2016-4-6 17:04 |
СМ Номер один, № 13 от 7 апреля 2016 года На Байкале проходит традиционная неделя буерного спорта Парусная лодка на коньках на бешеной скорости неслась мне навстречу по льду Байкала, рассекая хищным узким носом воздух.
Я на мгновение оторопела, не зная, куда отпрыгнуть, ибо слева и справа летели такие же буера. Тут управлявший буером спортсмен заорал. Я зайцем метнулась в сторону и быстро побежала к безопасному месту, где стояли мои благоразумные коллеги. Вот тогда-то я и поняла, в чем кайф этого дорогостоящего и редкого вида спорта. Если уж мне адреналина отвалилось полные голубые штаны, то что говорить о спортсменах!
Сначала официоз. Место: Байкал, Малое море, район мыса Уюга и деревни Курмы. Время: с 1 по 9 апреля. Что проходит: традиционная неделя буерного спорта — Кубок Азии, Кубок Байкала, чемпионат среди юниоров России. Кто: всего более 70 человек из разных городов России и стран мира — Великобритании, Германии, Венгрии, Швейцарии и других.
Теперь перейдем к сути. На мой личный взгляд, буерный спорт, как и многие другие, по сути довольно бессмысленный. Разогнать буер по льду и ехать к контрольной точке, ловя ветер и руля лезвиями, чтобы обогнуть ее, потом еще одну и раньше всех вернуться на старт, описав круг, — вот и все состязание. На деле, конечно, труднее. Хотя Байкал щедр на ветра, но капризен. То дунет так, что буер несется со скоростью 120 км в час, встает на одно боковое лезвие и даже порой переворачивается, то утихнет совсем. Так что мастерство оттачивается годами и ветрами разных континентов.
В безопасном месте я чуть отдышалась и поняла, что издалека буера похожи на однокрылых бабочек, причудливо кружащих по льду. «Бабочки» стали прибывать на финиш, и я пошла задавать всем подряд два глупых вопроса: сколько весит буер и какое у него имя. Первые пять спортсменов только улыбались мне по-иностранному и знатно позировали. Шестой тоже оказался немцем, но вполне прилично говорящим по-русски. Сначала он мне предложил поднять буер за нос. Я немного приподняла. Легкий. На второй вопрос ответил, что его буер никак не зовут (сам приходит), а вот у соседа есть название — «Синее пламя». Еще один спортсмен долго смеялся, а потом через переводчика поведал, что раньше его ласточку № 666 звали «Кендимен», что в США переводится как «наркоторговец». Но в прошлом году, чтобы не было стыдно перед мировым буерным сообществом, пришлось этого имени лишиться.
Минут через десять я услышала русский мат и пошла на него. Пока отечественные суровые мужчины выясняли тонкости последнего заезда, я разговорилась с девушкой из Санкт-Петербурга, которая приехала с мужем и двумя буерами на Байкал. Она дежурно предложила мне поднять буер и живо поинтересовалась, как я сюда доехала. Казалось, больше всего ее впечатлил путь вдоль Малого моря, 20 км по жутким ухабам. Мы поругали дураков и дороги. В целом она довольна. Но мечта увидеть черный космос льда Байкала не сбылась, ибо структура льда уже изменилась — он стал молочно-узорчатый. Оказывается, наша регата всегда последняя на планете, в каждом сезоне.
Спортсмены сначала катаются на других мировых площадках. К примеру, чемпионат мира проводился нынче в Норвегии, а потом, когда там уже плещется вода, едут на Байкал. Здесь в это время обычно лед 60—70 см, так что 40 кг буера (я все-таки узнала это!) и вес спортсмена выдерживает легко. Так что на Байкал приезжают самые ярые фанатики буерного спорта типа бывшего пилота «Формулы-1» из Германии, который и на пенсии не мыслит жизни без скорости.
«Бабочки» опять заскользили по льду, вызвав у фотографов рефлекторные жесты. Пришел Сергей Бородинов, легенда яхтенного спорта России, которому очень подходит определение «капитан, обветренный как скалы». Он рассказал, что русских спортсменов мало, ибо спорт очень дорогой. Буер стоит 150 тысяч евро, а еще надо паруса менять, лезвия, себе профессиональный наряд справить. Только довезти ледовую яхту из Европы до Байкала и самому доехать стоит пару тысяч евро. Спортсмены платят за все сами. И вроде мечтается провести в наших краях чемпионат мира в будущем году, но осилит ли здешняя сфера гостеприимства 250 человек, да и все ли смогут потянуть такие расходы? Опять же, в мире нет политической стабильности, НАТО расширяется на Восток, террористы зверствуют…
Я отошла полежать на льду, слушая, как уносятся в высокое небо и растворяются в нем фрагменты разных интервью: «Главное — реализовать себя», «Байкал — это то место, куда хочется возвращаться», «Хрясть — и пополам», «Десять пар лезвий надо, Карл»…
А потом буера умчались к берегу на ночь, сняли паруса и опустили мачты, превратившись в куколок. Мимолетные гости на Байкале, где вечны только тяга к нему людей да плохие дороги.
СВЕТЛАНА БУРДИНСКАЯ. Фото автора
Метки: Байкал, Спорт
Иллюстрации:
Издалека — как будто бабочки на льду сложили крылья.
Другие материалы:
Ледовый гольф переехал на Малое море
«Байкалу» стыдятся помогать
Хорошие трассы, сибирское солнце
Мы теряем «Байкал»?
Ночная хоккейная лига вышла на лед Байкала
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...