркутск
Иллюстрации:
В доме есть антресольный этаж — одна из характерных особенностей городской архитектуры XVIII века. В те годы в Иркутске существовал официальный запрет на строительство двухэтажных домов, поэтому маленький чердачный этаж был виден только со двора.
Другие материалы:
Медвежонку вернули зрение
Дорога на Листвянку: стройка продолжается
Взялись за дворы
Вокруг света через Иркутск
Собаки совсем распоясались
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...