Три тонны тепла и деревянные наличники

Три тонны тепла и деревянные наличники
фото показано с : baikal-info.ru

2017-11-15 17:55

View the full image Алдар Балданов мечтает восстановить традицию печного дела в Иркутской области.

View the full image

Даже старый камин может обрести в умелых руках вторую жизнь и стать настоящим центром, душой дома.

View the full image

Супруги Александр и Татьяна Шепняговы, преподаватели технологии из школы села Александровск Боханского района, счастливы, что вместе занимаются любимым делом.

View the full image

Александр Шепнягов: «Главное — заинтересовать мастерством детей».

View the full image

Идею многослойных картин из дерева Александр Шепнягов подглядел у тайцев.

View the full image

Вот так выглядят деервянные наличники на пластиковых окнах.

View the full image

Деревянное кружево отлично смотрится на юрте.

СМ Номер один, Газеты, № 45 от 16 ноября 2017 года

Мастера делают все, чтобы ремесло печников и резчиков по дереву не исчезло, а стало популярным и почетным

Интересные факты

ей и готовили пищу, и грелись, и рожали, и доживали свой век. Печь служила для связи с умершими родственниками. Был в старину даже такой обычай — на исходе осени, на осенние Деды, дымоход печи весь день держали открытым, а во время праздничного застолья подходили к нему и шептали имена умерших родственников, тем самым призывая их прилететь и угоститься за поминальным столом. К тому же считалось, что именно за печкой в крестьянской избе живет домовой.

лся в дорогу или когда женщины делали основу для выпечки хлеба. Существовали приметы, связанные с тем, когда нужно класть печь, чтобы она исправно служила долгие годы. Так, наши предки верили, что самая хорошая печь получится, если ее класть во время полнолуния.

богатыря Илью Муромца. А сколько примет, пословиц и поговорок существует про печь. Взять хотя бы: «До тридцати греет жена, после тридцати — рюмка вина, а после и печь не согреет».

в. Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил — «тверди небесной», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных. Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-уровневым: «нижнее небо» называли небесными хлябями, а верхнее — небесной твердью. Небесная хлябь — символ плодородия и живительной влаги — изображалась как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.

олгую жизнь и состоятельность. Птиц считали предвестниками весны, паука — символом настойчивости, терпения и художественного промысла. Бабочка представляет радостное, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь. А пчела, между тем, символизирует чистоту души.

Бывает, что живет-живет человек в городе, в квартире со всеми удобствами, а потом вдруг покупает землю и к удивлению всех знакомых начинает строить дом, да не какой-нибудь летний домишко, а капитальное строение с печью, баней и теплицей. «К земле потянуло», — обычно шутят в таких случаях близкие. В последнее время на землю тянет многих горожан. В моде натуральные материалы, интерес к национальным корням. В мегаполисах люди платят большие деньги даже не за оригинал, а за стилизацию предметов быта в этническом стиле. А живут ли в Иркутской области люди, которые сейчас, в XXI веке, обладают достаточным мастерством, чтобы сложить настоящую русскую печь и украсить дом оригинальными резными наличниками? Оказалось, что таких умельцев осталось немного. Но они, если тщательно поискать, все-таки есть. . .

Окна — пластиковые, наличники — сосновые

— В старину был такой обычай. Приходили к реке девушки и плели венки из полевых цветов. Венки они бросали в воду и по тому, как они плыли, предсказывали свое женское будущее. Если венки сплетались между собой, то можно было ожидать в ближайший год встречи с суженым и свадьбы. Так и в резьбе по дереву — орнаменты сходятся, переплетаются, образуя прекрасный узор жизни, — показывает одну из своих картин Александр Шепнягов.

Учитель технологии из школы села Александровск Боханского района с детства был не прочь помастерить. Однажды, еще до школы, взял у деда-фронтовика мешок гвоздей и извел его за несколько дней. Но настоящая любовь к деревянному зодчеству пришла к нему уже в сознательном возрасте.

— Учился в педагогическом колледже в Бохане. Никаких специальных курсов там не было. Но когда приходил к кому-нибудь в гости и видел изделия из дерева, то не мог сдержаться — сразу просил посмотреть поближе, пытался понять, как сделана вещь, что нужно, чтобы смастерить так же. Вот так, понемногу, начал резать из дерева самостоятельно, — говорит Александр Анатольевич.

За годы работы Александр Шипнягов вырезал огромное количество шкатулок, картин и даже икон, украсил резными орнаментами сундуки и окна. Его работы несколько раз становились победителями выставок, а этнографический музей Бохана украшают узоры руки именно этого мастера. Причем деревянное кружево есть не только на русских избах, бурятская юрта в Бохане тоже может похвастать резным орнаментом.

— Конечно, в старину юрты деревянными узорами вряд ли украшали, но я подумал — почему бы и нет, так люди увидят, какие они вообще есть, эти национальные узоры. По тому же принципу делал сундук на свадьбу бурятской девушке — весь кружевом украсил, правда с национальным колоритом, — говорит Александр Шипнягов. — Цель всей моей работы — сохранить это мастерство, ведь в области всего несколько умельцев осталось, кто с деревом работает, а сохранение дела невозможно без учета современных реалий. Например, многие в частных домах сейчас вставляют пластиковые окна. Ну и что — а я поверх этих окон на улице вырезаю из сосны такие наличники, что дом обретает свое лицо и свой образ.

Стремясь сохранить дело, Александр Шипнягов ведет при школе кружок, на котором учит мальчишек всем премудростям.

— Есть талантливые ребята, и я надеюсь, что скоро их будет еще больше. В школе у нас учится 125 человек, большая часть детей — около восьмидесяти — занимаются в начальной школе, так что я верю, что найду будущих мастеров и среди тех, кто еще до моих занятий не дорос. На занятиях я стараюсь заинтересовать, объясняю, что если у тебя есть мастерство, то оно тебя всегда прокормит. И ребята откликаются, а уж потом просыпается творческий азарт. Мы стараемся украсить здание школы как внутри, так и снаружи — сделали с ребятами фигуры аистов, а после того, как нам мэр района Сергей Середкин подарил специальный станок, смастерили резную беседку, — говорит педагог. — Определенные надежды связываю с внуком Богданом. Он, видимо, в меня пошел, тоже любит что-то придумывать и мастерить.

Жена Александра Анатольевича Татьяна Васильевна преподает в этой же школе технологию, но уже у девочек. Она во всем поддерживает мужа. Супруги живут в соседнем селе Олонки, на работу добираются на машине.

— Мой Александр — человек увлекающийся. В течение учебного года особенно времени на дополнительные хобби нет. А вот летом и в каникулы он может часами сидеть за работой. Мне иногда даже интересно бывает — если мужа не звать обедать, сколько он без еды выдержать может, — говорит Татьяна Шипнягова. — Все ему интересно. Сын привез из Таиланда диск, на котором супруг увидел многослойные картины из дерева. Через несколько месяцев такие картины появились и в родной школе. Каждый год в нашем доме что-то достраивается и переделывается. И пусть я иногда ворчу на опилки и стружки, конечно, мне такая жизнь нравится.

— Следующим летом я хочу мастерскую во дворе сделать. Буду там работать в свободное время, там можно будет и запасы любимой сосны хранить. Пока живу — сделаю все, чтобы как можно большее количество людей увлеклись этим волшебным, живым материалом — деревом, — говорит Александр Шипнягов.

«На печи лежать не приходится»

Камины, голландки, пятиугольные и русские печи делает Алдар Балданов. Пять лет он занимается строительством домов и ремонтом квартир, но печи занимают в его работе особое место.

— Когда я только начинал строить дома, то стал невольно задумываться: а почему мне самому нравится жить в частном доме, а не в квартире, что дает мне такое тепло и уют? И тогда я понял, что все дело в печи, именно она занимает в доме главное место. И когда я это осознал, начал искать мастера, который на-

учил бы меня всем премудростям, рассказал, как класть печи и камины так, чтобы они давали тепло долгие годы, — говорит Алдар.

Печник со стажем Булат нашелся в Улан-Удэ. Два месяца потребовалось Алдару, чтобы научиться у него тонкостям мастерства.

— Я всю жизнь буду благодарен человеку, который рассказал все, что знает сам. Раньше люди, даже далекие от строительства, многое понимали о печах сами, без подсказок, а теперь современные горожане зачастую даже не понимают, куда поставить печь и что они от нее хотят. Приходится объяснять. Вместе думаем, что нужно в каждом конкретном случае, ведь печи бывают трех видов — отопительные, варочные и самые распространенные отопительно-варочные. Нужно учесть и толщину стен дома, и сколько печь должна обогревать метров, и какой у дома фундамент, так как средняя печь весит три тонны, — говорит Алдар.

Заказов хватает. Как говорит Алдар, «лежать на печи не приходится». Чтобы сложить обычную печь, нужно около семи дней работы, а вот на русскую уходит в два раза больше — две недели.

— Кстати, русскую печь у себя дома хотят многие. Но когда узнают размеры — 2,5 метра в длину, отказываются. Я так пока настоящую большую печь еще и не сложил. Все время мечтаю, что кто-нибудь решится. Ведь еда из такой печки совсем другой получается. Но какую бы печь люди ни заказывали, она должна быть из хороших материалов. Кладка русской печи, например, производится исключительно из красного керамического кирпича. Кирпич для любой печи должен быть хорошо обожжен и самого высокого качества — плотный, гладкий. Пустотелый не годится — тепло будет плохо растекаться по телу печи, она будет перегреваться и скоро начнет разваливаться. Есть проверенные заводы, которые производят кирпич и литье, с которыми я и работаю.

Мечта у молодого печника схожа с мечтой резчика по дереву. Больше всего Алдар хочет восстановить традицию, сделать свой вклад в развитие этого мастерства.

— Раньше печник в селе был на втором месте после попа. А потом, при советской власти, изменился сам образ представителя этого ремесла. За работу люди рассчитывались водкой. А тот, кто пьет, не развивается, — говорит Алдар. — Сейчас я и мои друзья стараемся, читаем книги, узнаем, какие традиции печного дела были в царское время. Хотим, чтобы это дело передавалось по наследству, чтобы быть печником, да и вообще мастером, было почетно.

Фото автора

Татьяна Швыдченко

Метки: Общество

Другие материалы:

Действительно холодно. Действительно малочисленно

Что будет с отходами БЦБК?

Место встречи — священная гора Ерд

Чеснок и лук — от семи недуг

Дело чести поклонников Сур-Харбана

.

Подробнее читайте на ...

печь печи александр view the алдар full image