2016-7-27 18:12 |
СМ Номер один, № 29 от 28 июля 2016 года Хвойные леса Приангарья под угрозой. Они ослаблены и подвержены нападению различных вредителей.
Сегодня большие площади деревьев страдают от бактериальной водянки, сибирского шелкопряда, стволовых вредителей, а сейчас вполне может объявиться еще одна напасть — эксперты ждут сосновую стволовую нематоду. Пока в России она не встречалась, но специалисты управления Россельхознадзора не исключают, что нематода вполне может перебраться к нам с древесным упаковочным материалом из-за рубежа. В настоящее время она уже нанесла значительный ущерб сосновым лесам стран Азии, Европы и Америки.
Эксперты иркутского филиала Всероссийского центра карантина растений и инспекторы Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия внимательно осматривают сосны в окрестностях Иркутска. Их интересуют все карантинные организмы, которые могут скрываться под корой дерева. На этот раз в поле их зрения никто не попал, однако это не повод терять бдительность. Ослабленные деревья становятся идеальным объектом для нападения стволовых вредителей и грибных заболеваний.
Довольно часто в испытательную лабораторию, подведомственную Россельхознадзору, поступают образцы древесины, которые испещрены следами жизнедеятельности различных организмов. Например, черного усача рода Monochamus. Личинки усачей прогрызают в древесине многочисленные ходы разного диаметра. После его «работы» деревья быстро отмирают. Кроме того, этот вредитель является главным переносчиком такого опасного микроорганизма, как сосновая стволовая нематода. Попадая через ранки на дерево, она закупоривает проводящую систему ствола, и растение начинает усыхать.
Усыхание хвои происходит практически мгновенно. На молодых саженцах первые признаки можно заметить уже через неделю после заражения, а на более взрослых деревьях через 15—20 дней.
В Японии 25% хвойного леса поражено этой нематодой. Также крупные очаги находятся в Китае, Европе, Америке. В хвойных лесах Сибири проживают ее родственники, например хвойная стволовая нематода, но она не несет такой вред лесу, как ее заграничная соратница. Тем не менее специалисты не исключают, что опасный вредитель может в любой момент попасть на территорию региона.
— В последнее время в странах Евросоюза участились случаи обнаружения сосновой стволовой нематоды. В связи с этим и восточная часть России находится в зоне риска. К нам нематода может проникнуть с древесным упаковочным материалом, который поступает из-за границы. Это могут быть паллеты, поддоны, кабельные барабаны, ящики. К сожалению, в настоящее время должного внимания этому материалу не уделяется. Необходимо следить за его ввозом и обследовать на наличие карантинных микроорганизмов, — подчеркнула Ольга Боровицкая, инспектор отдела карантина растений управления Россельхознадзора.
Как отмечают эксперты, в нашем регионе условия для распространения этого вредителя имеются в присутствии переносчиков нематоды — усачей рода Monochamus. Сдерживающий фактор пока — недостаток тепла. Однако все может измениться, учитывая глобальное потепление климата. Если сегодня не принимать меры, то последствия могут стать необратимыми. Так же, как это сегодня происходит с бактериальной водянкой, оккупировавшей сибирский кедр, или с сибирским шелкопрядом.
Вспышки массового размножения этого вредителя сейчас наблюдаются в Качугском и Черемховском районах.
Лидия Гергесова
Метки: Жизнь, Иркутская область
Другие материалы:
Будем ли гореть?
Продавцы клубники из Байкальска жалуются на урожай
Тайга превращается в труху?
«Мне пришлось вынести слишком много горя»
Тайны ледяной пещеры и ностальгия по затопленным берегам
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...