2017-7-26 15:08 |
View the full image Гостиница «Амурское подворье» могла бы стать литературным музеем. View the full image Махина бывшего Дома офицеров, укрытая маскирующей тканью, выглядит очень внушительно — такие же внушительные средства требуются на ремонт.
View the full image
В этом году власти обещали откорректировать проект ремонта ТЮЗа.
СМ Номер один, Газеты, № 29 от 27 июля 2017 года
Каменные памятники разрушаются из-за бумажной волокиты
В Иркутске есть памятники архитектуры, которым, казалось бы, отпущен долгий век — хотя бы благодаря тому, что они каменные, кирпичные. Но в силу нашей бесхозяйственности или бюрократических препонов, а может быть, просто судьбы их будущее под вопросом. Расскажем о нескольких, которые расположены в центре города, по ходу туристической «зеленой линии».
Юный зритель подождет?
Театр юного зрителя и не чает уже переехать в свое родное здание, ибо на ремонт оно встало 11 лет назад, а он даже не начался. Точнее, не ремонт, а целая реконструкция — здание историческое, к тому же довольно запущенное, уже десятилетие пустующее. Как же случилось, что одно из центровых исторических зданий Иркутска пришло в такой упадок?
Когда-то центральной частью дома владел иркутский купец Брянцев. В конце XIX века он продал недвижимость читинскому коллеге Гиллеру. Тот расширил здание, которое стало занимать целый квартал: здесь поместились ресторан — в подвальной части, гостиница, киноконцертный зал — там давались представления и читались лекции, а также торговые помещения.
В годы Гражданской войны здесь находился штаб красных. Тут бывали все знаменитые деятели той поры: Грязнов, Лапин, Конев, Рокоссовский, Каландаришвили, Гашек, Сухэ-Батор и прочие товарищи, чьими именами назвали потом близлежащие улицы. После Гражданской войны в здание въехали профсоюзные организации, а также свежесозданный театр рабочей молодежи, обосновавшийся в бывших помещениях театра Гиллера. Во время войны театральную площадку предоставили эвакуированному Московскому театру сатиры.
В последующие годы Иркутский ТЮЗ стал знаменит — благодаря театральной дерзости и задору труппы, благодаря завлиту, драматургу Павлу Маляревскому, известному по всей стране, а позже благодаря тому, что именно худсовет ТЮЗа почти единогласно зарубил первую пьесу Вампилова «Прощание в июне». В 1982-м здесь работал главрежем Вячеслав Кокорин, а в подвале ТЮЗа родился Театр пилигримов Владимира Соколова.
О том, что театр нуждается в ремонте, говорили с начала 80-х годов. Кое-какие проблемы устранялись — меняли перекрытия над сценой, укрепляли консоли, но все это были лишь временные меры. В начале девяностых подключили наконец проектные организации: сначала институт «Промстройпроект», потом московский «Гипротеатр». Но тут возникли непреодолимые обстоятельства: Росимущество вдруг сообщило, что здание принадлежит Федерации, хотя по иркутским документам памятник принадлежал области. Именно это на десятилетие затормозило ка-
кие-либо работы в здании и привело к его упадку. В конце двухтысячных о реставрации здания снова заговорили, губернатор Мезенцев обещал отремонтировать и расширить театр к 350-летию Иркутска. Увы, хотя Министерство культуры РФ приняло положительное решение о передаче здания области, бумажная волокита растянулась на долгий срок.
В этом году вопрос о ТЮЗе поднят вновь: министерство культуры и архивов Иркутской области весной сообщило, что устаревший проект по ТЮЗу будет откорректирован в текущем году и на эти цели выделено 30 миллионов бюджетных рублей. Заказчиком корректировки назван Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области. Так что бумажная работа в самом разгаре. Состояние здания между тем «интенсивно ухудшается» — так выразился начальник производственно-технического отдела министерства культуры и архивов Дмитрий Урнышев.
Офицерский ремонт
Еще одно здание со столь же долгим «ремонтом» — Дом офицеров Иркутского гарнизона, который в 2011 году был передан военными в областную собственность.
Это здание исторически так же ценно, как и здание ТЮЗа. Каменное здание выстроено было после большого иркутского пожара на средства купчихи Колыгиной и на ее земле, очень протяженной — усадьба включала в себя и ту территорию, которую впоследствии занял кинотеатр «Пионер». Именно на месте «Пионера» стоял флигель, где сама купчиха и квартировала. Основное же здание — так называемый колыгинский дворец — сдавалось ей под торговлю и разные учреждения. Дворец имеет уникальную конструкцию: архитектор Кудельский поместил фундамент на каменные шарниры, и здание получилось сейсмоустойчивым.
В 1925 году это здание стало Домом офицеров со всеми полагающимися надстройками: школой марксизма-ленинизма, народным университетом военных знаний и военно-патриотического воспитания, музеем боевой славы. В конце девяностых здание оказалось в эпицентре скандала: один из бывших начальников попал под уголовное преследование, и все исторические архивы были сожжены вместе с финансовыми документами военных.
В 2011 году Минобороны избавилось от непрофильного актива, передав его на баланс области неотремонтированным, аварийным. Началась подготовка документов для реставрации. В отреставрированном здании решено было разместить Дворец молодежи, основной деятельностью которого стало бы патриотическое воспитание. В 2013 году учреждению выделили 9 млн 220 тыс. рублей. Они были израсходованы на разработку и согласование комплексного проекта реконструкции исторического здания, который был отмечен тремя наградами на престижном фестивале «Зодчество Восточной Сибири».
А недавно выяснилось, что проект требует доработки в связи с изменившимся федеральным законодательством. В феврале 2017 года губернатор Сергей Левченко сообщил, что на эти цели будет выделено 3 935 590 рублей. Бумажная работа продолжается.
«Пионер» завяз в согласованиях
На месте флигеля купчихи Колыгиной появился первый советский детский кинотеатр. Специально для этих целей одно-
этажное здание было надстроено знаменитым иркутским архитектором Борисом Кербелем. Молодой иркутский художник Игнатий Бойко, погибший в 1942-м, написал для «Пионера» большое полотно, которое называлось «База курносых. Иркутские пионеры в гостях у Горького» — в честь книги, которую сочинили иркутские пионеры и которая была одобрена самим Горьким.
Детский кинотеатр просуществовал все советское время и время перестройки. Но вопрос о реконструкции старинного здания звучал все громче. В 2003-м кинотеатр был закрыт на ремонт, из которого и по сей день так и не вышел. Во время ремонта, правда, поменялся собственник — «Пионер», изношенный на 55%, был куплен за 70,6 миллиона рублей ООО «Торговая площадь Павла Чекотова». Сегодня им владеет предприятие «Фортуна». В 2008 году, согласно договору, отреставрированный кинотеатр должен был открыться.
Были укреплены стены и фундамент, укрепили теплотрассу, заменили кровлю, полы. Собственник действовал согласно законодательству, сохраняя исторический внешний вид и даже приводя современные детали типа обязательной пожарной лестницы к «историческому» виду.
В 2014 году «Пионер» пообещали открыть. Тогда собственник пояснил, что много времени занимает согласование документов, что окончательные результаты экспертиз только-только получены. Прошло три года…
«Амурское подворье»: сто лет без перемен
Если немного свернуть с Карла Маркса, то на ул. Фурье можно обнаружить настоящую историческую развалину — здание, входившее некогда в усадебный комплекс, принадлежавший в разные годы разным купцам. Два доходных дома и флигель этой усадьбы в 2001 году перешли в пользование Управления Федерального казначейства по Иркутской области и вскорости были отреставрированы, к 2004 году они уже имели свой первоначальный облик. А бывшая гостиница «Амурское подворье» во дворе усадьбы сиротливо коротает свой век, разваливаясь на кирпичи.
Гостиница появилась после большого иркутского пожара в 1879 году. Тогдашний владелец, купец Домбровский, за два года поднял весь комплекс зданий из пожарных руин и выстроил в придачу гостиницу. Но залез в большие долги, и после его смерти кредитор, купец Патушинский, потребовал досрочного возврата денег — и заполучил часть усадьбы. Еще часть наследники Домбровского продали семье купцов Ямпольских — в том числе и «Амурское подворье», которое входило в пятерку лучших иркутских гостиниц. Здесь было до 50 номеров. Именно здесь во время путешествия на Сахалин останавливался Чехов.
К тридцатым гостиница стала общежитием университета, а позже разошлась на коммунальные квартиры. Здесь жили военные.
Статус памятника был присвоен «Амурскому подворью» только в 1983 году решением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С тех пор она разрушается. Когда началась перестройка, филологи предложили создать в стенах бывшей гостиницы литературный музей. В 1990 году дом расселили, пойдя навстречу общественной инициативе. Но проект, что называется, не пошел — денег не оказалось. Около года назад общественники — культурная интеллигенция в лице нескольких писателей, фотографа Бориса Дмитриева — снова пытались поднять вопрос о судьбе этого здания, устройстве там литературного музея и установке памятной доски Чехову. Но дальше предложения дело снова не пошло. В «Дубль ГИС» здание значится как ремонтируемое. Но ни единого признака ремонта мы не обнаружили.
Фото автора
Александра Шиханцева
Метки: Общество
Другие материалы:
Адвокат против Колчака
Футбол: сезон начинается
Хайтинке — труба: история продолжается
Клон
Хрущевки: чего ждать?
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...