2016-6-23 03:23 |
СМ Номер один, № 24 от 23 июня 2016 года Бойцы отряда «15. 08» в минувшие выходные окарауливали очаг площадью 280 гектаров В период, когда Иркутскую область захватили лесные пожары, добровольцы отряда «15.
08», конечно, не могли остаться в стороне. Выяснив в региональном МЧС, где могут пригодиться их силы и куда можно добраться без привлечения авиатехники, в прошлые выходные огнеборцы выдвинулись в Осинский район. С начала пожароопасного периода в этом районе было зарегистрировано 17 пожаров. Сейчас все возгорания удалось локализовать. Остался один пожар, но большой, который образовали, соединившись, два очага. Именно на этом пожаре, полыхавшем в глубокой тайге, и предстояло работать отряду.
Никому не нужные бревна
Ранним утром в субботу команда из 8 добровольцев, журналиста и фотографа нашей газеты выехала из Иркутска на трех внедорожниках. С собой огнеборцы взяли 500-литровую бочку, бензопилы, противопожарные ранцы и лопаты. В поле возле Осы мы встретились с Владиславом Максименко, начальником территориального управления Агентства лесного хозяйства по Осинскому лесничеству.
— Нынешнюю ситуацию в районе можно назвать стабильной, — сообщил Владислав Викторович. — Пожары локализованы, остался один очаг площадью 280 гектаров. Он тоже локализован, но за ним необходимо следить, чтобы огонь не распространился. Так что человеческие ресурсы нам нужны.
Самый пик пожаров в осинских лесах пришелся на июнь — период, когда установилось летнее тепло и в лес потянулись охотники и браконьеры, оставляя в тайге незатушенные окурки и костры. Еще одна категория граждан, которая заботливым отношением к лесу не отличается, — это нерадивые лесорубы, чьи действия тоже провоцируют пожары. Конечно, не для всех людей, чья деятельность напрямую связана с тайгой, характерно такое безответственное отношение, но факт остается фактом. Практически 100% лесных возгораний — дело рук человека.
Осинское лесничество выдало нам в провожатые местного жителя — Петра. На вопрос, сколько еще ехать, он каждый раз отвечал с хитринкой в глазах: «Пятнадцать километров». Петр оказался человеком, который не прочь подшутить над городскими жителями. На вопрос, много ли в осинском лесу клещей, он совершенно серьезно отвечал: «Тридцать метров — тридцать клещей».
По пути к очагу нам попалась заимка — домик и большой огород, одиноко стоявшие посреди леса. Строения имели запущенный вид.
— В 90-х годах здесь жила семья, разводила скот. Из леса пришел беглый преступник и вырезал всех, — рассказывая эту страшную историю, Петр уже не шутил.
Лес вдоль просеки выглядел не лучшим образом — он был захламлен верхушками спиленных деревьев, которые, очевидно, были брошены здесь во время прокладывания пути. Дальше нам попадались поляны, которые наглядно показывают, с какой поразительной расточительностью относятся лесорубы к природным богатствам. На полянах лежали осучкованные бревна товарного размера. Часть из них еще выглядела свежо, а часть почернела от времени. Почему в лесу брошено столько, по сути, готового строительного материала? На этот вопрос нам впоследствии ответил один из работников осинской лесоделяны: «По-разному бывает. Дорогу развезет, и невозможно эти бревна вывезти. Или напилим столько, что машина вывозить не успевает. А бревна от ветра и дождя быстро теряют товарный вид. Это уже не деловая древесина, она никому не нужна».
Усовершенствованный плуг
Уже ближе к вечеру мы добираемся до лесоделяны, которая служит отправной точкой для тушителей. На деляне тарахтит маленький трактор с плугом. Как раз к нашему приезду из леса выходит Михаил Комаров, главный специалист-эксперт территориального отдела по Осинскому лесничеству.
— Ваша помощь пригодится, — говорит Михаил. — Завтра надо будет распиливать, расчищать дорогу, по которой пойдет трактор, пропахивающий минерализованную полосу (искусственно созданный противопожарный барьер. — Прим. авт. ). Местность сложная, болотистая. Вчера трактор утонул. Благо был второй, вытянул…
— Пожар идет низовой, захватывая старые горельники. Ценных насаждений тут нет, — продолжает Михаил. — Местность труднодоступная, добираемся только пешком. Воду туда не подвезешь. Мы берем с собой пару противопожарных ранцев, но вода в них быстро заканчивается. Возвращаться за водой в лагерь смысла нет — слишком много времени уйдет.
Самый эффективный способ в этой местности — тушить очаги с помощью трактора ТТ75. Сначала идут люди с бензопилами, расчищают путь, чтобы плуг мог нормально работать. А уже за людьми идет трактор. Плуг у трактора самодельный, местные умельцы сделали его по заводскому образцу. Хороший получился плуг, даже лучше заводского: делает широкую борозду и пласты грунта разваливает по краям, а когда пройдет заводской, земля тут же падает обратно.
Но даже такой — усовершенствованый — плуг не выдержал долгой работы в сложных условиях, сломался. Лесничие отправили людей за сварочным аппаратом, чтобы ремонт можно было провести на месте.
— Все сегодня подготовим, а завтра в бой, — констатирует Михаил.
Пожертвовать малым, чтобы спасти большое
На осинском пожарище трудилось 15 человек: 10 из лесхоза, а остальных привлек арендатор лесоделяны. Зарплату своим людям платит арендатор, потом выставляет счет лесхозу.
Наш отряд разделился на три группы. Первая, самая малочисленная, осталась готовить ужин. Вторая на автомобиле с 500-литровой канистрой поехала за водой. А третья, в которую вошли корреспондент и фотограф «СМ Номер один», отправилась окарауливать пожар. Чтобы добраться до дальней точки пожара, нам нужно было преодолеть 6 километров. Путь не был тяжелым, поскольку продираться сквозь чащу не потребовалось. Сначала мы шли по просеке, а потом по прокопанной минполосе.
На человека, первый раз входящего в горящий лес, картина, которая открывается взгляду и слуху, производит страшное впечатление: черная земля, огненные раны на стволах деревьев и огонь, пожирающий жизнь. Периодически в лесу раздаются звуки, похожие на выстрелы, взрывы или тяжелые стоны, — это падают на землю умирающие деревья.
Наша задача состоит в том, чтобы не позволить горящим деревьям упасть на минполосу и распространить пожар. По лесу бойцов отряда ведет житель деревни Онгой Матвей Дмитриев, нанятый арендатором, чтобы противостоять лесным пожарам. Наш сопровождающий относятся к категории людей, которые уважительно и бережно относится к тайге. Когда бойцы отряда начали пилить горевшую ель, стоявшую у минполосы, Матвей очень болезненно отнесся к ликвидации живого дерева.
По большей части бойцы отряда пилили сушины — засохшие деревья, которые огонь пожирает с особой яростью. Сначала со стороны пожарища на стволе делается треугольный распил, потом дерево пилится со стороны минполосы. Далее бойцы берут две длинные палки, упирают их в ствол и толкают дерево в сторону пожара.
— Толкаете от бедра — так создается самое мощное усилие, — инструктировал представитель отряда Андрей Черных молодых бойцов. — Не нужно проявлять лишнее мужество, толкать от плеча — так можно надорвать спину.
По словам Матвея, опасность для распространения пожара представляют не только горящие деревья, но и обыкновенные ветки или палки, которые падают на минполосу и по ним, как по мостикам, перебирается огонь.
В тушении лесного возгорания применяется встречный пал. Это когда навстречу пожару пускают искусственно созданный. Встретившись, два пожара, лишенные «пищи», затухают.
— В шахматах есть комбинация гамбит, когда игрок для захвата центра жертвует пешку или фигуру. Так и мы жертвуем небольшим участком леса, чтобы спасти большие площади, — говорит Матвей.
В плену у грязи
Когда мы возвращались с окарауливания, начался мелкий дождик. На следующее утро стало ясно, что ринуться в бой не получится: во-первых, дождь доделает работу, которую не успели сделать огнеборцы, а во-вторых, дорога домой может занять гораздо больше времени и усилий, чем мы рассчитывали. Дело в том, что дождь превратил просеку в грязное месиво — ловушку даже для самых проходимых машин.
Ночью лесничие и их помощники, ночевавшие в зимовье, обнаружили, что их жилище протекает. Так что вместо сна люди большую часть времени провели в поисках сухого места на нарах, что, впрочем, не стало поводом для потери оптимизма.
— Бог не Ерошка — видит, кому тяжко, — говорит один из огнеборцев, с одобрением глядя на затянутое тучами небо. — Долго же мы этого дождя ждали…
Из-за дождя все работы по тушению лесного пожара были свернуты. Когда за дело берется небесная канцелярия, у людей появляется шанс взять передышку.
Впрочем, как оказалось, природа послала огнеборцам другое испытание, размыв глиняную просеку. Бойцы отряда выбирались из леса на «УАЗ-Хантер», «УАЗ-Патриот» и «Мицубиси-Паджеро».
И лесничие штурмовали просеку на двух уазиках. Скользкая глина не позволяла держать дорогу. Машины поочередно сползали в колею и садились на мост. Путь домой превратился в настоящее сражение с бездорожьем. И лесничие, и бойцы отряда работали сплоченно и дружно, вытаскивая машины из грязи.
Но, пожалуй, самую высокую степень героизма проявил водитель трактора Максим Бошко. Накануне он занимался сваркой плуга и сжег себе глаза. Из-за сильной боли он провел бессонную ночь. На следующий день резь в глазах не прекратилась, но водитель трактора был единственным человеком, способным всех спасти. Превозмогая боль, он цеплял на плуг своего маленького вездехода трос и раз за разом вытаскивал из грязи наглухо застрявшие машины. Благодаря быстрой и четкой работе трактора, а также усилиям всей команды преодолеть самый жуткий участок пути нам удалось быстрее, чем все рассчитывали.
Вчера мы созвонились с Михаилом Комаровым, который сообщил, что в ближайшее время, когда подсохнет дорога, он вместе с коллегами обязательно навестит отработанный очаг. Надежда на то, что дождь все окончательно потушил, конечно, есть, но, исходя из практики, есть опасность, что огонь сейчас сможет ожить и распространиться по лесу.
Отряд «15. 08» работает на полном самообеспечении, т. е. топливо, продукты и большую часть амуниции бойцы приобретают на собственные средства. Кроме того, как показал выезд в Осинский район, суровые испытания непроходимой дорогой транспорт выдерживает не всегда и впоследствии требует ремонта. Те граждане, которые не имеют возможности выезжать на тушение, но желают помочь работе
отряда, могут перечислить любую сумму, зайдя по ссылке https://vmeste. yandex ru/otryad1508.
Все средства поступают на р/с отряда и затем используются для практической работы.
Ксения Рютина«СМ Номер один». Фото Сергея Игнатенко
Метки: Происшествия, Иркутская область, Осинский район
View the full image
View the full image
View the full image
View the full image
View the full image
Сушину, которая может упасть на минполосу, добровольцы отправляют в «мертвую зону».
View the full image
View the full image
Дерево, обрушенное пламенем, догорает изнутри.
View the full image
View the full image
Лес, умерщвленный огнем.
View the full image
Утром стало окончательно понятно, что работы по тушению закончены, спасать лес пришел дождь.
View the full image
View the full image
View the full image
Коллективное фото, сделанное после победы над бездорожьем. Возможность облегченно выдохнуть появилась, когда разбитая глиняная просека сменилась грунтовой дорогой.
.
Подробнее читайте на baikal-info.ru ...