2017-7-12 15:28 |
View the full image На родовые обряды всегда собираются представители одной большой семьи.
View the full image
Суурта-Дулаан тоодэй — одно из самых священных мест Ирхидея. Оно имеет большую силу, поэтому обряды здесь проводятся часто.
View the full image
Валерий Таров по просьбе семьи из Осинского района провел обряд очищения для младшего представителя рода. Это было необходимо для того, чтобы решить проблему подростка и открыть ему дорогу в будущее.
View the full image
View the full image
Завершающим этапом обряда стало завязывание белого платка на сэргэ.
View the full image
View the full image
Недалеко от Ирхидея есть место с шестью сэргэ. Каждое из них носит имя шамана: Тубжэд, Суусли, Убай, Таар, Дальжан, Аадаг. Все они являются потомками Дулаан тоодэй.
View the full image
Илья Дыленов хорошо знает историю родного Бильчира. Он может рассказать немало интересных и познавательных фактов о жизни поселка и его святых местах.
View the full image
Александр Макавеев спустя 12 поколений перенял шаманство от своего предка. Сегодня он проживает в Бильчире и возглавляет общество шаманистов Осинского и Боханского районов.
СМ Номер один, Газеты, № 27 от 13 июля 2017 года
Корреспондент побывала на обряде и увидела, как в Осинском районе относятся к заветам предков
Осинский район — одна из немногих территорий, где старинные традиции вспоминают не только по праздникам. Даже ребенок расскажет, к какому роду относится его семья, и перечислит своих прародителей как минимум до седьмого колена. Эта земля полна легенд и преданий. Здесь большое количество священных мест и гор, рядом с которыми до сих пор проводят молебны. В Осинском районе живет много шаманов. Осинцы говорят, что шаманизм — это своего рода ген, передающийся потомкам и наделяющий человека определенными способностями. Но этот дар трудно назвать благословением, скорее это тяжкое бремя и огромная ответственность. Шаманам приходится ежедневно проводить обряды, делить с людьми их проблемы и заботы, помогать в лечении болезней. Отказаться невозможно. Такова воля предков, избранным остается подчиниться и служить народу.
Ирхидей охраняют шаманы
Родиной многих знаменитых сильных шаманов является Ирхидей. Жители этого села относятся к хогоевскому роду. Есть несколько версий того, как образовалось его название. Первая гласит о том, что когда-то у Хогоя было шесть сыновей и десять дочерей. Будучи уже старым, Хогой очень хотел иметь внука, чтобы продолжился его род. Каждое утро на восходе солнца он молился. Его сын Тэгшээхэн был женат на девушке из цэгэнутского рода. И вот духи услышали молитвы Хогоя, и у Тэгшээхэна родился сын, первый внук Хогоя, которого назвали Эрхэдэем, от слова «эрэхэ» — «просить», «по просьбе рожденный».
Согласно второй версии, у одного из сыновей Хогоя был сын Yлдээ, который поехал искать себе жену в улус Хатар-Хада. Он похитил девушку, а селяне погнались за ним. Они догнали молодых, когда те переправлялись через реку Курумчу. Выйдя на тот берег, Yлдээ крикнул старшему из преследователей, чтобы он приподнялся на стременах, и, натянув лук, пустил стрелу. Стрела прошла между ног, расколов переднюю и заднюю стойки седла. Преследователи поняли, что он хороший стрелок, хороший охотник, и повернули назад. При меткой стрельбе важную роль играет большой палец — эрхы. От него и произошло имя старшего сына Yлдээ — Эрхэдэй.
Также есть мнение, что название села образовалось от слова «эрхэ» — «избалованный». И что названия Иркутска и села происходят от одного корня «эрхyy». Покровительницей ирхидеева рода является Дулаан тоодэй. Принято считать, что именно она защищает и оберегает Ирхидей. О ней сложена еще одна красивая легенда. В ней говорится о том, что Дулаан была рождена в шаманской семье. Когда пришло время, ее хотели выдать замуж за нелюбимого человека. Тогда девушке приснился сон, из которого она узнала о том, куда ей нужно бежать, чтобы найти своего суженого. Она не испугалась трудностей, суровой тайги, диких зверей и пришла на территорию, которая впоследствии и преобразовалась в Осинский район. Там, рядом с Ирхидеем, она и встретила своего любимого, также принадлежавшего шаманской семье.
После замужества она прошла через положенные девять посвящений, имела все регалии шаманского достоинства. После смерти женщина была сожжена на большой горе вблизи Ирхидея. Эта местность и сейчас называется Шаманкой. Там по-прежнему проводятся обряды, посвященные Дулаан.
Вокруг Ирхидея много священных мест, и каждое из них имеет свое название. В честь великого шамана Аадага названа еще одна гора — Аадаг баабай. Это самая высокая сопка местности Матаган. Шаман умер в 1911 году. Его похоронили согласно древним обычаям. Ровно через 100 лет в Ирхидее умер еще один известный и уважаемый не только в округе, но и далеко за его пределами шаман Игорь Олзоев. Он возглавлял Совет шаманских общин Прибайкалья. И с ним простились по всем канонам вековой давности.
Медаль за помощь следствию
Нет уже на осинской земле таких прославленных шаманов, как Алексей Спасов, Владимир Таров. Но им на смену пришли дети — потомственные шаманы. Несколько лет назад посвящение прошли двое детей Алексея Спасова — Спас и Надежда. Дочь к тому же является известной провидицей. Этот дар она получила от матери — Людмилы Афанасьевны. Несмотря на слабое здоровье, Людмила Спасова принимала людей до самой смерти. К ней обращались со всего Советского Союза, были гости из Германии, Польши. Когда она начала терять зрение, помощницей стала дочь. Сначала Надежда сидела рядом с мамой и раскладывала карты, затем стала принимать в соседней комнате.
— Каждый день поток машин к нашему дому не прекращался. Кто-то приезжал к отцу, кто-то — к маме. И всех они старались принять, всем помочь. У меня способности начали проявляться в студенческие годы. С подругами в общежитии мы гадали в Святки на тарелочке. Без меня она не бегала. И все, что я тогда нагадала, сбылось. После смерти мамы я ходила в дацан, к гадалкам, хотела узнать, стоит ли мне этим заниматься. И везде мне ответили, что это необходимо, если ко мне идут люди, — рассказывает Надежда Цыпылова.
В 2010 году Надежда приняла посвящение и стала шаманом. Теперь она может проводить обряды очищения, лечить людей. Несколько лет назад Надежде Цыпыловой вручили медаль «Закон и правопорядок» за раскрытие нескольких особо тяжких преступлений.
— Я считаю, что шаманом становятся тогда, когда приходит совершенство в деле и признание народа. На самом деле это такая тяжелая ноша, такая ответственность. Каждый приходит к тебе со своей бедой, со своими проблемами. Нужно выслушать, помочь. Только когда ты действительно созрел для этого, знаешь, что есть необходимые силы и знания, можно принять шаманство, — говорит Надежда.
Ее брат, Спас Алексеевич, стал шаманом после смерти отца. Долгое время он работал в школе, преподавал уроки технологии и ОБЖ, однако после посвящения ему пришлось оставить педагогический труд. Свободного времени у него нет. Каждый день к нему за помощью обращаются люди. Приезжают не только из Иркутской области, но и из Бурятии, Забайкальского края.
Так решили духи
Набирает силу еще один ирхидейский шаман — Валерий Таров. Ему дар также перешел от отца. Нам удалось понаблюдать за работой шамана. Жители Осинского района обратились к Валерию Тарову с просьбой провести обряд очищения для младшего представителя семьи. Сделать это предстояло в одном из священных мест Ирхидея — Суурта-Дулаан тоодэй. В назначенный час на место проведения обряда во главе с шаманом прибыл большой семейный клан мальчика: бабушки, дедушки, тети, дяди, родители. Это обязательное условие ритуала. На импровизированном столике были приготовлены яства: мясо, бульон без соли, молоко, черный чай, тарасун и сладости.
После того как возле сэргэ (ритуального столба. — Прим. автора) был разожжен небольшой костер, Валерий Владимирович провел поклонение прародительнице рода, прочитал молитвы, а затем совершил необходимые манипуляции и с мальчиком. Всем присутствующим нужно было отведать приготовленной пищи. Часть ее отправилась в огонь. В конце обряда мальчик повязал на сэргэ белый платок. Таких здесь уже имелось несколько. Одни свежие, другие запылились от времени. Это означает лишь одно — обряды в этом святом месте проводятся регулярно.
После проведения ритуала у Валерия Тарова нашлось немного времени, чтобы побеседовать с нами. Он рассказал о том, что принял посвящение сравнительно недавно, в 2014 году. И нельзя сказать, что это было добровольное решение. Его судьбой распорядились духи. Прежде чем стать посвященным шаманом, Валерию Владимировичу пришлось испытать на себе так называемую шаманскую болезнь.
— Я каждый год лежал в больнице. И всегда с различными симптомами: то сердце заболит, то желудок прихватит или кровь идет из носа. Врачи не могли поставить диагноз. Затем умер старший сын. А когда стало совсем невмоготу — встал вопрос жизни и смерти моей и младшего сына — я обратился к гадалке. Она и сказала, что мне нужно принять шаманство. Этого требуют духи, — говорит Валерий Таров.
Как отмечают в Ирхидее, в их селе всегда были и остаются только традиционные шаманы. Они проводят обряды по старинным канонам. А все новомодные веяния для них чужды.
Учиться на совесть
Еще одно селение, где также сильны традиции бурятского народа, — Бильчир. В начале 60-х годов он был перенесен из зоны затопления. В его состав вошли восемь улусов. Переселенцы старались компактно строиться на новом месте. Вслед за жилыми зданиями появились школа, клуб, больница, мастерские. В местной МТС ремонтировалась сельскохозяйственная техника со всех близлежащих населенных пунктов. Этому поселку пришлось выдержать немало испытаний в разные годы жизни страны. Но и в наши дни он считается одним из самых крепких населенных пунктов Осинского района.
В настоящее время Бильчир успешно развивается. Возводятся новые дома, обрабатываются прилегающие земли, понемногу прирастает население. Главной гордостью и сердцем Бильчира являются Дом культуры и школа. Два года назад образовательное учреждение отметило 125-летний юбилей. Главную его гордость составляют выпускники. Бильчирскую школу даже именуют школой ректоров. Из ее стен вышли шесть руководителей вузов, более 25 докторов наук, 17 мастеров спорта. Среди именитых школьников здесь обязательно вспоминают и Артура Арзаева. Он стоял у истоков создания государственного ансамбля песни и танца «Степные напевы».
Как отмечает Валентина Хартанова, директор школы, возможно, своими успехами знаменитые выходцы из Бильчира обязаны плодородной осинской земле. Плюс благодатное зерно в образование бильчирцев заложил бурятский этнограф и фольклорист Матвей Хангалов. Он руководил школой почти с самого ее основания — с 1902 по 1918 год. Благодаря научной деятельности этого ученого мы можем многое узнать о жизни, фольклоре, верованиях бурят.
На территории учебного заведения расположен дом-музей Хангаловых. Перед тем как окончательно укрепиться на этом месте, он был перенесен дважды. Бильчирцы постарались сохранить все вещи ученого. Поэтому в доме можно до сих пор увидеть венские стулья, стол, сундуки и другие предметы быта начала XX века. На одной из стен висит портрет и письмо, адресованное Матвею Николаевичу, от известного французского академика, этнографа и друга Поля Лаббе. Все эти уникальные экспонаты школе подарила дочь этнографа Софья Хангалова. Она знала, что здесь их будут беречь.
Сейчас музей находится под покровительством Виктора и Натальи Кузьминых. Они строго следят здесь за порядком и сохраняют его в первозданном виде. Просторные комнаты дома навевают особое состояние умиротворения и ощущение, что время здесь замерло навсегда. Неслучайно музей не только был признан одним из лучших в Усть-Ордынском округе и Иркутской области, но и становился призером международного конкурса.
Предание о живой воде
Как и в Ирхидее, в Бильчире также немало сакральных мест. Среди них выделяются три священные горы: Удагтай, Сагаан-Хушуун и Хара-Хушуун. Об одной сложена красивая легенда. Ее содержанием с нами поделился Илья Дыленов, председатель совета ветеранов МО «Бильчир». Ему в свою очередь ее не раз пересказывала сестра бабушки, Олимпия Петрова. В ту пору Илья Михайлович был еще школьником. Однако даже спустя много лет помнит ее наизусть.
— Удагтай — гора легенды о живой воде. По преданию стариков, на этой горе из-под земли бил ключ живой воды. От него бежал ручей. Переступать через него для молодых женщин было святым запретом, но однажды женщина перешагнула, и с тех пор оттуда стала уходить вода. Тем временем над ручьем пролетала ворона. Она успела взять глоток воды и взлетела на ель. Сидела, думала, гадала: куда эту воду девать? Если сбросить на людей, будет их слишком много, если на зверей — их тоже будет много. И пока она думала, над елью сорока пролетала. Она крикнула, ворона от испуга раскрыла клюв, и вода ушла под ель. С тех пор в народе говорится, что ель цветет зеленым цветом зимой и летом, — повествует Илья Дыленов.
По его словам, на этой горе действительно есть ямка, откуда, возможно, в незапамятные времена и бил источник. Однако об этом доподлинно никто не знает. Зато у подножия этой горы каждый год проводится большой обряд, на который съезжаются жители нескольких селений.
Лето — пора обрядов. До самой осени в Осинский район будут приезжать люди, чтобы заказать молебны для благополучия, здоровья, удачной дороги себе и своим близким.
Фото автора
Лидия Гергесова
Метки: Культура
Другие материалы:
Цена ягоды
Что прячут иркутяне
Станция Зима: в гостях у поэта Евгения Евтушенко
Писали президенту, возили депутатов
«Блат на телевидении — это бред»
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...