![Обычная школа, необычные школьники](http://baikal-info.ru/sites/default/files/styles/article200x125/public/12-6_64.jpg?itok=AKytn8BL)
2015-12-9 18:31 |
СМ Номер один, № 48 от 10 декабря 2015 года В Иркутской области дети с особенностями здоровья впервые стали учениками начальной школы К осуществлению своей мечты Ольга Кашпирова, руководитель общественной организации инвалидов детства «Надежда», шла 12 лет.
Мечта, на первый взгляд, была простая — чтобы дочка Алена пошла в обычную школу. Однако ее в школе никто не ждал, на таких ребятишках в нашей стране ставили пожизненный крест — необучаемые. Но Ольга не сдавалась и смогла устроить не только дочку, но и других детей из «Надежды» в начальную школу. И 1 сентября 2015 года взволнованные родители повели своих детей в 1-й класс школы села Урик.
Уроки доброты
— Когда родился мой ребенок, я поняла, что он никогда не будет ходить в школу, — рассказывает Ольга Кашпирова. — Честно признаюсь, 1 сентября я ненавидела. В этот день я всегда уезжала из поселка — больно было смотреть, как нарядные ребятишки шли в школу.
Как любая хорошая мать, Ольга всегда хотела для своего ребенка только самого лучшего и не могла допустить, чтобы ее дочка жила в изоляции, без развития и общения. Поэтому мама повела Алену в «Надежду» — общественную организацию, которая создана для работы с необычными детьми. Изучив заграничный опыт, Алена поняла: ее ребенок должен учиться в школе. Так начались походы матери по разным инстанциям. Ольгу не раз призывали успокоиться: мол, вы получаете бесплатно лекарства и будьте этим довольны, сидите дома.
Ольга Кашпирова не успокаивалась и начала вести подготовительную работу: в Уриковской школе проводила уроки доброты, на которых демонстрировались видеоролики с детьми из «Надежды». Особенные ребятишки для педагогов были как люди с другой планеты, о которых нужно было узнать, к которым нужно было привыкнуть.
— Когда я показала ролик учителям и взглянула им в глаза, то увидела в них слезы, — вспоминает Ольга. — Они, можно сказать, никогда не видели таких детей, не знали, как с ними работать, но решились попробовать, за что им низкий поклон.
Как в мультике про Бонифация
В первый класс из «Надежды» пошли все восемь человек, им от 6 до 20 лет. Ребята произвели фурор. Так завладели общим вниманием, что их родителям даже было немного неловко перед первоклассниками.
— Мы переживали, как на наших ребят отреагируют другие дети, — вспоминает Ольга Кашпирова, — но все переживания были напрасны. Это мы, взрослые, много заморачиваемся, а дети проще ко всему относятся. Наши дети стояли на линейке вместе с другими школьниками, и все прошло прекрасно.
Когда у школьников «Надежды» начались уроки, в их класс пошли делегации.
— Помните мультик про льва Бонифация, который в отпуске показывал фокусы? — говорит Ольга. — Сначала к нему пришла одна девочка, а потом ребятишек стало приходить все больше и больше. Так получилось и у нас. Сначала заглянул один мальчик из начальной школы. Зашел с большими глазами — удивлялся, почему такие большие дети учатся в первом классе. Я ему все объяснила, сказала, как нам нужна его дружба. Мальчик ушел под большим впечатлением. Я мамам нашим сказала: «Будут заходить дети из начальной школы — не вздумайте никого прогонять». На второй день пришли уже трое. На третий день — 10 человек. Мультик продолжался дальше. В итоги дети подружились и сейчас все вместе бегают на переменках.
Ученики необычного первого класса приезжают на уроки вместе с родителями. Занимаются по три часа в день. У них все по-настоящему — уроки, портфель, дневники и домашние задания. С ребятами работают дефектолог, психолог, инструктор по труду, музыкальный работник, олигофренопедагог.
Первые чудеса
Чтобы возить детей в школу, их мамы готовы идти и на существенные траты и терпеть неудобства. Например, Алла Васильева возит дочку Машу из деревни Турской. Ездит с двумя пересадками, но отказываться от занятий ей даже не приходит в голову. Маша обожает школу, старательно работает на уроках. А когда мама хвастается, что у Маши появились новые подружки — Полина и Ксюша, на лице у девочки появляется настолько счастливая улыбка, что одно это искупает все сложности долгого пути туда и обратно.
Амина Шабанова возит дочку Марият в школу на такси. Мероприятие влетает в копеечку, но уроки, которые дочь просто обожает, того стоят.
— С нашими детьми непросто, но мы попросили педагогов для установления контакта смотреть им в глаза, проявлять доброту и внимание, которые творят чудеса,— говорит Амина.
И первые чудеса уже начали происходить.
— Мой ребенок лежачий, он не сидел в коляске, но здесь во время уроков он начал сидеть, — говорит Надежда Сырьева, мама шестилетнего Владика. — Он смотрит на других, понимает, что надо заниматься. Все в нашей семье заметили, как он изменился. Когда начались занятия, Владик стал больше и лучше говорить, расширился его словарный запас.
В начале пути
Уриковская школа стала пионером в обучении детей с особенностями здоровья. Быть первыми — это и почетно, и очень сложно. Хотя, по словам директора Уриковской школы Елены Голяковской, слово «сложно» в данном контексте не совсем верное.
— Слова «сложность», «трудность» я стараюсь убрать из своего лексикона, — говорит Елена Юрьевна. — И когда у меня коллеги спрашивали: «Как вы на это решились? Это же так сложно!» — я отвечала, что стараюсь делать то, что нужно детям. Нам еще многое предстоит осуществить — материальная база оставляет желать лучшего. Школу необходимо переоборудовать с учетом потребностей маломобильных групп людей. Я понимаю, что мы с руководителем «Надежды» не то что стоим в самом начале пути, а пока еще шага за порог не сделали, но идти надо. И, может быть, через несколько десятков лет мы придем к такому отношению к особенным к людям, как сейчас к ним относятся в Германии. Правда, когда мы к этому придем, это будут совсем другое время и другие дети. Но мы должны стараться ради них.
Валентина Колесникова, правая рука руководителя «Надежды» Ольги Кашпировой, своего сына вырастила и сейчас помогает другим мамам растить и воспитывать детей с особыми потребностями.
— Может быть, когда родители узнают, что в Урике открылся такой класс, они перестанут прятать своих детей, — говорит Валентина Михайловна. — Ведь диагноз — это не приговор. Любому ребенку необходимо находиться в социуме, общаться. У меня родился сын с диагнозом ДЦП, врачи говорили страшные вещи. Это было 33 года назад, тогда таких детей вообще прятали. Но я прятать не стала. Сын окончил школу и училище, сейчас работает с деревом. Я призываю родителей не замыкаться в себе. Нельзя зацикливаться на своей обиде на судьбу, жизнь ведь продолжается.
Ксения Рютина. Фото Сергея Игнатенко
Метки: Общество, Иркутская область
View the full image
Рядом с улыбчивой Машей невозможно грустить или сохранять строгое выражение лица. Девочка просто лучится позитивом и добротой.
View the full image
Ребята из начальных классов, кажется, проще всех восприняли появление не совсем обычных школьников и стали с ними дружить.
View the full image
View the full image
Директор Елена Голяковская: «Мы сейчас в самом начале пути, но, чтобы в нашем обществе изменилось отношение к особенным людям, мы должны действовать».
View the full image
Педагог Наталья Сизых: «Заставлять здесь нет смысла. Если со скрипом, с ревом мы ребенка усадим, результата не будет».
View the full image
На уроках физкультуры детей получается объединять в группы, во время других занятий педагоги занимаются с ними индивидуально.
View the full image
Другие материалы:
Как на Ковыкте слушают землю
Кто наведет порядок?
Прокурор разъясняет
«СМ Номер один» поздравляет своих читателей!
Прокурор разъясняет
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...