2018-5-2 16:55 |
Глава лопнувшего кредитного кооператива до сих пор обещает вернуть деньги вкладчикам Текст: Лидия Гергесова , Фото: автора , СМ Номер один , № 17 от 3 мая 2018 года , #Общество Виктор Капустин был одним из первых вкладчиков КПК «Сберегательная касса».
У него на руках имеется расписка от руководителя организации.
В Иркутске начался судебный процесс, связанный с деятельностью очередной финансовой пирамиды. На этот раз обвиняемым проходит руководитель кредитного потребительского кооператива «Сберегательная касса». В течение года предприятие принимало в пользование денежные вклады от жителей региона, обещая им высокую прибыль. Однако когда дело дошло до возврата средств, финансовое учреждение лопнуло как мыльный пузырь. Обманутыми оказались 89 человек. При этом подавляющее их большинство — люди пенсионного и пожилого возраста. Некоторые из них не дожили до начала суда, однако другие намерены добиться справедливости и возврата своих сбережений.
Слушания проходят в Кировском районном суде г. Иркутска. Первое судебное заседание в отношении руководителя кредитной организации прошло на минувшей неделе. Пенсионеры начали подтягиваться за час до начала процесса. У многих в руках толстые папки с документами — свидетельство их хождений по различным инстанциям в поисках правды.
— Здесь собираются товарищи по несчастью? — заглянув в длинный коридор, спрашивает одна из жертв кооператива. Ей дружно кивают и включают в свои ряды.
Некому защитить
До начала заседания вкладчики томятся в ожидании и знакомятся друг с другом. Им предстоит встретиться еще не раз в стенах суда. Обсуждают перспективы судебного процесса, делятся своими переживаниями и рассказывают, как попали на удочку «Сберегательной кассы». Ее бывшего председателя между собой они называют не иначе как мошенником и аферистом.
— А кто он еще? Столько людей обманул. Такая реклама у него была масштабная по телевидению, и главное, что название обнадеживало. Зеленый цвет вывески, как у известного всем банка. Конечно, большие проценты прельстили. Я в марте 2015 года заключила договор на год и отдала 30 тысяч рублей. Когда время подошло, пришла туда, а вместо их конторы уже другие сидят. Я сразу обратилась в полицию. Поговорила со следователем, написала заявление и спросила: «А таких дур, как я, у вас много?» Он мне показывает на коробку с целой стопкой папок, — рассказывает Тамара Толстикова, пострадавшая. — Потом я была на собрании в Доме офицеров, которое проводил председатель. Обещал, что все выплатит, откроет новый банк. Но я ему уже не верила. Один раз точно так же меня обманули, в 90-х годах. Была такая сомнительная организация — «Русский дом Селенга». Некому нас защитить от таких мошенников.
Бумажка «по знакомству»
Один из первых вкладчиков «Сберегательной кассы» — Виктор Капустин. У него имеется даже расписка от обвиняемого, датированная декабрем 2015 года. «По блату получил, по знакомству», — с горькой улыбкой шутит Виктор Михайлович. В бумажке указано, что ввиду сложной экономической ситуации кооператив не имеет возможности выплатить ему сумму. Также не может указать и срок выплаты. «В данный момент ведутся судебные разбирательства о взыскании денежных средств с должников», — говорится в расписке.
Как позже пояснила адвокат обвиняемого, деньги, взятые у вкладчиков, председатель предприятия якобы отдал третьим лицам, которые должны были ему их затем вернуть. Однако они этого не сделали, по этой причине якобы и произошел сбой финансовой организации. Сейчас глава «Сберегательной кассы», уверяет адвокат, пытается вернуть средства через суд.
— Мне он просто сказал, что «мы банкроты, денег нет. Ждите». А сколько нам ждать? — говорит 82-летний Виктор Капустин. — Я 120 тысяч рублей отдал этой конторе. Все свои сбережения. Хотел, чтобы были накопления на черный день. Старик ведь уже. Увидел рекламу, в декабре 2014 года заключил договор. Отдал деньги, затем еще пару раз вносил суммы. А когда пришел через год, их не оказалось. Сказал, что те, кто у него взял деньги, теперь их не отдают. А мне что делать?
У Виктора Капустина и без этой истории жизнь не сахар. В 1994 году у него погибли внучка и дочь во время крушения самолета Ту-154 в Мамонах, затем, в тот же год, умерла теща. На следующий год он стал вдовцом, а после друг за другом в другой мир ушли его четыре брата. За ними последовали сестра, мама и отец. Одни похороны за другими. Теперь новая беда.
— Я общался с председателем, мне он казался хорошим человеком. Пацан еще, получил юридическое образование. Я часто приходил в офис, говорил с ним, а затем не-
ожиданно он исчез. Арендаторы подсказали, где искать, но он там редко появлялся. Всего два раза мне удалось его поймать. Он еще меня просил помочь ему открыть новую кассу. Совсем совести нет. Я написал заявление в полицию, обратился в прокуратуру. В рамках гражданского дела состоялся суд, и его обязали возместить мне всю сумму. Однако тем все и закончилось. Ни денег, ни наказания для него.
Долг в 18 миллионов
Между тем судебное заседание началось. В зале собралось несколько десятков пострадавших. Для вновь прибывших только успевали подносить стулья. Обвиняемый пришел с адвокатом. В ходе процесса он рассказал, что в данный момент работает по договору в фирме, занимающейся переоборудованием транспортных средств. Доход он только начал получать, а до этого времени был безработным. Живет за счет заемных средств. Мама — пенсионерка, подрабатывает. Гособвинитель зачитала обвинительное заключение.
— Признаете ли вы свою вину? — спросила у обвиняемого судья.
— Полностью признаю.
Также он признал все исковые требования и не оспаривал сумму, которую за время своей работы в «Сберегательной кассе» взял у вкладчиков. А это ни много ни мало свыше 18 млн рублей.
— Где он возьмет такие деньги, чтобы нам отдать? Да ему жизни не хватит, чтобы расплатиться, — шептались в зале обманутые пенсионеры.
Среди тех, кто пришел, были пострадавшие, которые отдали предприятию от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Двое вкладчиков внесли под проценты более миллиона рублей. Часть потерпевших во время работы кооператива получали небольшие денежные возвраты, но по сравнению с общей суммой это были всего лишь копейки.
— Я отдала 100 тысяч рублей в «кассу», а через три месяца мне нужны были деньги на лекарства, я обратилась туда, и мне вернули 6 тысяч. После этого предприятие закрылось. Он (обвиняемый. — Прим. автора) еще просил нас не подавать на него в суд, а то ему дадут срок и он не сможет с нами рассчитаться. Одни разговоры только. Честно говоря, я не верю, что он вернет деньги, но мне нужна надежда. Именно поэтому я сюда и пришла, — говорит Галина Логинова, вкладчица.
Боятся, что не доживут
Как установило следствие, за время своей работы, с 2014 по 2015 год, КПК «Сберегательная касса» заключил договоры с 89 гражданами. Пайщики передавали свои личные сбережения кооперативу под повышенные процентные ставки — до 42% годовых. За время своей работы предприятие неплохо раскрутилось. Офисы «Сберегательной кассы» располагались в Иркутске, Ангарске, Шелехове. С декабря 2015 года финансовая организация прекратила выплаты, отделения закрылись, а сотрудники были уволены.
Благодаря эффективному взаимодействию сотрудников СЧ СУ МУ МВД России «Иркутское» и Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области в полном объеме была собрана доказательственная база. Следователем совместно с оперативными сотрудниками проведено более 10 обысков и порядка 300 выемок документов, имеющих значение для расследования уголовного дела.
Следователем было назначено 30 судебных экспертиз, в качестве потерпевших допрошено 90 человек. Объем уголовного дела составляет 50 томов, объем обвинительного заключения — 2 тысячи листов. В отношении руководителя КПК «Сберегательная касса» возбуждено уголовное дело по ст. 160, ч. 4, УК РФ — «Присвоение». Ему грозит до 10 лет лишения свободы.
Во время знакомства с обвинительным заключением глава финансовой пирамиды написал ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. В этом случае судебный процесс продвигается гораздо быстрее. Пострадавшие, находившиеся на заседании, поддержали это решение. Они объяснили это тем, что при долгом рассмотрении могут не дожить до его окончания. Ведь большинству обманутых пайщиков более 60 лет. Самому старшему — 98. Некоторые из вкладчиков уже умерли.
Только одна пострадавшая высказалась против рассмотрения дела в особом порядке. Она не смогла прибыть на заседание по уважительным причинам и попросила отложить слушание для того, чтобы лично на нем присутствовать. В связи с этим судебное заседание отложено до 11 мая.
Популярные материалы по тегам статьи:
Хорошо отпраздновали!
Снесут, не снесут?
Принесли верблюда в жертву
Аларские первопроходцы:
Тяжело в учении…
Легенды нукутской священной горы Турэн
Что будет 9 мая?
Рынок «Знаменский»: конфликт интересов
Правила жизни молодого фермера
«У нас кладезь талантов»
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...